Чем общение отличается от коммуникации. Разница между общением и коммуникацией

Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность, поддерживает и обеспечивает ее. Общение для человека – это среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, приспособление к жизни. В процессе общения происходит передача социального опыта, обмен не только своими физическими действиями, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями. В общении формируются и черты личности: формируются способы мыслительной деятельности, усваиваются человеческие эмоции и формы поведения. В результате общения осуществляется рациональное, эмоциональное взаимодействие личностей и социальных групп, достигается взаимопонимание и согласованность действий. Поэтому очень важно знание об общении, чтобы не только познавать самого себя, но и общество в целом.

Поскольку общение представляет собой сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук – философы, социологи, психологи, лингвисты. Философы изучают место общения в жизни человека и общества и роль общения в развитии человека. Социологи исследуют формы общения внутри социальных групп и между группами. Предметом изучения психологов становится форма деятельности и поведения человека, индивидуальные психотипические особенности общения. Лингвисты рассматривают языковую и речевую природу социального и межличностного общения.

Общение нельзя представить только как коммуникацию, восприятие или взаимодействие. Содержанием общения могут выступать не только научные и житейские знания, но и сам человек. Внешний вид, особенности характера, манера поведения, темперамент существенно влияют на характер речевого поведения человека. Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения. Поэтому, рассматривая общение как коммуникацию и развитие взаимоотношений, важно определить роль человека как особую духовную и активную силу. Именно в процессе общения происходит преобразование человека и адекватное восприятие им других людей.

В качестве синонима термину общение в науке используется термин коммуникация . В науке нет единства в толковании терминов общение и коммуникация . Выделяется два подхода к этому вопросу. Сторонники первого (Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Т. Парсонс, К. Чери и другие) склонны идентифицировать эти два термина.

Сторонники второго подхода настаивают на разведении терминов коммуникация и общение .



Вопрос о сходстве и различии двух широко употребляемых понятий общение и коммуникация далеко не праздный (Чурилов И.И., Минеева С.А. Общение или коммуникация: чему учить в риторике диалога? – М., 2009). Общение процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга . Коммуникация специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания (А.Б. Звегинцев, А.П. Панфилова. Основы теории коммуникации, 2003). Коммуникация – необходимое условие жизнедеятельности человека и одна из фундаментальных основ существования общества. Общество – не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений.

Общими признаками общения и коммуникации является их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Но есть и принципиальные различия , обусловленные различием в объеме содержания этих понятий: общение – всегда межсубъектное взаимодействие, а коммуникация – это передача сообщения от субъекта к объекту. Передать информацию можно вообще, не ориентируясь на какое-то конкретное лицо, безадресно. Можно передавать информацию с помощью разных носителей: книги или телефонного аппарата.

В коммуникации практически невозможен диалог. Общение – всегда диалог. В диалоге общающиеся стороны - равноправные, равноценные субъекты. Главное в диалогическом общении – установление общности, контакта, общего смысла разговора. В процессе коммуникативного акта главное – точно донести информацию. Коммуникация не обязательно предполагает духовную связь, общение – всегда приобщение к ценностям, которое мы переживаем вместе, это ещё и духовный контакт. В процессе общения обогащаются обе стороны. Следует заметить, что общение всегда индивидуально направлено: в общении человек нацелен на другого – на одного человека или совокупного субъекта; он направлен на запросы, интересы собеседника, его потребности, уровень знаний.



Таким образом, коммуникация является необходимым, но недостаточным условием общения. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах.

А в коммуникации специалисты различают несколько основных значений понятия «коммуникация»:

универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;

техническое , соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое;

биологическое , широко используемое в биологии, особенно в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;

социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе.

По данным исследователей человеческое общение на две трети состоит из речевого общения, речевой коммуникации. Это самая распространенная и самая сложная деятельность. Ее особенность заключается в том, что она включается в более широкую систему деятельности: образовательную, научную, управленческую, производственную и др.

Речевая коммуникация общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией . Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты, порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их.

Задачи речевой коммуникации :

· эффективное получение информации (зависит от уровня владения навыками чтения и слушания);

· эффективная передача информации (владение навыками письма и говорения);

· достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию (знание основных риторических приемов);

· получение дополнительной информации о собеседнике (знание объективных закономерностей функционирования языка в обществе, умение различать оттенки интонации и голоса собеседника, умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст);

· позитивная самопрезентация (способность произвести хорошее впечатление на собеседника; предполагает владение основами культуры речи).

