Развитие детей с нарушением интеллекта. Дети с нарушениями в развитии

Нарушения психического развития в детском возрасте


Откуда вообще взялось понятие «дети с ограниченными возможностями в развитии»? На бытовом уровне мы понимаем, что это категория детей, которые ограничены в своих возможностях: возможности полноценно жить наравне с нормальными людьми. Это те дети, которые имеют дефект.

Дефектология — это наука, изучает недостатки, которые приводят к нарушению, и поэтому у ребенка есть свои особенности в обучении, воспитании и развитии. Сам по себе дефект может быть и незаметен, если мы говорим о минимальных нарушениях.

Виды отклонений, теория Выготского

Существуют спецификации дефектов у детей по времени, локальности.

  • Есть первичные дефекты — это частные и общие нарушения ЦНС (центральной нервной системы) при рождении. Например, ребенок слепой или глухой (нарушение анализаторных систем). Ил травма или поражение головного мозга, или перинатальные (постнатальные) дефекты в развитии.
  • Вторичные дефекты — наблюдаются в последствии, когда ребенок не компенсируется в своем развитии. Например, малыш слепой с рождения, и родители ничем не компенсируют ему это нарушение (осязательные игры, больше рассказывать и давать щупать руками все предметы, рассказывать об их форме и т.д.) В этом случае у ребенка поверх первичных накладываются дополнительно вторичные психологические отклонения, вплоть до тяжелых психических расстройств.

Л.С. Выготский выдвинул свою теорию о сложной структуре дефекта.

Нарушение слуха (первичный дефект) искажает восприятие, нарушает весь процесс ВПР (высшие психические функции), что приводит ко вторичному дефекту. Потому что ребенок не компенсировал дефект, он не имеет дальнейшей адекватной социализации и в конечном итого это приводит к деформации личности в целом.

В свою очередь, существует отношение к норме . Как считать: нормальное развитие или нет? Понятие нормы в целом не существует. В любой науке норма имеет условность. В нашем понимании, норма:

  • Среднестатистическая, когда мы берем определенную выборку исследуемых и сравниваем ее с конкретным ребенком.
  • Функциональная норма — исключительно для отдельного человека.

Условия для нормального развития ребенка. Дизонтогенез

  • Нормальная работа головного мозга.
  • Нормальное физическое развитие ребенка.
  • Сохранность органов чувств: зрение, слух, движение, осязание, обоняние.
  • Систематичность и последовательность в обучении ребенка. Потому что только в процессе обучения малыш развивается.

Вот эти условия должны существовать, чтобы ребенок развивался нормально. Если что-то нарушается, происходит аномальное развитие.

Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов психического дизонтогенеза (нарушение в развитии):

  1. Общее стойкое недоразвитие.
  2. Задержанное развитие. Это дети ЗПР (с задержкой психического развития).
  3. Поврежденное развитие на ранних этапах жизни малыша. Это дети с органической деменцией.
  4. Дефицитарное развитие. Оно связано с тяжелыми нарушениями каких-то отдельных анализаторных систем (зрение, слух).
  5. Искаженное развитие. Это наследственные заболевания, в т.ч. и аутизм.
  6. Дисгармоничное развитие личности. Когда у ребенка наблюдаются стойкие дефекты в характере.

Причины аномального развития ребенка

Биологические факторы:

  • Хромосомные и генетические отклонения. Выявляются на раннем сроке беременности. Но здесь вопрос к родителям: продолжать беременность или прервать.
  • Инфекционные и вирусные заболевания, которые мама переносит в момент беременности (гепатит, краснуха, грипп).
  • Несовместимость резус-фактора.
  • Эндокринные заболевания матери (диабет).
  • Алкоголизм и наркомания.
  • Биохимические вредные вещества, воздействующие на маму на раннем сроке беременности: отравление, лечение антибиотиками.
  • Токсикоз, особенно на ранней стадии развития.
  • Родовые и послеродовые травмы ребенка: асфиксия во время родов (приводит к детскому церебральному параличу, повреждение головного мозга), гипоксия, удары плода, малый вес малыша.
  • Хронические заболевания матери.

Социальные факторы.

  • Это все неблагоприятные условия, в которых находится будущая мама..
  • Те условия, в которых длительно находится сам ребенок: в семье алкоголиков и наркоманов, нарушение детско-родительских отношений, постоянные конфликты между родителями, насилие со стороны взрослых (физическое и психологическое).
  • Дети с депривацией, когда ребенка лишают жизненно важных потребностей.

Все эти факторы приводят к деформации личности ребенка. Плюс сюда накладываются дополнительные нарушения в развитии, вплоть до аномальностей развития.

«Особенные» дети

Аномальные дети — это те дети, которые не вписываются в среду нормального ребенка. Выделяют несколько категорий таких детей:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и тугоухие, оглохшие). Т.е. любое нарушение слухового анализатора.
  2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, дальтоники).
  3. Дети с нарушениями интеллектуального развития. Это отголоски поражения ЦНС, мозга и т.п. Умственно отсталые дети.
  4. Дети с нарушениями речи (логопаты). С данной категорией детей хорошо работают логопеды.
  5. Дети с несколькими нарушениями психофизичесого развития (глухонемые, слепонемые, глухие умственно отсталые и другие сочетания, дети ДЦП немые).
  6. Дети с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата). Это мышечные дистрофии, меопатии, карликовость, сильный сколиоз.
  7. Дети с психопатией.

