Написать гиа по русскому языку. Огэ по русскому языку

Государственная итоговая аттестация 2019 года по русскому языку для выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по данной дисциплине. Основные проверяемые в тестировании элементы содержания:

  1. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы. Пунктуация в простом и сложном предложениях. Орфограмма.
  2. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
  3. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.
  4. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
  5. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
  6. Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
  7. Словосочетание.
  8. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
  9. Осложнённое простое предложение.
  10. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
  11. Синтаксический анализ сложного предложения.
  12. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.
  13. Сложные предложения с разными видами связи между частями.
Дата сдачи ОГЭ по русскому языку 2019 года:
28 мая (вторник) .
Изменения структуры и содержания экзаменационной работы 2019 года по сравнению с 2018 годом отсутствуют .
В данном разделе вы найдёте онлайн тесты, которые помогут вам подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) по русскому языку. Желаем успехов!

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.




Текст, который потребуется при выполнении заданий будет указан в каждом вопросе для вашего же удобства.
При выполнении заданий А1-А6 выберите только один правильный вариант.
При выполнении заданий B1-B14 возможно несколько вариантов ответа.

ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ по русскому языку. Демонстрационный вариант.

Выложен на сайте ФИПИ 01.09.2018

"Весело готовимся к устному собеседованию"

Устная часть ОГЭ по русскому языку


Устная часть по русскому языку будет состоять из даух частей, включающих в себя четыре задания .

1 часть состоит из двух заданий .

Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.

Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты). Время на подготовку - 2 минуты. При необходимости можно использовать "Поле для заметок".

2 часть состоит из двух заданий .

Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который предложен для чтения и пересказа.

Выполняя задание 3 , необходимо построить связное монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута. Высказывание не должно занимать более 3 минут. Необходимо привести НЕ МЕНЕЕ десяти фраз по теме высказывания.

Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.

Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись поточная аудиозапись .

Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах . Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет» .

Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов .

Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.

Задание В1 экзаменационного теста в 9 классе ориентировано на умение заменять указанное слово синонимом (реже — синонимичным выражением). Синоним должен быть стилистически нейтральным. Что это значит?
Сначала вспомним, что такое синонимы.

СИНОНИМЫ — это слова одной и той же части речи, близкие по значению.
Например: красный-алый, бежать — мчаться, трудный — сложный.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СЛОВА — это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Например:


слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься , шляться;

будущий - по сопоставлению с книжным грядущий ;

взгляд - по сопоставлению с взор ;

глаза - по сопоставлению с очи ;

голый - нагой;

доказательство - аргумент;

душистый - благовонный - благоуханный;

есть - вкушать, жрать;

жаловаться - сетовать;

заботиться - радеть;

задержка - промедление, проволочка;

кудрявый - курчавый;

лгать - врать;

мешать - препятствовать;

муж - супруг;

надежда - упование, чаяние;

напрасно - тщетно;

обещать - сулить;

обмануть - надуть;

поединок - единоборство;

смерть - кончина;

умереть - скончаться;

хоронить - погребать.

Посмотрим, как сформулировано задание В1.

Выглядит оно примерно так: «Замените разговорное слово «страшно» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним».

На первый взгляд, задание В1 несложное. Но у многих учеников оно вызывает трудности, т.к. русский язык настолько богат, что одно слово может иметь не один и не два, а несколько десятков синонимов. Поэтому нередко в ответах приводится не один вариант, а два или даже три возможных.

1. Замените словосочетание ВСЕГО НИЧЕГО из предложения 14 Напишите этот синоним.

(14)Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест.

2.Замените слово ПРИМЕТИТ из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(18)Направляясь домой, Варя никак не минует переезда, и Лёшка её сразу приметит, а она его нет.

3. Замените фразеологизм НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ из предложения 9 с Напишите этот синоним.

(9)И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах.

4. Замените слово УЖАСНО из предложения 5 на Напишите этот синоним.