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.

Рассмотрим их подробнее.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи.

Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Коммуникация – процесс обмена информации.

В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.

Мы видим, что для успешного процесса коммуникации человек должен обладать определенным рядом свойств, основными из которых являются: коммуникабельность и коммуникативность. Поскольку необщительному человеку будет трудно осуществлять процесс обмена информацией, так как ее необходимо передавать не просто как сообщение, которыми обмениваются компьютеры определенными порциями в виде электронно-магнитных сигналов. В процессе коммуникации человек должен учитывать индивидуальные особенности партнера, стараться подать информацию в той форме, которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объяснить то, что не совсем понятно.

К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.

К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.

Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985). Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие: коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми); интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами); перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.

Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

Невербальная коммуникация: Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами. Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.). Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи). Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.

ОБЩЕНИЕ - это социально обусловленный процесс обмена мысля­ми и чувствами между людьми в различных сферах познавательной деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации.

Общение - это проявление фундаментальных свойств человека, который не может жить, творить, работать вне общения. Человек формируется не только через отношение к внешнему миру, но и посредством общения. Че­ловек всегда сохраняет эту функцию, даже когда находится наедине с собой (например, при подготовке доклада школьник мысленно ведет дискуссию с одноклассниками как со своими оппонентами, подбирает примеры, факты, аргументацию ответов).

Духовное общение выполняет важные социальные функции: обмен ин­формацией, передача опыта, организация людей для какой-либо деятельно­сти. Никакая сфера деятельности людей не может быть осуществлена вне общения. Наряду с социальными функциями, общение выполняет психологи­ческие функции, т. е. осуществляет определенное воздействие на психическое состояние человека.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людь­ми, порождаемый потребностями совместной жизни и деятельности. В нем обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие).

Коммуникация - специфический обмен информацией посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Результатом этого взаимодействия является взаимопонимание между людьми.

Интеракция - организация взаимодействия между людьми, учиты­вающая их личностные характеристики. Она приводит к определенным че­ловеческим взаимоотношениям.

Перцепция - процесс восприятия партнерами друг друга, определе­ние контекста встречи. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием, «читать» настроение партнеров по вербальным и невербальным характеристикам, понимать психологические эффекты вос­приятия и учитывать их для снижения его искажения. Общение различается по:

Количеству участников: межличностное, групповое, массовое;

Способу: вербальное (язык, речь), невербальное (мимика, жестика);

Положению общающихся: контактное (личное), дистанционное (напри­мер, через средства массовой информации);

Условиям: официальное (организованные встречи), неофициальное (по собственной инициативе);

Задачам: установочное (с целью знакомства), информационное (обмен сообщениями);

Средствам: непосредственное (рука, голова, голосовые звуки), опосре­дованное (радио, телевидение), косвенное (через посредников).

Средства общения:

Язык - система слов, выражений и правил их соединения в логическую речь;


Интонация - эмоциональная выразительность, способная придавать разные оттенки какой-либо фразе;

Мимика, поза, взгляд - могут усиливать или опровергать смысл ска­занного;

Жесты - общепринятые или экспрессивные (для выразительности);

Расстояние собеседников - зависит от степени их доверия, культурных и национальных традиций.

Виды общения. Специалисты в сфере общения различают пять его ви­дов: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное (см. табл. на стр. 60). Данные виды общения предполагают прагматические цели и конструктивность решений, а также психологическую готовность каж­дого из партнеров к адекватному поведению и самореализации. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства каждого.

Искусство общения. Умение грамотно и продуктивно общаться - за­лог успеха в деятельности любого человека. Жизнь, практика выработали ряд правил, придерживаясь которых, вы сможете не допустить оплошностей в беседе, выглядеть воспитанным, своевременно добиваться поставленных це­лей. Какие же это правила?

Будьте вежливы. Вежливость должна быть привита с детства. Каждому ребенку важно знать: входя в помещение, где находятся люди, нужно поздоро­ваться; неприлично вмешиваться в чужой разговор; нельзя перебивать собесед­ника, пока он не выскажет свою точку зрения. При прибытии в класс педагога все ученики встают. Это касается и взрослых: когда к вам в кабинет войдет дама или пожилой человек - не забудьте подняться и поприветствовать их.