Нарушения зрения

Поговорим о нарушениях сенсорного восприятия.

Вообще, как мы воспринимаем информацию? Это зрение, слух, обоняние, вкус, осязание (тактильность).

Больший процент информации человек получает через зрение. Существуют зрительные иллюзии, которые искажают информацию, которую мы воспринимаем глазами. Это норма. В определенные моменты наши глаза могут искаженно воспринимать картинки (см. рисунок).

Иногда бывают зрительные иллюзии, когда что-то кажется, когда представляем одну вещь, а на самом деле эта вещь другой формы. Всё это ситуативно и обусловлено какой-то причиной. Это норма.

Другое дело, когда идет стойкое нарушение зрения (недоразвитие, потеря, ослабление).

Слепые дети — это те, кто с рождения незрячие, либо на первых годах теряют зрение (по причине травмы или болезни) и у них еще не сформировалось зрительное представление.

По степени нарушения это дети с абсолютной слепотой (на оба глаза) и слабовидящие (острота зрения от 0,05 до 0,2 с коррекцией или очками).

Каковы причины нарушения зрения?

  • вирусные, инфекционные заболевания. Переносчиками могут быть домашние животные. Например, если беременная мама заражается от кошки токсоплазмозом, ребенок родится незрячим;
  • наследственная передача нарушения зрения от родителей (катаракта, уменьшение размеров глаз). Иногда это доброкачественные опухоли связанные с нарушениями сетчатки глаза;
  • доброкачественные мозговые опухоли, которые выявляются не сразу, а могут появиться через какой-то промежуток времени;
  • травмы головы при родах и в раннем возрасте ребенка, кровоизлияния в мозг;
  • повышение внутриглазного давления;
  • недоношенный ребенок.

Слепые дети — это дети с полным отсутствием зрительного ощущения либо которые имеют какое-то остаточное зрение на расстоянии до 2 метров. Есть тотально слепые дети, у которых отсутствует даже ощущение света, потому что у незрячих иногда остается какой-то процент светоощущения.

Частично слепые дети имеют светоощущение, способны видеть и выделять фигуры людей, крупные объекты на общем фоне без детализации. У них отсрота зрения от 0,005 до 0, 04.

Слабовидящие дети, у которых острота зрения варьируется от 0,05 до 0,2. Таких детей сегодня много, особенно в начальной школе многие портят себе зрение.

Любой ребенок, который рождается с нарушением любой познавательной функции, неважно, зрение это или слух, у него идет наслойка вторичного дефекта, в т.ч. в эмоциональной, психической сфере. Незрячий ребенок компенсируется слухом, тактильностью. Даже свою врожденную слепоту ребенок может не сразу осознать (вплоть до возраста 6 мес.) Только в дошкольном возрасте ребенок начинает четко осознавать, что у него нарушено: не видит предметы, формы, близких людей, ничего и никого.

Но если своевременно организовать коррекционное пространство для малыша, то он сможет вполне адаптивно и адекватно себя чувствовать.

Как развивается слепой ребенок?

Он начинает позже манипулировать предметами, т.к. у него не развивается координация, он не видит форму. Ребенок начинает позже ползать, и ползает вперед ногами. Он садится на попу, вытягивает ноги вперед и потихоньку начинает исследовать окружающее пространство.

Слепые дети часто травмируются. Естественно, что уже на первом году жизни они начинают отставать от своих сверстников. За счет нарушения зрительного анализатора нарушается и пространственно-фотографические представления. Даже если ребенок развивается через речь и тактильно, все равно мелкая моторика отстает от детей с нормой. Отсюда и отставание высших психических функций — восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.

Какое внимание может быть у ребенка с нарушенным зрением? Это внимание только на звуковой раздражитель. И оно не всегда фиксируется: дети часто переключаются и отвлекаются, их невозможно привлечь к постоянно и монотонной работе.

Память . У детей нарушена координация, плохо развита моторика, поэтому память тоже страдает. Наглядно-образная память вообще отсутствует, т.к. у детей нет зрительного примера. Образ предмета формируется только за счет тактильного ощущения. Словесно-логическая мышление формируется и развивается, но тоже с задержкой.

Воображение практически отсутствует, потому что зрительно предмет сложно представить, тем более, если малыш не видит с рождения. Форма предмета у него формируется за счет каких-то внутренних, интуитивных представлений.

У слепых детей может быть исключительная слуховая память и музыкальный слух.

Если говорить о психологических особенностях, эмоциональной и волевой сферы, это нарушение и расстройство психики, проявление агрессии (ребенок не может полностью ощущать себя и понимает свой «дефицит»). Многие дети вообще не способны к проявлять самостоятельность, поэтому родителям нужно постоянно приучать их к самостоятельности, единственное, чтобы это не вредило здоровью и не угрожало жизни ребенка.

Если родители смогут адаптировать и асоциализировать ребенка, незрячий человек вполне может быть активный, найти свое дело, вполне компенсировать себе потерю зрения и испытывать полноту жизни, и во взрослом возрасте в том числе.

Сегодня многие родители адаптируют ребенка через искусство. Например, посещение выставок и музей, где ребенок может руками пощупать скульптуру, предмет.

Обучение слепых детей должно производиться с опорой на другие анализаторы: слуховой, кожный, вибрационный, обонятельный, тепловой.

