Элементы избы. Планировка русской избы. Элементы декора русской избы

Изба была основным жилым помещением русского дома. Ее интерьер отличался строгими, издавна установившимися формами, простотой и целесообразным расположением предметов. Ее стены, потолок и пол, как правило ничем не окрашенные и не оклеенные, имели приятный теплый цвет древесины, светлый в новых домах, темный - в старых.

Главное место в избе занимала русская печь. В зависимости от местной традиции она стояла справа или слева от входа, устьем к боковой или передней стене. Это было удобно для обитателей дома, так как теплая печь преграждала путь холодному воздуху, проникавшему из сеней (только в южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу).

По диагонали от печи стоял стол, над которым висела божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, а над ними были врезаны в стены такой же ширины полки - полавочники. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивали деревянный настил - полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол (помост). Вся эта неподвижная обстановка избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным нарядом.

Пространство русской избы было поделено на части, имевшие свое определенное назначение. Передний угол с божницей и столом назывался также большим, красным, святым: здесь устраивали семейные трапезы, читали вслух молитвенники, Евангелие, Псалтирь. Здесь же на полках стояла красивая столовая утварь. В домах, где отсутствовала горница, передний угол считался парадной частью избы, местом приема гостей.

Пространство около двери и печи называлось бабий угол, печной угол, средний угол, середа, середь. Это было место, где женщины готовили еду, занимались различными работами. На полках стояли горшки, миски, около печи - ухваты, кочерга, помело. Мифологическое сознание народа определяло печной угол как место темное, нечистое. В избе было как бы два сакральных центра, расположенных по диагонали: центр христианский и центр языческий, в равной степени важные для крестьянской семьи.

Достаточно ограниченное пространство русской избы было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством размещалась семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали и отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи.

Места для сна также были строго распределены: дети, парни и девушки спали на полатях; хозяин с хозяйкой дома - под полатями на специальном настиле или лавке, к которой придвигалась широкая скамья; старики на печи или голбце. Нарушать заведенный в доме порядок не полагалось без крайней необходимости. Человек, его нарушающий, считался не знающим заповедей отцов. Организация внутреннего пространства избы нашла свое отражение в свадебной песне:

Я войду ли в родительскую светлую горницу,
Помолюсь на все на четыре стороны,
Еще первый поклон углу переднему,
Попрошу у Господа благословеньица,
В тело белое - здоровьица,
Во головушку ума-разума,
В белы рученьки уменьица,
Чтоб суметь угодить во чужой семье.
Я другой поклон отдам углу среднему,
За хлеб ему за соль,
За вспоеньице, за вскормленьице,
За теплое одеваньице.
А третий поклон отдам углу теплому
За его-то согреваньице,
За уголечки каленые,
За кирпичики горячие.
А в последний поклонюсь
Углу кутному
За его-то постелюшку мягкую,
За сголовице пуховое,
За сон, за дремоту сладкую.

Избу по возможности держали в чистоте, что было наиболее характерно для северных и сибирских деревень. Полы в избе мыли раз в неделю, а на Пасху, Рождество и к престольным праздникам голиком с песком скоблили не только пол, но и стены, потолок, лавки. Русские крестьяне старались украсить свою избу. В будние дни ее убранство было довольно скромным: полотенце на божнице, домотканые половики на полу.

В праздничный день русская изба преображалась, особенно если в доме не имелось горницы: стол накрывали белой скатертью; на стены, ближе к переднему углу, и на окна вывешивали вышитые или затканные цветными узорами полотенца; лавки и стоявшие в доме сундуки прикрывали нарядными дорожками. Интерьер горницы несколько отличался от внутреннего убранства избы.

Горница была парадным помещением дома и не предназначалась для постоянного проживания семьи. Соответственно, ее внутреннее пространство решалось иначе - в ней отсутствовали полати и помост для спанья, вместо русской печи стояла облицованная изразцами голландка, приспособленная только для отопления помещения, лавки были накрыты красивыми постилками, на полавочниках расставлена парадная столовая утварь, на стенах около божницы развешены лубочные картинки религиозного и светского содержания и полотенца. В остальном хоромный наряд горницы повторял неподвижный наряд избы: в дальнем от двери углу божница с иконами, вдоль стен лавки, над ними полки-полавочники, множество сундуков, иногда поставленных один на другой.

Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполонявшей его пространство. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол - горшки, латки, лоханки, кринки, миски, блюда, ендовы, ковши2, корчики и т. д.; всевозможные емкости для сбора ягод и грибов - корзинки, кузова, туеса и др.; различные сундуки, ларцы, шкатулки для хранения предметов домашнего обихода, одежды и косметических принадлежностей; предметы для разжигания огня и внутреннего освещения дома - огнива, светцы, подсвечники и мн. др. Все эти необходимые для ведения домашнего хозяйства предметы в большем или меньшем количестве имелись в каждой крестьянской семье.

Домашняя утварь была сравнительно однотипна на всем пространстве расселения русского народа, что объясняется общностью домашнего уклада жизни русских крестьян. Локальные варианты предметов утвари практически отсутствовали или, во всяком случае, были менее очевидны, чем в одежде и пище. Различия проявлялись только в утвари, подаваемой на стол в праздничные дни. При этом местное своеобразие находило свое выражение не столько в форме столовой посуды, сколько в ее декоративном оформлении.

Характерной особенностью русской крестьянской утвари было изобилие местных названий одного и того же предмета. Сосуды одинаковой формы, единого назначения, выполненные из одного материала, одним и тем же способом, по-своему называли в разных губерниях, уездах, волостях и далее деревнях. Название предмета менялось в зависимости от его использования конкретной хозяйкой: горшок, в котором варили кашу, в одном доме называли «кашником», такой же горшок, использовавшийся в другом доме для варки похлебки, называли «щенником».

По-разному называлась утварь одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд из глины - горшок, из чугуна - чугунок, из меди - медник. Терминология часто менялась в зависимости от способа изготовления сосуда: сосуд бондарной работы для квашения овощей - кадка, долбленный из дерева - долбенка, выделанный из глины - корчага. Убранство внутреннего пространства крестьянского дома стало претерпевать заметные изменения в последней трети XIX в. В первую очередь изменения коснулись интерьера горницы, которая воспринималась русскими как символ богатства крестьянской семьи.

Обладатели горниц стремились обставлять их предметами, характерными для городского образа жизни: вместо лавок - появились стулья, табуреты, канапели - диваны с решетчатыми или глухими спинками, вместо старинного стола с подстольем - стол городского типа, покрытый скатертью-«филейкой». Непременной принадлежностью горницы стал комоде выдвижными ящиками, горка для праздничной посуды и нарядно убранная, с большим количеством подушек кровать, а около божницы висели в рамах фотографии родни и часы-ходики.

Через некоторое время новшества коснулись и избы: деревянная перегородка отделила печь от остального пространства, предметы городского быта начали активно вытеснять традиционную неподвижную мебель. Так, полати постепенно заменила кровать. В первом десятилетии XX в. убранство избы пополнилось шкафами, буфетами, зеркалами и мелкой скульптурой. Традиционный набор утвари сохранялся значительно дольше, вплоть до 30-х гг. XX в., что объяснялось устойчивостью крестьянского уклада жизни, функциональностью предметов обихода. Исключение составляла только праздничная столовая, а точнее - чайная утварь: со второй половины XIX в. в крестьянском доме наряду с самоваром появились фарфоровые чашки, блюдца, сахарницы, вазочки для варенья, молочники, металлические чайные ложки.

В зажиточных семьях во время праздничных трапез использовали индивидуальные тарелки, формы для студня, стеклянные рюмки, стаканы, бокалы, бутылки и т. п. Изменение образа жизни крестьян в XX в., ориентация на стиль и образ жизни большого города привели к почти полной замене прежних представлений о внутреннем убранстве дома и постепенному отмиранию традиционной бытовой культуры.

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.

Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо русской избы

Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.

В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.

На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.

Сени

Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени - это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.

Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.

Русская печь

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.

С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.