В общении большое значение имеет речь, жест, мимика. Если знакомому можно высказать просьбу так: «Передай(те) эту книгу... », то к неизвестному - «Будьте любезны передать мне... ». В разговоре необходимы оттенки и тональ­ности. Ни при каких ситуациях нельзя повышать голос, особенно на женщину, допускать менторского отношения.

При знакомстве всегда представляют младшего старшему, мужчину жен­щине. *

Беседуя с кем-то, стремитесь встать лицом к человеку, неучтиво отвлекаться и смотреть по сторонам.

Непозволительно перешептываться, секретничать в присутствии других.

Поднимаясь или опускаясь по лестнице с дамой, кавалер должен быть впе­реди, чтобы оберегать ее от всяких неожиданностей.

Дверь открывает (и затем придерживает ее) мужчина и пропускает женщи­ну. Такая же процедура и при посадке в транспорт, а вот из него джентльмен выходит первым и помогает спутнице (или нуждающемуся в помощи человеку).

В малознакомом обществе ведите себя ровно, не подчеркивайте разницу в со­циальном положении, не достойно уважения ни высокомерие, ни самоунижение.

Следите за жестами. Они часто свидетельствуют о воспитании больше, чем слова, и должны быть скупыми. Непозволительно размахивать руками, похлопы­вать партнера по плечу. Излишние гримасы могут создавать превратное впечат­ление. Доброжелательная улыбка, приветливое выражение лица принесут вам хорошее настроение.

Не пересыпайте свою речь иностранными и специальными терминами, жар­гонными и ненормативными словами.

Речь должна быть стройной, четкой, логичной. Важно найти наиболее до­ходчивые слова. Русский язык богат, можно употреблять множество синонимов. Рассмотрим, например, случаи приветствия:

«Здравствуйте» -обращение к кому угодно;

«Привет» - распространено в молодежной среде;

Чем общение отличается от коммуникации?

В понимании сути и раскрытии природы общения нет однозначной позиции. Психологи определяют общение как многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности (Психология. Словарь / под ред. Л.В. Петровского, М. Ярошевского, 1990). Философы рассматривают общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, групп, личностей, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; это одно из необходимых условий формирования и развития общества и личности (Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева и др., 1983). В трактовке социальных отношений общение - это форма их реализации, обеспечиваются накопление и воспроизводство опыта, кооперацию и разделение труда, разных видов деятельности (Новая философская энциклопедия / под ред. В.С. Степина, 2001). То есть общение фактически позволяет реализовать всю систему отношений человека как на межличностном уровне (эмоциональные привязанности, предпочтения, неприязнь и др.), так и общественном, безличном по своей природе. В общественном формате общение создает определенную систему связей, условия для развития и объединения людей. Отсюда вытекает, по мнению Г.М. Андреевой (Андреева Г.М., 1997, с. 77), существование общения как реальности и общественных, и межличностных отношений, которые определяются совместной жизнедеятельностью людей.

Представители гуманистической психологии, и в частности А. Мас- лоу (A. Maslow, 1971), относят общение к аффилятивным потребностям личности. Основное содержание аффилятивной (от англ, affiliate - присоединять) потребности проявляется в желании и стремлении личности вступать в контакты с другими людьми, оказывать им помощь или принимать помощь от них, устанавливать и поддерживать хорошие межличностные отношения, забывать обиды и прощать проступки ради поддержания доброжелательных взаимоотношений. Именно общение создает условия для того, чтобы человек почувствовал эмоциональную близость с другими людьми, что его любят и принимают.

Активность и инициативность человека в общении, помощь и поддержка, включенность эмоций и чувств подчеркивают ключевую особенность человеческого общения - удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте, в сопереживании. Как подчеркивал В.В. Знаков, общение изначально мотивируется стремлением выявить психологические качества друг друга, в ходе которого формируются межличностные отношения между людьми (Знаков В.В., 1994). Соответственно, пишут Л.Л. Реан и Я.Л. Ко- ломинский, наиболее точно общение можно описать следующим образом: «Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный межличностными отношениями» (1999, с. 269).