Нарушение слуха

Детей с нарушением слуха изучает сурдопсихология и сурдопедагогика.

Обучение ребенка, его адаптация и компенсация осуществляется через дактильный алфавит и язык жестов. Каждая буква в алфавите отражает свой эмоциональный язык.

Жестовая речь заменяет речевую форму общения. Дети очень хорошо ее осваивают.

При быстром обмене информации используется либо дактильный алфавит, либо жестовая речь, по выбору ребенка. У некоторых может быть даже жестовая сверхподвижность, когда от тебя сходит такой поток информации, что другой человек не успевает читать твои жесты..

Выделяют 3 группы детей с нарушениями слуха :

  • Глухие. Не слышат даже очень громкие звуки более 60-70 дБ. Такие дети рождаются без слухового анализатора
  • Слабослышащие (тугоухие) — имеют частичную компенсацию, у них есть недостаточность восприятия звуков. В итоге это приводит к речевому недоразвитию. Такие дети начинают слышать звуки громкостью от 20-50 дБ и больше.
  • Позднооглохшие. Это дети, потерявшие слух вследствие какой-то болезни или травмы.

Современные наушники и высокая громкость музыки, что так любит большинство подростков сегодня, могут привести к полной глухоте.

Основные причины нарушения слуха у детей: детские вирусные и инфекционные заболевания, антибиотики, воздействие сильного источника звука, контузии травмы, повреждение среднего уха, отит, менингит.

Речь, как мы знаем, формируется за счет слухового восприятия. Поэтому если ребенок не слышит, он не может обучаться речи. Речи обучают специалисты, ориентируясь на зрительный анализатор у ребенка. Чем раньше начнете обучать ребенка речи, тем лучше будет его адаптация к будущей жизни.

Но если малыш депривирован, лишен обучения, у него могут развиться вторичные дефекты, связанные с психическим и физическим развитием (например, нарушение зрения, работы почек и др.)

Глухие дети могут обучаться за счет мимики и жестов.

У слабослышащих детей сочетается бедность словарного запаса с неправильным употреблением и запоминанием новых слов, искажение и недоговаривание речи, нарушение грамматического строя речи, невыразительность, неправильное составление предложений и их согласование, ограниченное понимание устной речи.

Если слепые дети обучаются по специальной методике Брайля, слышат все звуки и делают много ошибок, то что можно сказать о глухих детях? Они вообще не могут слышать звуки и подражать услышанному. Они способны только эмпирическим опытным путем достигнуть нужного произношения.

Коррекция слуха у детей происходит через:

  • Кохлеарную имплантацию (протезирование) — когда имплантант берет на себя функции врожденного внутреннего уха. Периодически имплантант нужно менять.
  • Занятия с сурдопедагогом. Специалист помогает ребенку освоить общение вплоть до звуковой речи: воспринимать, различать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и употреблять в своей речи.

Как развивается глухой ребенок?

В психическом развитии дети с нарушениями слуха отстают в развитии от своих сверстников. Такие дети хуже пользуются своей моторикой, позже начинают ходить. Они не всегда координационно стойкие, т.е. у них может быть нарушена координация.

В эмоционально-волевой сфере это приступы агрессии, негативизм, потеря самостоятельности (когда ребенка слишком опекают и ограничивают его развитие сами родители), развиваются разные формы психопатии.

Родителям ни в коем случае не нужно ограничивать своего ребенка, больше его социализировать, больше привлекать в общую среду, в общение со сверстниками.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Различают несколько форм нарушений у детей:

  • Легкая форма. Человек самостоятельно передвигается, имеет навыки самообслуживания, пользуется общественным транспортом.
  • Средняя форма. Такие люди нуждаются в помощи, имеют навыки самообслуживания, но не всегда могут это сделать.
  • Тяжелая форма. Человек полностью зависит от других людей.

Детей с нарушениями делят на 4 группы:

  1. Поражение нервной системы, головного мозга (детский церебральный паралич), опухоли, нарушения в проводящих путях: паралич рук, кривошея. Поражения спинного мозга после полиомелита или последствие травм.
  2. Нарушение ЦНС + НОДА (центрально-нервная система и нарушения опорно-двигательный аппарат) вследствие родовых травм.
  3. С нарушениями опорно-двигательного оппарата при сохранном интеллекте. Это сколиозы, артрогриппозы.
  4. Получили НОДА по наследству + мышечная атрофия.

Детский ДЦП

Детский ДЦП имеет несколько форм. На сегодня выделяют:

  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма. Таких называют «дети-растения» + умственно отсталые. Они полностью обездвижены, отсутствует интеллект (IQ ниже 20), поражение зрения и слуха, отсутствует речь, иногда проявляют агрессию, когда им некомфортно. Такие дети много не живут, максимум 16-17 лет, чаще до 10 лет.
  • Гиперкинетическая форма. Это наиболее часто встречаемая форма, в том числе при рождении ребенка. Это резкие выпады руками, невозможно удержать в статичном положении какой-то предмет, дети очень тяжелы к обучению (даже письму сложно обучить). У таких детей может наблюдаться умственная отсталость, задержка психического развития, но в целом они обучаемы, могут адаптироваться и социализироваться. Их нужно обучать в спец. школах.
  • Спастическая диплегия, встречается очень часто. Чаще страдают нижние конечности. Дети с легкой формой вполне могут обучаться в обычной школе, сами передвигаются, обучаются, есть некоторые нарушения в речи.
  • Гемипарез. Это поражение односторонних рук и ног. Например, если поражение правого полушария, то гемипарез будет с левой стороны (левая рука, левая нога). Если идет поражение левого полушария, то страдает правая сторона (рука и нога). Есть сочетание умственной отсталости, нарушение речи, задержка психического развития.
  • Анатонически-астатическая форма. Нарушение тонуса, речи, интеллектуального развития, психического развития. Всё зависит от формы протекания, легкая/средняя/сложная.