Печной угол

Его также называли "бабий угол", поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись - это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Лавки в избе

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.

Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.

Мужской угол (Коник)

Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют "коник". Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.

Женский угол (Середа)

Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.

Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.

Красный угол

Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах - лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.

И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.

Крупы, муку и другие продукты наши предки хранили в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.

2. Великороссы. Сельское население: жилище.

В рассказывалось о типах крестьянского населения, семейном устройстве, труде и отдыхе великороссийского крестьянства. Теперь попробуем разобраться в устройстве жилищ сельского населения России второй половины XIX века.

В обзоре использованы текстовые источники:
- "Народы России" (1877);
- "Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ." (П.С.Ефименко, 1877);
- "Живописная Россия" под ред. П.П.Семенова-Тян-Шанского (1898-1899);
- "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под ред. В.П.Семенова (1899-1902).

В качестве источников иллюстраций, помимо названных изданий, использовались периодические издания того времени, а также фотографии В.Каррика, К.Байера, Е.Вишнякова, М.Дмитриева и неустановленных авторов.


Нельзя сказать, чтобы русская деревня имела привлекательный вид. Если, подъезжая к ней, издали она кажется живописною, то при ближайшем осмотре она тотчас же теряет всю свою прелесть. Разумеется, мы говорим не о тех немногих деревнях, где бывают двухэтажные деревянные, а иногда и каменные дома, а о большинстве, которое встречается на каждом шагу. Чаще всего русская деревня представляет множество всякого рода деревянных построек, расположенных в безобразной куче, с разными закоулками. Избы нередко бывают крыты соломою, покривившиеся на бок, а улицы полны непроходимой грязи.
Народы России

"Живописное обозрение" №47, 1886.

"Живописное обозрение", 1890, прил.1

"Живописная Россия", т.6, ч.2, 1899.

Занесенное снежком село. "Живописное обозрение", №1, 1887.

Жилые строения состоят обыкновенно из двух изб или срубов, стоящих большею частью без фундамента и соединенных между собою холодными сенями. Одна изба обыкновенно теплая, назначается для жилья, а другая есть клеть, в которой хранится посуда и прочее имущество, а летом в ней живут. Но чаще встречаются дома, состоящие из одной лишь избы и холодных сеней, где устроен небольшой чулан вместо клети. Главная принадлежность избы - русская печь; однако есть немало местностей, где доныне еще сохранились курные избы, в которых, за неимением трубы дым идет по избе и выходит через дверь. Нередко в одной избе с крестьянскою семьею живет и крестьянская скотина. Описывать внутренность избы мы считаем совершенно излишним, ибо это бесполезно для тех, кто видел н недостаточно для не видевших избы.

В особенности дурны бывают крестьянские помещения для скота: конюшни и сараи для лошадей, хлева для коров, овец и свиней часто бывают открытые, с дырявыми стенами в виде навесов, забранных с одной только стороны плетнем. Зимою подобный хлев не защищает скотину от холода, весною же в нем вечно стоят лужи навозной жидкости и дождевой воды.

Несмотря на то, что русский крестьянин очень любит баню, тем не менее она однако в русских деревнях представляет большое безобразие; чаше всего она представляет какое-то закоптелое логовище и скорее пачкает, нежели моет тело. Крестьяне, у которых нет бани, парятся в печах, и случается иногда, что в такой бане человек задыхается до смерти.

Причина, почему крестьянские постройки представляют такой безобразный вид, заключается отчасти в бедности, а отчасти также и в том, что крестьяне не чувствуют потребности улучшить свое жилье и пользоваться всякого рода удобствами. В местностях бойких и у крестьян зажиточных деревень встречаются и двухэтажные дома.

Народы России

"Иллюстрированная Россия", 1898.

Наружный вид деревень и сел без всяких объяснений, а также внешность изб в каждом населенном пункте служит уже указанием на довольство или на бедность обитателей этих жилых помещений. Труд и трезвость создают в крестьянском быту зажиточных хозяев, у которых и лошади есть, и коровы с овцами и свиньями водятся, и хлеба хватает своего от одного урожая до другого.