Нетрудно заметить, что по своей структуре общение включает как минимум три процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) (Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева, М., 2011). Эти три процесса позволяют четко понять, чем человеческое общение отличается от взаимодействия между собой животных, по отношению к которым наиболее корректно использовать не категорию «общение», а понятие «коммуникация». В нем отсутствует процесс социальной перцепции, подразумевающий факт социальной обусловленности восприятия другого.

В 1947 году американский психолог Дж. Брунер (1977) ввел термин «социальная перцепция», обозначивший зависимость нашего (человеческого) восприятия другого объекта не только от его реальных физических характеристик, но от нашего прошлого опыта, целей и намерений воспринимающего, от значимости ситуации. Мы не пассивны и неравнодушны при восприятии других, сосредоточены не только на формировании образа как результата отражения воспринимаемой реальности, но на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия. Вплетаем в процесс познания другого свои эмоции и чувства. Следствием социальной перцепции в общении выступают различные стереотипы при восприятии других (например, приписывание определенных черт людям на основе их антропологических признаков или их принадлежности к определенной национальности/расе), предвзятое отношение, искаженные оценки, проецирование (неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему), идентификация (неосознанное отождествление себя с другим, восприятие другого человека в качестве продолжения себя) и др. Все эти феномены отсутствуют во взаимодействии животных.

Поясним сказанное примером. В животном мире довольно распространенной является ситуация, когда одно животное отзывается на зов другого. Основу их коммуникации составляет влияние на поведение друг друга через систему разных сигналов, совместным кодом которых владеет тот или иной вид животных. Сигналы могут подаваться и восприниматься через разные сенсорные каналы (например вокально-слуховой), в разных сенсорных модальностях, к которым чувствителен организм и в разных социальных контекстах, влияющих на их значение. Например, светляки коммуници- руют с использованием зрительного канала. В активное для них ночное время самки остаются на земле, а самцы летают над ними, испуская вспышки света, интенсивность, цвет, длительность и частота которых видоспецифична. Самки подают ответный сигнал, подзывая самцов для спаривания.

Наиболее широко известными сигналами в слуховой модальности являются песни животных (например, лягушек или птиц). Возможно, пишет Д.Л. Дьюсбери (2003), «самые впечатляющие сигналы такого рода подают горбатые киты. Элементы этих «песен» продолжаются от 7 до 30 минут, после чего повторяются. Эти сигналы могут передаваться на много миль по океанскому звуковому каналу» (с. 307). Химические сигналы в большей степени распространены среди млекопитающих и насекомых. Их основу составляют специальные продукты внешней или внутренней секреции (например феромоны или алломоны), обеспечивающие трансляцию важных социальных запахов. Так, самки крыс выделяют специальный феромон, помогающий детенышам обнаружить их. Кроме того, некоторые животные пользуются коммуникационными каналами, нехарактерными для человека. Науке известны ультразвуковые системы коммуникации летучих мышей или дельфинов, а также электрическая система для обнаружения объектов и коммуникации у некоторых видов рыб.

Нельзя не привести в качестве примера коммуникации животных знаменитый «язык танца» пчел. Пчелы-сборщицы, обнаружившие богатый источник корма, возвращаются в улей и описывают расположение запаса пищи пчелам в улье. Если пища находится в 100 м от улья, используется простой круговой танец. Описание отдаленного источника сопровождается танцем с покачиваниями, рисунок которого напоминает восьмерку. Между двумя петлями восьмерки располагается участок полета «по прямой», длина которого коррелирует с расстоянием до источника пищи, а направление - это направление прямого участка по отношению к вектору силы тяжести относительно солнца. Таким образом, пчела, обнаружившая источник пищи, летит по прямой вверх, когда получатель информации прямо вперед к солнцу, и вниз - если источник пищи находится в противоположном направлении (Дьюсбери Д.Л., 2003). Как и у многих животных, «язык» пчел мультимодален. Их коммуникация сопровождается подачей сигналов с использованием визуального, тактильного, слухового и химического каналов.