(5) Мише это повторение вскоре ужасно надоело.

5.Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

6.Замените слово ЗАВАЛИТЬ из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(19)Порой случалось ему завалить даже осторожную антилопу орикс, и тогда уж кот пировал на славу.

7.Замените слово РАЗУМЕЛ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(13)Под волей он разумел свободу.

8. Замените индивидуально-авторское слово НАСТЫЛЫЕ из предложения 15 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

(15)С раннего утра ползли они по улицам, огромные синие вагоны, зимой залепленные снегом, с наглухо замерзшими стеклами, настылые, мрачные; летом пестреющие женскими шляпками, с империалом, то над чем-то хохочущим, то мирно созерцающим окрестный пейзаж…

9. Замените слово ДОХА из предложения 3 стилистически нейтральным общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним.

(3) Она была в короткой заячьей дохе, поднятый крашеный воротник, покрытый плотным инеем, холодно сверкал.

10. Замените слово НЕИЗБЫВНОМ (любопытстве)из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(8)Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки, начертанные ровно линии, взяла пузырек с тушью, аккуратненько вылила ее на весь проект, и краска залила чертёж.

11.Замените слово В БАДЕЙКАХ из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(36) Старуха и женщина лет тридцати сидели на полу и месили тесто в бадейках.

12.Замените слово ИМЕНИТЫХ из предложения 15 . Напишите этот синоним.

(15)Замечательный портретист, он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений, в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и, кроме того, десятки безвестных купцов, моряков, женщин и детей, чиновников и крестьян.

13.Замените слово НЕВЕСТЬ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(20)Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку.

14.Замените слово УВЯЗАЛСЯ из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(7)Старого мерина мы знали давно, и ничего таинственного в том, что он увязался за нами, не было.

15.Замените слово НЕ ПОПАДАЛИСЬ из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(12)Но даже по самому снисходительному счету разве мне не попадались дурные и злые люди?

16.Замените слово ПЛЯСУНЬЕ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(24)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о Снежной королеве.

17.Замените слово ПОЗУМЕНТ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(20)Когда шарманщик чуть приметно кивнул, мальчик, сбросив верхнюю одежду, остался в обшитом мишурными позументами, затасканном, стократно заплатанном костюме акробата, и все вокруг ахнули.

18.Замените слово ХЛЯБАЛИ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(4)На обогретом, с боков заголённом серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо, хотел побежать скорее: может, сова или песец задавили линялого гуся, косточки да остались от него, но сапоги, хоть в них и было толсто подвернуто, хлябали, вязали ноги.

19.Замените слово ОТТЕРЕТЬ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(9)Папа мне теперь не защита: он не видит меня, и любой прохожий может меня оттереть, и тогда случится самое страшное: я потеряюсь.

20. Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

(13)Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана.

21.Замените слово БАРЫШ из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

(11)Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам.

22.Замените слово ОСКУДЕВАЕТ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(5)Случилось несчастье: он оскудевает и мертвеет на наших глазах.

23.Замените слово ПОЗЛАЩЕННЫЕ из предложения 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(27)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги, в колеях которых, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты, и он был уверен, что не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии.

24.Замените слово ВОЗЗВАНИЕ из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(6)Однажды в «Последних Новостях» я напечатал коротенькое воззвание – просьбу помочь молодой женщине, матери двух детей, попавшей в тяжелое положение.

25.Замените слово УЗНИКОВ из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

(24)Я разрушу все клетки и освобожу несчастных узников.

26.Замените слово НЕИСТОВОГО из предложения 13 на стилистически нейтральный синоним. Напишите этот синоним.

(13) И новая волна неистового смеха покатилась по комнате.

27.Замените разговорное слово ПОТЕХУ из предложения 17 стилистически нейтральным словом-синонимом . Напишите это слово.

(17)А однажды Лина пошла в зоопарк, но тут ей не понравилось: жалко было потрёпанных медведей-попрошаек, зады у которых были вытерты и голы, оттого что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки.