Раздел семьи, неурожаи, а чаще всего пьянство ведут за собою обеднение, разорение и нищету. Покривившаяся изба, развалившийся забор или плетень, окна, забитые тряпьем вместо разбитых стекол, пустой скотныіі двор, кляча в хлеву, если только хозяин такой избы не сделался уже вовсе без лошадушек, пустые закромы, пьяный отец на лавке, успевший разбить и без того ничтожную домашнюю утварь, жена с грудным ребенком в лохмотьях и сын, выглядывающий со смехом из-за печки на проделки отца - вот картина из крестьянского быта, противоположная предыдущей.

Общий вид крестьянских великорусских построек удерживается всюду. Только в больших, богатых селах они получают большие размеры и более разукрашены по лицевому фасаду.

Живописная Россия

Вот в этих избах, по всей видимости, хозяева зажиточные.
"Живописное обозрение", №2, 1898.

"Всемирная иллюстрация", №4, 1890.

А эти избы - совсем бедные.
Крестьянская изба в Симбирской губернии, фото В.Каррика 1860.

В ТВЕРСКОЙ губернии. "Живописная Россия", т.6, 1898.
Жилища крестьян на всем пространстве обширной Великороссии отличаются одним и тем же характером. Большая часть селений представляют довольно правильный четырехугольник. В небольших деревнях только одна улица. На нее выходят лицевые стороны изб. Улицы довольно широки и прямы. В многолюдных селениях, кроме главной улицы, есть несколько поперечных, пересекающих большую под прямым углом. Усадьба крестьянина занимает четырехугольную площадь, продолговатую, выходящую узкой стороной на улицу.

Главное строение - изба. В одну линию с нею идут ворота. Изба состоит у крестьян, сколько-нибудь зажиточных, и особенно в северных великороссийских губерниях, изобилующих лесом, из двух построек, соединенных холодными сенями. В одной избе, выходящей на улицу, живет крестьянин со своей семьей. В другой - он иногда живет летом; зимой же она служит клетью, чуланом, в котором хранится имущество. Часто в ней нет печки. Величина избы соразмеряется и с имуществом крестьянина, и с дешевизной строевого материала; отсюда,- в лесных местностях более обширные избы, квадратные, в 12 и 14 аршин. В губерниях безлесных они обыкновенно 8-аршинные, редко 10, иногда же не превышают 6-ти аршин.

В местностях, как Московская губ., где строевой материал дорог, для изб идет мелкий лес, не более 4 и 5 вершков в поперечнике. Избы не высоки; обыкновенно внутренняя вышина их не превосходит 4 арш., часто даже З 1/4. Крыши на всех постройках крестьян делаются в южной полосе Великороссии из соломы, а в северной - из теса.

Живописная Россия
Аршин - это примерно 71 см. То есть, размеры изб варьировали от 4 с небольшим до 10 метров в длину и ширину. Соответственно, высота избы не превышала 2 м 80 см.

"Живописная Россия" Т.6, ч.2, 1899.

ТАМБОВСКАЯ губ. Крестьянская изба. "Живописная Россия" Т.7, 1899.

В губерниях Черноземья жилище крестьянина-великорусса состоит обыкновенно из трех главных частей, двух неодинакового размера изб, соединенных между собою сенями, причем в каждой избе имеется дверь в сени. Большая изба, расположенная главным фасадом почти всегда на улицу, предназначается собственно для жилья. Меньшая изба называется „обедником" или „светелкою". В светелке хранится все лучшее достояние дома; в теплое время года в ней спят, а также принимают и угощают гостей. Обе избы соединяются между собою сенями, которые бывают из рубленого леса или плетеные.

Двор крестьянский со всех сторон обносится плетневыми сараями и навесами под одною общею соломенною крышею; на дворе устраивается амбар, а у некоторых крестьян и ледник. Дворы в селениях Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской губерний расположены по большей части на обе стороны улицы; главный фасад изб обращен обыкновенно на улицу, но в некоторых селениях избы расположены внутри дворов, и тогда улица с обеих сторон бывает ограничена сплошными заборами, что придает селению мрачный и унылый вид.