В силу того, что дети с ДЦП ограничены в движениях с детства, изначально у них ослаблен сосательный рефлекс (на первом году жизни) или отсутствует вообще, соответственно, страдает и речь (атрофия мышц лица).

У детей нарушен и зрительный анализатор. Это тоже мышца и нервное окончание, которое приводит к полноценной работе глаз и слуха. Поэтому у многих детей наблюдаются проблемы со зрением (косоглазие, тугоухость). Если форма протекания ДЦП легкая, такие дети обучаемы, вполне социализированы и адаптированы к жизни. Главное, чтобы не наблюдалась умственная отсталость, чтобы интеллект был в норме.

Но если идет очень сильное снижение интеллекта, здесь ребенка приобщаем только к навыкам самообслуживания, к элементарным предметным действиям, и чтобы кто-то всегда был рядом.

В целом дети с незначительными нарушениями очень страдают эмоционально. Они осознают свой дефект, что они отличаются от других детей. Также страдают и высшие психические функции, наглядно-образное восприятие, пространственное представление, нарушена схема тела.

Попроси ребенка с ДЦП нарисовать человека, он нарисует отдельно голову, отдельно туловище, руки и ноги. Т.е. нет общего, цельного восприятия своего тела.


Физическое и психическое развитие человека всегда является результатом взаимодействия многих различных факторов. Одни из этих факторов наследуются, на другие влияет окружающая среда, процессы взросления и обучения. За свою жизнь человек проходит много разных ступеней развития, каждой из которых характерен определенный конкретный уровень.

Существует много факторов, способных вызвать нарушение развития ребенка. Частая причина - нарушение функции головного мозга, наследуемое или предопределенное травмой или болезнями. Нарушение гормонального обмена вызывает нарушение физического роста и психического развития. Социальные проблемы могут стать причиной нарушения развития человека. Дети, чье развитие нарушено, отличаются своей беспокойностью. Такое отклонение предопределяют факторы, которые могли быть обнаружены в период беременности, во время родов или в первый год жизни младенца.

Причины отклонений

Наиболее частые причины нарушения развития ребенка:

  • Наследственные болезни.
  • Нарушение гормонального равновесия.
  • Психическая травма беременной.
  • Инфекции.
  • Неправильное питание.
  • Социальные проблемы.
  • Окружающая среда.

Повреждения, способные нарушить развитие, случаются и во время родов, особенно большая опасность возникает при нехватке кислорода (гипоксии). Однако важным является и рост плода в период всей беременности. В зависимости от времени повреждения нарушения развития могут быть очень тяжелыми или при рождении даже не замеченными, а выявленными в процессе роста ребенка. Кроме того, развитие может нарушиться вследствие нарушения циркуляции и стока спинномозговой жидкости и мозгового кровотечения. Развитие ребенка 1-3 лет может нарушиться после черепно-мозговых травм, инфекций или психических травм.

Диагностика

Поведение ребенка может измениться: внимание его легко направлять; ему тяжело сконцентрироваться; он постоянно повторяет одни и те же действия. В школе такие дети беспокойны, движения их быстры с подергиванием, они постоянно гримасничают; пишут, сильно нажимая на карандаш. Интеллект таких деток может быть нормальным, однако некоторые познавательные компоненты занятий (например, кратковременная память, планирование действий) нарушены, замедлилось их развитие. Могут выявиться разные частичные нарушения: речи, движений и ориентации. Частое нарушение в этой области - это легастения (трудности в обучении навыкам письма и чтения).

Нарушения психического развития

Зачастую родители испытывают шок, если у них рождается ребенок с нарушением психического развития. Они не сразу могут осознать и смириться с тем, что их ребенок всегда будет не таким, как все. Умственно отсталый ребенок полностью зависит от родителей и других людей, его интеллект никогда не будет таким, как у здорового человека. Родители часто спрашивают себя, почему это случилось именно с ними. У них возникает много психологических, физических и финансовых трудностей. Однако, несмотря на все проблемы, они не должны забывать, что из-за своей немощи в большей степени страдает их ребенок. И он особенно нуждается в их любви и заботе. Однако родители, которые воспитывают такого ребенка, рассказывают, что со временем смиряются с судьбой, меняются их идеалы и критерии оценки. Родители, братья, сестры и близкие больного ребенка становятся более чуткими и заботливыми. Они испытывают радость даже при малейшем успехе ребенка.

Вследствие инфекции у 5-10% беременных женщин происходят выкидыши или повреждения плода. Негативное влияние на психику ребенка могут оказать цитомегалия, токсоплазмоз и особенно краснуха. По этой причине необходима вакцинация девочек в возрасте пятнадцати лет против краснухи.

Прежде всего, необходимо проконсультироваться с врачом, который установит степень нарушения психического развития и вместе с родителями примет решение о возможном стимулировании умственного развития ребенка. При тяжелых финансовых затруднениях необходимо обратиться в социальную службу и поинтересоваться наличием льгот, пособий или другой помощи.