Социальные животные (кошки, собаки, дельфины, обезьяны и др.), обладающие сложными формами коммуникации, в своем поведении часто используют тактильные сигналы, требующие тесного контакта. Они могут передавать с помощью прикосновений довольно тонкие сигналы, свидетельствующие о заботе, потребности во внимании, защите и т.д. Иногда эти сигналы воспринимаются и интерпретируются человеком как способность животных к общению. Однако основа этих интерпретаций - особенности социальной перцепции, присущей человеку. Именно человек «очеловечивает» поведение животных, наделяя их человеческими качествами. Чтобы удостовериться в этом, достаточно попробовать ответить себе на один вопрос: «Будет ли отличаться поведение и коммуникация, например, собаки, выросшей и живущей вне дома, без заботы человека, от домашнего питомца?» Мысами приписываем домашним животным определенные чувства и потребности. Например потребность принадлежать к группе, потребность в коммуникации, в заботе и совместности (совместная защита, совместное выращивание, совместный поиск пищи) нами может восприниматься как сопереживание, ностальгия по хозяину, сопричастность как человеческое поведение. При этом только человеку присуще осознание своего поведение, способность изменять свое эмоционального состояние в процессе общения, использовать общение не только для коммуникации (обмена информацией), но и для познания другого человека, для формирования отношений между людьми с учетом предыдущего опыта, собственных взглядов и убеждений.

Общение в поведении человека удовлетворяет особую потребность - потребность в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное, а порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной деятельности. Потребность в контакте с другими проявляется у человека с самого рождения. После четвертой недели жизни ребенок начинает улыбаться в ответ на ласку взрослого, а на втором месяце появляется «комплекс оживления», который рассматривается как первая форма общения со взрослым. Это непосредственное эмоциональное общение лежит вне каких-либо форм сотрудничества. Оно выражает радостное отношение к значимому взрослому, обеспечивающему в том числе процессы формирования личности. В детском и взрослом возрасте нарушения общения неизбежно вызывают изменения в личности (например, формируя такие черты, как неуверенность в себе, застенчивость, тревожность, а также неадекватные мотивы и установки). Иными словами, общение - не только одна из сфер нашей жизни, но и механизм формирования и развития личности.

Тема 1. Общение и коммуникация

Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985). Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);

интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);

перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.

Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяютвербальную и невербальную коммуникацию .

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

Невербальная коммуникация :

Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.

Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).

Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),

конкуренция (соперничество),

конфликт.

Для того чтобы общение было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать следующие условия:

равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;

равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;

равенство в психологической взаимоподдержке.

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию своих коммуникативных действий.

Р.Бейлз объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в четыре глобальных категории, которые фиксируют форму взаимодействия:

Существует несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория. Согласно теории обмена (Дж.Хоманс), каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт. В основе теории лежат четыре принципа:

чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать;

если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;

когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения.

С помощью данной теории могут быть описаны сложные виды взаимодействий: отношения власти, переговорный процесс. Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Высокие вознаграждения могут приводить в потере активности.

Символический интеракционизм (Дж. Мид и Г.Блумер). Согласно этой теории поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий:

незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания);

значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).

Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т.е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета. Интерпретация символа является основой для ответной реакции. Благодаря этому люди учатся одинаково интерпретировать значение определенных символов.

Центральной идеей данной концепции является то, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями. К недостаткам данной теории можно отнести придание слишком большого значения символическим аспектам взаимодействий.

Управление впечатлениями (Э.Гофман). Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления о себе и других.

Чтобы учесть содержательный момент взаимодействия, рассмотрим его как организацию совместной деятельности. Л.И.Уманский выделил три возможные формы организации совместной деятельности:

каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;

общая задача выполняется последовательно каждым участником;

одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Здесь прослеживается связь взаимоотношений участников взаимодействия. Это тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество) и степень выраженности взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество).

Интерактивная сторона общения предполагает психологическое воздействие, происходит изменение личности под влиянием других людей (изменение взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или устойчивыми.

При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт.

Интерактивная сторона (взаимодействие) характеризуется:

уместностью принятых управленческих решений;

четким распределением обязанностей среди сотрудников;

умелым разрешением конфликтов.

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания.

Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:

познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация –способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия– эмоциональное сопереживание другому.

Аттракция (привлечение) - форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия– механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причин поведения объекта).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди приписывают себе, а неудачи - обстоятельствам. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Успешное общение предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия.

Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

формирования содержания межличностного восприятия;

содействия установлению взаимопонимания;

обеспечения влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.