Живописная Россия



"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.

Деревня ТАМБОВСКОЙ губернии. "Живописная Россия" Т.7, 1899.

Деревня Волговерховье ТВЕРСКОЙ губернии. Фото Евг.Вишнякова, 1892.

Общий вид села Решма НИЖЕГОРОДСКОЙ губернии. Фото М.Дмитриева, 1894.
Надворное строение крестьянского двора занимает в длину от 15 до 20 саженей. Это пространство разделяется на две половины, и в ближайшей к домовому строению одна сторона застраивается деревянными клетьми, которых бывает столько, сколько в семье женатых лиц. Другая половина разделяется на несколько хлевов, в которые загоняют рогатый скот, овец, свиней; устраивается также конюшня для лошадей. Остальное покрытое пространство служит местом для сбережения телег, саней, сох, борон, кадок и другой домашней утвари.

За надвориым строением, в двадцати саженях от него, вдоль по усадьбе, ставится так называемый задворок из плетня для сена и мелкого корма, с бревенчатым амбаром для хранения и ссыпки зернового хлеба и муки. Затем, в отдалении пятнадцати или двадцати сажен, овин или рига (последняя реже) для молотьбы хлеба, который складывается в снопах при конце усадьбы и обгораживается плетнем или соломенным валом. Нередко в риге только печь-овин помещается в деревянном строении; тот же глиняный пол, на котором молотится зерно, прикрывается одним навесом. За двором могут быть расположены сад, огород, коноплянник и пасека; в этом же пространстве иногда устраивается сарай для складки сена и соломы.

Качество и удобство надворных построек соответствуют невеселому виду избы. Сельские общества дорожат каждым клочком земли, и потому крестьянские дворы очень тесны. Они редко превышают 100 - 150 квад. саж. Хлев устраивается вдоль забора параллельно с избой. Одной стеной ему служит забор; другая же делается из досок, теса, а иногда и плетня. Здесь помещается весь скот крестьянина: лошади, коровы и овцы. К хлеву пристраивается небольшое отделение для кур; свиньи также помещаются отдельно. Крыша хлева выходит за его стены и образует навес, под которым ставятся телеги, сани и земледельческие орудия.

На окраине двора у многих крестьян строится баня. Баня - низенькое 4-аршинное строение из легкого леса - может исполнять свое назначение только в быту невзыскательного крестьянина. Она не имеет трубы, и дым делает ее стены черными, способными скорее пачкать тело, нежели содействовать его очищению.

Живописная Россия

Смотрим надворные постройки в разных видах и ракурсах.
Крестьянка с ребенком у сарая. Фото Кароля Байера, 1860-е.

"Всемирная иллюстрация", №10, 1885.

Крестьяне Санкт-Петербургской губернии. Фото Вильяма Каррика, 1860-е.

"Живописное обозрение", 1890, приложение.

"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.
Еще до сих пор некоторые крестьяне считают курные „черные" избы теплее „белых"", но „черная топка"" очень вредно отзывается на глазах крестьян, особенно на стариках, которые, будучи иногда не в состоянии слезть с печи во время топки избы, лежат в самом густом пологе дыма (во время топки дверь избы открыта, вследствие чего самый густой дым пологом стелется над дверью, под потолком). Благодаря этому они нередко преждевременно слепнут.

В настоящее время тип избы несколько изменился, благодаря замене во многих местностях деревянных построек кирпичными. За отсутствием лесного материала, крестьяне различных деревень и сел стали добывать глину и обжигать кирпичи, что обратилось для сельского люда, имеющего хорошую глину в своем общественном наделе в кустарный промысел. Таким образом стал распространяться тип избы «каменной».