Родители часто не знают, действительно ли их ребенок умственно отсталый или его естественное развитие замедлено. Сегодня имеется много литературы, предназначенной для родителей, в которой содержатся специальные таблицы, схемы, помогающие распознавать симптомы нарушения психического развития. К педиатру необходимо обратиться, если ребенок:

  • до 13-й недели не держит головку, когда его посадят;
  • до окончания 3-го месяца не пугается (не реагирует) громких звуков;
  • 4-5-месячный держит ладошки крепко сжатыми в кулачок и совсем не смеется;
  • на б-ом месяце внезапно перестает гукать;
  • с 6-го месяца у него проявляется косоглазие, его глаза начинают подергиваться, голова направлена в сторону.
  • 7-месячный еще не берет игрушку;
  • 9-месячный еще не может самостоятельно перевернуться со спины на живот;
  • 10-месячный еще не произносит простые слоги (мама, па-па);
  • 11-месячный еще твердо не сидит;
  • годовалый ребенок с помощью взрослых еще не сделал ни одного шага, не способен большим и указательным пальцем брать мелкие предметы или не отличает близких людей от чужих.

Лечение

Родители, заметив симптомы нарушения развития, прежде всего должны обратиться к своему педиатру. Врач основательно обследует ребенка, пригласив психолога, логопеда, кинезотерапевта, и подготовит программу коррекции. Обычно в лечебную программу включена и поведенческая терапия.

Незначительные нарушения функции головного мозга, которые явились причиной нарушения развития, детский организм способен преодолеть сам. Однако из-за неправильного поведения родителей или других людей эти нарушения могут зафиксироваться, а их последствия останутся на всю жизнь.

Лекция 2. Основные категории специальной психологии и педагогики.

2.1. Дети с нарушениями в развитии.

2.2. Системы помощи лицам с ОВЗ.

Дети с нарушениями в развитии.

Развитие психики детей с нарушениями в развитии подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:

♦ цикличность психического развития;

♦ неравномерность психического развития;

♦ развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;

♦ пластичность нервной системы;

♦ соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития.

Зная их, можно продуктивно искать пути, факторы и направления развития различных категорий детей с отклонениями.

Надо различать и общие закономерности отклоняющегося развития:

♦ снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

♦ трудность словесного опосредования;

♦ замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности;

♦ риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности (по В. И. Лубовскому).

В. В. Лебединский на основе представлений отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Л. Каннер и др.) предложил свою классификацию видов психического дизонтогенеза (разных форм нарушения нормального онтогенеза):

1. Психическое недоразвитие. Примером служит умственная отсталость. Характерно раннее поражение мозговых структур. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего – коры больших полушарий). Поражение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов, действующих во внутриутробный, натальный периоды или в раннем детстве. При недоразвитии имеется диффузное (повсеместное) поражение мозга. Все мозговые структуры недоразвиты, но наиболее пострадавшими поврежденного оказываются мышление и речь. Наиболее характерным примером недоразвития является олигофрения. В основе патогенеза недоразвития лежит механизм ретардации функций.

2. Задержанное психическое развитие (ретардация) . Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер. Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний. При задержанном развитии имеется «мозаичное» поражение мозга, когда наряду с поврежденными структурами имеются и сохранные. Большая сохранность мозговых структур обеспечивает лучшую компенсацию нарушенных функций. В основе патогенеза задержанного развития лежит механизм ретардации функций.

3. Повреждённое психическое развитие. Локальное поражение какого-либо анализатора или структур головного мозга. Патологическое воздействие на мозг произошло в период, когда их морфологическое и функциональное созревание было практически завершено. Поврежденное психическое развитие, представленное органической деменцией – нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер. В основе патогенеза поврежденного развития лежит механизм ретардации функций.

4. Искажённое развитие (асинхрония). Характерно патологически ускоренное асинхронное развитие отдельных психических функций. Искаженное психическое развитие – разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм – наиболее яркий пример этого типа нарушенного психического развития. В основе патогенеза искаженного развития чаще лежит механизм акселерации (ускоренного развития функции). Когда одна или несколько психических функций (как правило, мышление, или речь) резко вырываются вперед, опережая онтогенетические сроки и при этом не подтягивая все остальные. При искаженном развитии также возможно сочетание механизмов акселерации и ретардации.

5. Дисгармоническое развитие это форма нарушения развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Примером служат психопатии и случаи патологического развития личности.

6. Дефицитарное развитие . Характеризуется тяжёлым недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных сенсорных систем – зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Дефицитарному развитию подвержены также дети с тяжелыми нарушениями речи.

Среди представителей каждого типа нарушенного развития наблюдаются значительные индивидуально-групповые различия, которые зависят от причин нарушения, периода действия и интенсивности фактора, вызвавшего нарушение. Знание типов нарушенного развития дает возможность психологу более глубоко понять типологию данных нарушений и провести адекватную психокоррекцию.