28.Замените разговорное слово ВОН из предложения 23 с синонимом . Напишите это слово.

(23)«А я хоть в клетке согласна!» - крикнула Лина и быстро побежала по дорожке вон из зоопарка.

29.Замените просторечное слово ТЁТКИ из предложения 27 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(27)Она бежала вдоль забора, увидела вход в другую ограду, проскочила мимо тётки, разомлевшей под солнцем, упала на скамью, отдышалась и стала оглядываться.

30.Замените книжное слово (высокого стиля) МИРОЗДАНИЕ из предложения 49 стилистически нейтральным словом-синонимом . Напишите это слово.

(49)Музыка звезд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звездный свет.

31.Замените книжное слово (высокого стиля) СЛАВИЛ из предложения 52 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(52)Рожденный под этими звездами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и все живое на земле.

32.Замените разговорное слово УЙМА из предложения 10 Напишите это слово.

(10)– Причин уйма.

33.Замените разговорное слово УТЕХА из предложения 15 синонимом. Напишите это слово.

(15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников…

34.Замените просторечное слово ПРИВОЛОКЛИ из предложения 18стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

35.Замените разговорное слово БАШКОВЫТЫЙ из предложения 20 стилистически нейтральным словом синонимом . Напишите это слово.

(20)– Вот увидите: еще появится башковитый человек, который всё подлатает.

36.Замените разговорное выражение НЕ ПО СЕБЕ из предложения 28 стилистически нейтральным наречием синонимом. Напишите этот синоним.

(28)У мальчишки пересохло во рту, стало не по себе.

37.Замените разговорное слово УЛАМЫВАТЬ из предложения 30 стилистически нейтральным словом-синонимом . Напишите это слово.

(30)Долго тебя уламывать?!

38.Замените разговорное слово КОЛОТИТСЯ из предложения 33 стилистически нейтральным словом синонимом . Напишите это слово.

(33)Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и мальчик, отвечая на ее взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка.

39.Замените разговорное слово СВИСТОПЛЯСКА из предложения 45 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.

(45)Мальчишка стоял притихший в стороне от этой свистопляски.

40.Замените просторечное слово РЯВКНУЛ из предложения 53стилистически нейтральным синонимичным выражением . Напишите это выражение.

(53)– Где ты болтался? – рявкнул отец.

41.Замените разговорное слово ВСЫПЛЮ из предложения 54 стилистически нейтральным словом синонимом. Напишите это слово.

(54)– Погоди, вот я тебе утром всыплю…

42.Замените разговорное слово УГОМОНИЛИСЬ из предложения 55 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите это слово.

(55)Наконец все угомонились.

Материал для самопроверки вариантов задания В1

1.мало
2.заметит
3.навсегда
4.очень
5.купюр
6.убить
7.понимал, подразумевал
8.холодные, промерзшие

9.шуба

10.постоянном

11.в ведрах

12.знаменитых, известных

13.неизвестно

14.пошел

15.не встречались

16.танцовщица

17.тесьма

18.болтались

19.оттолкнуть

20.застывшим

21.доход

22.обедняется

23.позолоченные

24.обращение

25.заключенных

26. сильного

27.забава развлечение

28.прочьдолой

29. женщина(-ы)

30. мирвселенная

31.превозносилвосхвалял хвалил

32.множество

33. удовольствиезабава развлечение

34. принеслидоставили притащили

35. умныйсообразительный

36. неуютнонекомфортно

37.уговариватьубеждать

38.бьётся

39. переполохпутаница беспорядокхаос

40. крикнул сердито крикнул во весьголос

41. накажупобью

42.успокоилисьутихли

К ЕГЭ и ГИА по русскому языку учителя относятся по-разному, но чаще их критикуют, чем одобряют. Однако ЕГЭ и ГИА прочно вошли в систему образования и критически относиться нужно скорее не к наполнению и форме экзамена, а к уровню подготовки учащихся по этому предмету. Попробуем посмотреть на ГИА по русскому языку позитивно, разобраться, проверки каких знаний и умений учащихся требует этот экзамен, и как в процессе подготовки к нему школьники смогут систематизировать знания, восполнить пробелы в них и соотнести с ними свои практические навыки.

Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:

    лингвистическую компетенцию , т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

    языковую компетенцию , т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;

    коммуникативную компетенцию , т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Методы и приемы подготовки к сочинению

Практика моей работы и анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении творческих работ, особенно третьей части заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Поэтому в своем выступлении я хочу остановиться на системе подготовки к части С2.

С какого класса начинать эту работу? – Чем раньше, тем лучше. Поэтому уже с 5-го класса я в рабочую программу начинаю включать сочинения на лингвистическую тему- от сказок до более серьезных: «Значимая часть слова приставка», «Это незаменимое имя прилагательное» и т.п. Так, в 7 классе нынче мы писали сочинение на следующие темы: «Роль наречия в речи»; «Правомерно ли относить слова категории состояния к самостоятельной части речи?», « Роль предлога в речи»:; «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение» (Милославский И.Г.), сочинение по высказыванию А.Моруа «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение» . Последняя тема скорее на морально-этическую тему, тем не менее, навыки комментирования высказывания и построения собственного суждения на этой основе у учащихся формируются.

Упражнения на комментирование высказываний на лингвистическую тему могут предлагаться и в качестве лингвистической разминки в структуре любого урока.

    Обоснуйте положение: « Правильная расстановка знаков препинания в тексте свидетельствует об уважении пишущего к читателю ».

    Продолжите фразу: «В сложноподчиненном предложении отделять придаточную часть от главной следует затем, чтобы…».

    Продолжите фразу: « Некоторые школьники путают причастия и деепричастия. И причастие, и деепричастие образованы от глаголов. Однако это разные части речи, так как…».

    Продолжите фразу: «Чтобы правильно ставить знаки препинания в диктанте, надо не только прислушиваться к читаемому тексту, к интонации, но …».

    Докажите, что правила пунктуации делают нашу письменную речь единообразной и тем самым облегчают процесс чтения.

    Докажите, что знание состава слова облегчают правила его правописания.

Систематическая работа по подготовке к ГИА начинается в 8 классе.

Но чтобы эта работа была продуктивной и успешной, тех часов, которые выделены на изучение русского языка по базисному плану, явно недостаточно. Из каких временных ресурсов мы исходим?

1.Дополнительные часы из школьного компонента

2. Факультативы (до 2013- 14 уч. года), элективные курсы: «Текст как коммуникативная единица речи», «Основы редактирования», т.е. такие, которые подразумевают работу с текстом

3.Консультации

4. Самостоятельная работа учащихся с последующим анализом

Последовательность подготовки к написанию части 3 следующая:

1 этап. Повторение теоретических сведений (в чём состоит суть рассуждения, какова должна быть структура текста данного типа речи, что такое тезис, аргументы и вывод и т.п.).

2 этап. Чтение и анализ готовых текстов-рассуждений. Какие бывают сочинения

3 этап. Коллективная (или групповая) работа над созданием сочинения-рассуждения с дальнейшим его обсуждением, выявлением достоинств и недостатков.

4 этап. Самостоятельное написание сочинения-рассуждения на заданную тему.

5 этап. Анализ и оценка собственных сочинений.

Исходя из этого, составляю план подготовки к сочинению (в системе подготовки к ГИА).

На первых занятиях повторяем следующие понятия:

1.1. Понятие о сочинении на лингвистическую тему. Структура сочинения (композиция).Критерии оценивания сочинения.

Целесообразно знакомить каждого восьмиклассника и девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу.

У моих детей сразу возникает вопрос: «Что такое лексические или грамматические явления? Логические ошибки, речевые, грамматические ошибки?» Поэтому мы повторяем

1.2.Лексические и грамматические явления в языке. Их роль в тексте.