Первоначально эти избы не пользовались любовью крестьян, жаловавшихся на сырость таких жилищ. Происходило это оттого, что не умели строить стен с засыпью, а делали их из сплошного кирпича. Теперь все избы строятся с засыпью, вследствие чего они сухи, и если прибавить к этому, что каменные стены реже дают трещины, не требуют конопатки, то станет понятно, почему местами почти целые села сплошь из деревянных превратились в каменные. Хорошая засыпь потолка совершенно предохраняет каменную избу от выгорания внутри: Во время пожара сгорает, конечно, вся легкая соломенная крыша, а внутренность избы остается совершенно целой. Крестьяне говорят, что прежде они во время пожаров тащили все из избы, а теперь тащат все в избу. Пожар может проникнуть в избу только через окна и двери, но окна так малы и глубоки, что огонь через них, при их поливке водой, проникнуть в избу не может, а двери весьма часто обиваются железом и не загораются.

Размером кирпичная изба не превосходит прежнюю деревянную, зато наружный вид ее, если не живописнее, то во всяком случае опрятнее деревянной. Крестьяне белят отдельные кирпичи на фасаде избы и, таким образом, получается иногда довольно своеобразный белый на красном орнамент. Теперь быстро исчезают и курные избы.

Россия. Полное географическое описание

"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.

Каменная изба с клетью. Село Новоживотинное Воронежской губ. Фото неизв. автора, 1890-е.
Людям, незнакомым с сельским бытом, бросается в глаза быстрота, с какою строится крестьянин. Всякий крестьянин-земледелец владеет топором. Только в пригородных селениях, да в деревнях с развитой обрабатывающей промышленностью плотничья работа специализировалась в особое ремесло. В селениях же отдаленных от городов и чисто земледельческих крестьянин сам строит избу, как пашет или косит. Если в семье есть трое взрослых мужчин, то изба может быть выстроена и покрыта в течение 2 недель. Надворные строения воздвигаются еще быстрее. Конечно, от такой плотничьей работы нельзя ждать доброкачественности, Из-под полов дует, крыши часто дают течь.
Живописная Россия

Еще несколько крестьянских изб из разных губерний России.
"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.

"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.

"Живописное обозрение", №5, 1885.

Изба с красным и волоковыми окнами. Деревня Петухово Нижегородской губ. Фото неизв. автора, 1860-е.

На типах окон остановимся подробнее.
Волоковое окно - это простейший вид окна в виде прямоугольного отверстия. С внутренней стороны волоковые окна закрывались доской, ходившей по специальным пазам. Доской окно задвигалось (заволакивалось - отсюда и название) на ночь, а днем доску отодвигали и вставляли раму, затянутую прозрачным материалом: бычьим пузырем, пропитанным маслом холстом, слюдой, даже куском льда. В середине XIX века стало применяться и стекло.
Красные окна делались большего размера, имели косяки - колоды из четырех толстых брусьев, в них использовались слюда или стекло. У красных окон были отодвижные или подъемные оконницы - звенья рамы, которые двигались по пазам в стороны или вверх.

Изба; на переднем плане - мельница на роднике. Тверская губ. Фото Е.Вишнякова, 1892.

А это - 100-летний мельник, который на этой мельнице живет. Фото Е.Вишнякова, 1892.

Двухэтажный пятистенок. Деревня Березницкая, Вельский уезд Вологодской губ. Фото неизв. автора, 1868.

Перемещаемся постепенно на север Европейской России. В этих краях крестьянские избы и крестьянский быт имели свои особенности, связанные с суровостью климата. "Живописная Россия" подробно "живописует" устройство изб в северных губерниях. Обратите внимание: высота от пола до потолка в северных избах доходила до двух сажен - это же больше 4-х метров!

На севере дробление семей и дележки просто немыслимы, так как только большими семьями здесь и жить-то можно; природа сама здесь старается, чтобы не допускать дробления дворов и хозяйств. Под жилым домом понимает здесь русский человек избу, одно- или двухэтажную, сенную связь и сарай с двором и хлевами. Изба всегда строится квадратная, а стены ее проведет хозяин в длину сажени на три. на четыре. Пол тоже зря настилать не станет, а поднимет его сажени на полторы от земли и займет все подполье либо летниками или летними горницами, либо скарбовым кутом.