На тип возникшей у ребенка дизонтогении влияют так называемые параметры дизонтогенеза. В соответствии с представлениями М. С. Певзнер, В. В. Лебединского, Э. Г. Симерницкой называют такие параметры, как:

♦ время и длительность воздействия повреждений (возрастная обусловленность дизонтогении). Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее является недоразвитие психических функций;

♦ этиология (причины и условия возникновения нарушений);

♦ локализация, интенсивность и распространенность патологического процесса. Локальные формы: дефекты отдельных анализаторных систем. Системные нарушения: интеллектуальные дефекты (УО, ЗПР);

♦ степень нарушения межфункциональных связей и иерархических координации. При общем повреждении нервной системы в первую очередь страдают те функции, которые находятся в сенситивном периоде развития.

Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения - это нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, речи, движений.

Общие нарушения функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.

Поражения мозга на подкорковом уровне приводят к снижению уровня бодрствования, постоянному снижению работоспособности. На этом же уровне поражений встречаются нарушения элементарных эмоций - беспричинные вспышки ярости, чувство общей тоски, тревоги и т. д.

При поражениях головного мозга на уровне коры происходит специфическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность функций целеполагания, программирования и контроля. Поражение лобных отделов головного мозга приводит к нарушению произвольности целенаправленной деятельности. Ребенок испытывает трудности с планированием выполнения ряда заданий, отмечается неустойчивость произвольного внимания, теряется функция контроля и критического отношения к результатам деятельности.

Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее будут проявления недоразвития психики. При более поздних поражениях характерны повреждения и распад ранее сформированных функций. Каждая функция в ходе своего развития проходит сенситивный период с наибольшей интенсивностью развития, но в этот же период данная функция является наиболее уязвимой.

Так, периодом формирования фразовой речи является возраст от 2 до 3 лет: проходит бурное накопление словарного запаса, усвоение лексико-грамматических конструкций. В это же время психические травмы, соматические заболевания, перенесенные в этот период, могут привести к возникновению заикания. В возрасте от 5 до 7 лет происходит формирование основных морально-этических чувств. Ребенок в этот период развивает навык произвольной регуляции эмоций, и повреждающие воздействия в этот период могут способствовать возникновению органической психопатии. Поэтому в этом же возрасте часто возникают и проявляются психопатические особенности характера: злобность, раздражительность, склонность к внезапным колебаниям настроения. В младшем школьном возрасте происходит становление логического мышления. У ребенка формируются понятия о сохранении числа, массы, объема, автоматизируются навыки чтения и письма.

Недоразвитие какой-либо частной функции, не позволяющее освоить данный объем информации, социальная и педагогическая запущенность и т. д. могут привести к недостаточности либо задержке в формировании логического мышления.

В детском возрасте психические функции еще не стабилизировались. Недостаточная устойчивость психических функций может обусловить явления регресса - возврата функции на более ранний возрастной уровень. Различные события, вызывающие стресс и мобилизацию усилий организма на борьбу за выживание, приводят к явлениям временного регресса, т. е. временной утрате сформированных ранее навыков.

Например, при тяжелых соматических заболеваниях дети первых лет жизни могут утрачивать навыки ходьбы, опрятности, перестают произносить слова. У детей старшего возраста, школьников явления временного регресса затрагивают прежде всего интеллектуальную и мотивационную сферу личности. Так, у детей, переживших шоковые психические травмы (после землетрясений, железнодорожных катастроф), отмечался возврат к более примитивным формам рисунка, утрата потребностей и интересов, свойственных возрасту, и появление эмоциональных форм реагирования и потребностей, характерных для более младшего возраста: страх темноты, одиночества, потребность в физическом контакте и т. д. Стойкий регресс - это устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функции. Такое состояние чаще всего связано с тяжелым психическим заболеванием - ранней детской шизофренией. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Так, более вероятна утрата навыков чтения и письма, чем навыка ходьбы и приема пищи.

Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:

1) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка;

2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения с взрослыми); организованное обучение неспециалистами - пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформированность произвольных процессов).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Введение

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие подобных недостатков не предопределяет неправильного, с точки зрения социума, развития. Л.С. Выготским утверждалось, что «аномальный ребенок не неправильно, а иначе развитый».

Тем не менее, в специальной психологии к аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относят детей, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Цель работы: исследовать классификации нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: нарушения детского развития.

Классификация нарушений развития

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, которые нуждаются в специальных обучающих и воспитывающих мероприятиях.

  • Детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • Детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • Детей с нарушением речи (логопаты);
  • Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Детей с умственной отсталостью;
  • Детей с задержкой психического развития;
  • Детей с нарушением поведения и общения;
  • Детей с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемых, глухих или слепых дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеть в процессе развития, обучения и воспитания ребенка. Например, у детей с нарушениями речи и ЗПР. У других дефекты лишь сглаживаться, а в частных случаях только компенсироваться.

Т. А. Власовой и М.С. Певзнер предложены следующие категории:

  • 1) детей с отклонениями в развитии, которые вызваны органическими нарушениями ЦНС;
  • 2) детей с отклонениями в развитии, вызванные функциональной незрелостью ЦНС;
  • 3) детей с отклонениями, вызванные депривационными ситуациями.

Итак, как мы видим, некоторые подгруппы переходят из классификации в классификацию, иные представлены лишь в единичных вариантах, или из одной системы в другой объединяются.

К примеру, Г.Н. Коберником и В.Н. Синевым выделяется похожая классификация. Они выделют следующие группы:

  • 1) детей со стойкими нарушениями слуховой функции (глухих, слабослышащих, позднооглохших);
  • 2) детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих);
  • 3) детей со стойкими нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы;
  • 4) детей с тяжелыми речевыми нарушениями;
  • 5) детей с комплексными расстройствами;
  • 6) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • 7) детей с задержкой психического развития;
  • 8) детей с психопатическими формами поведения.