1.3. Речевые, грамматические, фактические, логические ошибки.

2 этап. Чтение и анализ готовых сочинений- рассуждений. Какие бывают сочинения

Знакомство с памяткой «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему», которая включает следующие разделы:

· Художественно-изобразительные средства.

· Синтаксические средства художественной выразительности.

3 этап. Коллективная (групповая) работа над созданием сочинения –рассуждения.

Практика показывает, что детям очень сложно дается начало сочинения . Учащиеся не понимают смысла высказывания или затрудняются своими словами формулировать исходный тезис. В работе помогает шпаргалка «Пошаговая инструкция по написаению сочинения С2»

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания. В этом вам помогут следующие слова и выражения:

автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на..., останавливается на..., раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что... и т.д.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитирования, например: Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания .

или: Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя .

или: В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека .

Шаг 4. Пишем основную часть

Основную часть можно начать следующими фразами:

    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте... (называем фамилию автора текста)

    Обратимся к тексту русского писателя... (фамилия автора текста)

    Докажем эту мысль на примерах из текста...

    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста...

Таким образом, общие требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические. В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно. Например: Аргумент 1.

Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Для успешной работы в этой части мы пользуемся шпаргалкой «Роль лексических и грамматических явлений в языке» , приспосабливая её к конкретному тексту.

Шаг 5. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что... Мы убеждаемся в том, что... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что... и т.д . Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или: Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

2. Аргументация: а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. За отсутствие абзацев снимают баллы.

На первых порах работу над сочинением я провожу в группах, чтобы не создавать стрессовых ситуаций, ситуаций неуспеха. После формирования элементарных умений учащиеся переходят на индивидуальную работу.

4 этап. Самостоятельное написание сочинения на заданную тему

5 этап. Анализ написанного. Классификация ошибок. Выставление баллов и оценок

В процессе подготовки нужно чаще предлагать учащимся анализировать варианты работ, выполненных в предыдущие годы или свои же работы. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

Работу я строю по учебно-методическому пособию под редакцией Н.А.Сениной. Кроме того, есть хорошие сайты в Интернете: я часто пользуюсь сайтом Захарьиной Е.А. «Сочинение на лингвистическую тему). «Капканы –ЕГЭ.РФ. Как готовиться к сочинению на ГИА « Здесь даны варианты сочинений от И.П.Цыбулько, рекомендации, комментарии.

На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку (9 класс) за 2009 - 2018 годы .

Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку состоят из трех частей.

Первая часть представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Вторая и третья части содержат задания, которые выполняются на основе одного и того же прочитанного текста. Вторая часть содержит задания двух типов: задания, где нужно выбрать один из предложенных ответов, и задания, где нужно самому дать краткий ответ.

В третьей части нужно выбрать одно из трех заданий и дать на него развернутый аргументированный ответ (необходимо написать сочинение-рассуждение).

К заданиям второй части даны правильные ответы, а к заданиям первой и третьей частей приведены критерии оценивания.

В демострационном варианте ОГЭ 2018 года по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года изменений нет.

Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2018 год

Шкала пересчёта первичного балла

  • за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по русскому языку

В демонстрационном варианте ОГЭ по русскому языку 2009 года подверглись изменениям критерии оценивания.

В 2013 году в демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку были внесены следующие изменения :

  • было изменено задание С2 ,
  • было исключено альтернативное задание (С2.2)

В 2014 году в демонстрационном варианте ОГЭ по русскому языку принципиальных изменений по сравнению с демонстрационным вариантом 2013 года не было.

В 2015 году в демострационный вариант ОГЭ по русскому яыку были внесены следующие изменения:

  • Количество заданий в работе было сокращено с 18 до 15 .
  • Максимальный балл за выполнение работы был уменьшен с 42 до 39 .
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).
  • Были добавлены два альтернативных задания 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение)

В демострационных вариантах ОГЭ 2016-2018 годов по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.