В таблице ниже представлены варианты психического дизонтогенеза, согласно В.В. Лебединского.

Исходя из работ В.И. Лубовского «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» и А.Р. Лурия «Мозг и психика» допускается единство контролирующего пункта центральной управляющей системы, посылающей двигательные команды. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности (ВНД) влияют на способности к овладению социальным опытом, познание действительности. Биологические факторы создают предпосылки психического развития человека. Без сомнения слепота и глухота есть факторы биологические, но не социальные.

«Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями».

Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Социокультурный статус ребенка определяется наследственными биологическими факторами, социальной стратой жизни ребенка.

Сложность структуры атипичного развития обусловлена наличием первичного дефекта, который вызвал биологический фактор, и вторичных нарушений, возникших под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Рассмотрим практических пример: повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота - вторичный дефект.

Важная закономерность - соотношение первичного, вторичного и третичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский на основании исследований утверждал: «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом».

Теория Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных особенностях психики, к первичным дефектам относит частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение межфункциональных связей.

Первичный дефект - следствие таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатологов, психиатров, патопсихологов.

Проявление первичного дефекта происходит в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.

Вторичные дефекты возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, при условии, что социальным окружением не компенсируются эти нарушеня, а напротив детерминируются отклонения личностного развития. Таким образом, дефектом, который препятствует нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозится усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

Исходя из этого, интеллектуальная недостаточность, которая возникла в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), становящиеся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.

Третичные недостатки являются недосформированностью психических свойств личности умственно отсталого ребенка. Их проявление происходит в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенной или заниженной самооценке, негативизме, невротическом поведении. Принципиальный момент: вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляют его, при отсутствии целенаправленной и систематизированной коррекционно-реабилитационной работе.

Согласно исследованиям Бгажноковой И.М. Бикметова Е.Ю., Сизоненко З.Л., Юлдашевой О.Н., Лебединской К.С., Лебединского В.В., большинство детей с ОВЗ в реферативных группах проявляют вторичные поведенческие нарушения, что в большинстве случаев определяется их эмоциональной неуравновешенностью, неумением контролировать и корректировать свое поведение в учебе и общении со сверстниками.

Поведенческие проявления включают в себя:

Дети не могут длительно сосредоточиться на выполнении определенного задания, быстро теряют интерес к нему, систематически отвлекаются на уроках, требуют постоянного внимания со стороны педагога в школе, родителя, психолога, наставника - педагога дополнительного образования - вне школы.

Опираясь на концепцию Л.С. Выготского о первичных и вторичных проявлениях в структуре дефекта, можно утверждать, что при раннем начале коррекционной работы максимально используется пластичность нервной системы в коррекции первичного дефекта, и возможности для коррекции довольно перспективны.

Чтобы нейтрализовать проблему нужно гармонизировать детско-родительские отношения, в том числе посредством психологической разгрузки и снижения уровня эмоциональных переживаний, которые связаны с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ.

Исходя из результативности лечебно-восстановительные эффекты проявляются через активацию центральных нервных механизмов, регулирующих вегетативные функции, психическую и двигательную активность, эмоции и поведение, т.е. через повышение неспецифической резистентности организма. Технология аудиовизуальной стимуляции позволяет контролировать психоэмоциональное состояние, не используя медикаменты, воздействие посторонних установок и внушений и формирования зависимости к ним.

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число лиц с отклонениями в развитии имеет тенденцию к увеличению. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, от­сутствие нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих людей возникают психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональ­ных контактов и потребностей. Эти патологические факторы при­водят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

В Проекте закона о специальном образовании лиц с ограни­ченными возможностями в состоянии здоровья приводится опре­деление понятий физического и психического недостатков в развитии.

Физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматиче­ское или инфекционное заболевание.

Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствия повреждения моз­га, в том числе умственная отсталость, задержка психического раз­вития, создающие трудности в обучении.

В основе отклоняющегося развития всегда лежат органические, ли­бо функциональные нарушения нервной системы или перифери­ческие нарушения определенного анализатора. Однако в ряде слу­чаев, отклонения от нормального развития могут быть вызваны влияниями социальной среды, не связанными с нарушением ана­лизаторных систем или центральной нервной системы. Так, не­благоприятное воспитание ребенка в семье может привести к «пе­дагогической запущенности».

Отклонения возникают в процессе внутриутробного, послеро­дового развития или в результате действия наследственных факто­ров. В зависимости от причин возникновения аномалий и наруше­ния развития их подразделяют на врожденные и приобретенные.

К группе внутриутробных нарушений относятся факторы, вы­зывающие заболевания матери в период беременности: токсико­зы, интоксикация, нарушение обмена веществ, иммунопатологические состояния и многообразная акушерская патология (уз­кий таз, затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной, неправильное предлежение плода и др.). Помимо указанных факторов негативную роль играют некоторые химические веще­ства, радиоактивное излучение. К последствиям внутриутробных инфекций нервной системы относят микроцефалию (уменьшение размеров черепа (мозга)), гидроцефалия (накопление ликвора вследствие дисбаланса его секреции и всасывания), спастические параличи и парезы, непроизвольные навязчивые движения (гиперкинезы).

Возможны различные эмбриональные мозговые поражения вследствие резус - несовместимости крови матери и плода. В этом случае часто страдают подкорковые образования, височные части коры и слуховые нервы. Чем раньше в эмбриогенезе повреждается мозг плода, тем более выражены нарушения.

К группе врожденных нарушений относятся наследственные ге­нетические поражения. Они характеризуются разнообразными на­следственно обусловленными отклонениями в обмене веществ. Нарушение хромосомного набора генов родителей могут привес­ти к наследованию некоторых форм умственной отсталости (бо­лезнь Дауна), глухоты, дефектов зрительного анализатора.

Крайне отрицательно влияют на потомство, вызывая врожден­ные аномалии, алкоголизм и наркомания родителей.

Приобретенные нарушения включают разнообразные от­клонения в развитии, вызванные родовыми и послеродовыми по­ражениями организма ребенка. Ведущее место в данной группе па­тологий занимают асфиксия (кислородная недостаточность) и внутричерепная родовая травма. К внутричерепной родовой трав­ме (изменения ЦНС, возникшие в период родов) относят крово­излияния в вещество мозга и в его оболочки в результате механи­ческой травмы головки плода и повреждения ее сосудов, а также расстройства мозгового кровообращения. Возникновению травмы способствуют разные виды акушерской патологии, а также непра­вильная техника проведения родоразрешающих операций.

Особую группу нарушений в развитии составляют детские це­ребральные параличи, которые являются следствием повре­ждений мозга, вызванных хроническим заболеваниями будущей матери, перенесенных ею инфекционных заболеваний, интокси­каций, несовместимости крови по резус-фактору, иногда - асфик­сией новорожденных и родовой травмой, реже - энцефалитом. Признаками ДЦП являются: нарушение двигательного развития ребенка, обусловленное аномальным распределением мышечно­го тонуса и нарушением координации движений. Часто ДЦП со­четается с чувствительными расстройствами, задержкой физиче­ского и речевого развития, судорогами.

Послеродовые приобретенные аномалии развития являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте заболеваний. К ним относятся нейроинфекционные заболевания: менингиты и энцефалиты. Заболевание менингитом (воспаление мозговых обо­лочек) может привести к развитию гидроцефалии, глухоте, дви­гательным расстройствам, задержке физического развития. По­следствия перенесенного энцефалита (воспаления головного моз­га) зависит от возраста больного. В раннем детском возрасте он может стать причиной глубоких задержек психического и моторного развития, аффективных вспышек, неустойчивого настроения.

К острым инфекционным заболеваниям нервной системы от­носится полиомиелит - поражение двигательных нейронов голов­ного и спинного мозга. Болезнь приводит к резкому ограничению двигательной способности и характеризуется стойкими паралича­ми отдельных групп мышц. К поражениям нервной системы при­водят также такие инфекционные болезни, как грипп и корь.

Черепно-мозговая травма в 25 - 45 % случаев является причиной нарушений в развитии в детском возрасте. Черепно-мозговые по­вреждения делятся на закрытые (сотрясения, ушиб, сдавление моз­га) и открытые, при которых наблюдается сохранность (непрони­кающие) и повреждение мозговой оболочки (проникающие). Следствием черепно-мозговых травм могут быть патологические изменения двигательных и физических функций (параличи, рас­стройства слуха, зрения, нарушение памяти и речи, снижение ин­теллектуальной деятельности и др.).

Нарушения развития могут быть вызваны функциональными, а не органическими причинами, тогда говорят о дефицитарном раз­витии. К ним относятся: социально - педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально по­ложительного контакта ребенка со взрослым), двуязычие (или мно­гоязычие) в семье, нарушения речи окружающих, ограниченность речевых контактов ребенка и др. Функциональные нарушения обычно являются более легкими по сравнению с органическими, и при устранении неблагоприятных факторов развитие интенси­фицируется, а при проведении специальной коррекционной ра­боты ребенок может догнать в развитии сверстников. Функцио­нальные нарушения обратимы и проходят при своевременно про­веденных коррекционных мероприятиях, в связи, с чем возникает вопрос о необходимости абилитации или реабилитации.

В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (М.А. Власова и М.С. Певзнер; В.В. Лебединский, В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов, О.Н. Усанова). Нет единых критериев классификации нарушений в развитии организ­ма человека.

Наиболее пригодной для практической деятельности являет­ся классификация, предложенная В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым:

    Дети с нарушениями слуха и зрения

Детей с нарушениями слуха делят на 2 группы:

Глухие (неслышащие) дети - с тотальным (полным) выпаде­нием слуха или остаточным слухом, который не может быть само­стоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди неслышащих детей различают: а) неслышащих без речи (ранооглохших); б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших). У неслышащих детей понижение слуха состав­ляет 75-80 дБ;

Слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недоста­точностью, затрудняющей речевое развитие, но возможностью са­мостоятельного накопления речевого запаса при: помощи слухо­вого анализатора. У слабослышащих понижение слуха составляет 20-75 дБ.

Детей с нарушениями зрения делят на 2 группы:

Слепые (незрячие) дети - с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 ед. на лучше видя­щем глазу с применением обычных средств коррекции - очков);

Слабовидящие дети - с остротой зрения на лучше видящем гла­зу от 0,05-0,4 ед. (с применением очков).