В самом жилье, в горнице вышина от пола до потолка доходит до двух сажен, так что дышать всей семье есть чем. Окон в избе много. Во всякой горнице, как исстари повелось чуть ли не по всей земле русской, есть «большой угол» - место почетное, так как здесь образа помещаются, да и свету больше. В заднем углу помещается громадная печь. Лавки по всем четырем стенам приспособлены для сиденья, и под ними зачастую найдутся и краморы. Устье печи всегда обращено к заднему углу; к другой стороне печи, которая обращена к двери, приделывается лавка в аршин шириною, называемая «прилавком». В полу, под прилавком делается проруб такой же величины, как и прилавок; над прорубом устраивается рундук в поларшина вышиною от полу; затворяется он ставнем, который известен под названием «подпольницы»; вниз же под пол прилаживаются ступени, ведущие в нижние краморы. Если мужик живет победнее, то и уголков и краморов ему столько не нужно, и потому нижней краморы у него не имеется, хотя пол и поднимает он высоко над землею.

Сенная связь пристраивается к той стене избы, в которой вырублена дверь; она состоит собственно из сеней и двух кладовых, обращаемых летом в летние горницы, а зимою в краморы. Если хозяин человек запасливый, то он в одной из кладовых прорубит окна и устроит в ней жилую чистую горенку или боковушу, без которой ни один сколько-нибудь состоятельный крестьянин здесь не обойдется: в боковуше он спит после обеда, боковуша в жары - укромное местечко, где ни комар, ни муха не жалит и где прохладка даст сон тихий и спокойный; покройся потеплее, так пожалуй и зимою боковуша свою службу сослужит. Если из светлого чулана задумают сделать боковушу, то прежде всего сложат в нем кирпичную печку с выводом, а стены при самой рубке замшат, чтобы не сквозило; здесь уже нет ни полок, ни воронцев, и лавки нередко заменяются самодельными стульями. Главную принадлежность этой горницы составляют самовар и небольшой шкафик с чайными чашками: это вообще столовая, гостиная и приёмная комната.

Везде и повсюду в Озерной области в сенях на поларшина от самой избы прорубается дверь для выхода на улицу, где вдоль стены примощается крытое крылечко с лестницею, а в северных местностях той же области на противоположной стене тоже прорубается дверь в сарай и во двор; для спуска в последний устраивается особая лестница. Под тою половиною сарая, которая ближе к избе, находится двор, а под дальнею ставятся хлевы, вход в которые устраивается со двора; тут скотине и привольно, и чисто. Для въезда с улицы в сарай делается бревенчатая кладка или взъезд. В сарае держат солому и сено, убирают туда же сани, дровни, сохи и всякую хозяйственную утварь. В Олонецкой и отчасти в восточных уездах Новгородской губернии (Тихвинском и Белозерском) иной крестьянин побогаче не удовольствуется и двумя этажами и делает еще один надстрой; тут уже непременно, кроме сенец, есть одна или две боковушки, а в иных раскольных местах и кельи, где либо от комаров и мух, либо, в последнем случае, от грехов сего мира спасается хозяин. Баня состоит обыкновенно из двух отделений - сначала сени, которые предназначаются для раздеванья, и затем уже сама баня.

Живописная Россия

Крестьянская изба Олонецкой губернии, "Иллюстрированная Россия", 1898.

Поморская деревня, "Иллюстрированная Россия", 1898.

Двужирная изба,

Двужирной, или двужильной называлась изба с двумя жилыми этажами.

Поморская деревня Юрома Архангельской губ., фото неизв. автора, 1890-е.

"Русские народы" (под ред. проф. Зографа), 1891.

План усадебной земли, на которой стоят жилые и нежилые строения, принадлежащие крестьянину деревни Верхолецкой Шенкурского уезда Архангельской губернии.
(1 сажень = 2,13 м)

По плану усадьбы.
Дом построен в середине деревни на проселочной дороге, лежащей в Тарасовскую волость, Церковнического прихода, при реке Леди, в расстоянии от оной в 20 саженях. Внутренние и наружные принадлежности дома плотничной работы, а рамы или оконные переплеты постройки столярной работы.
№ 1 дом, № 2 погреб или ледник, № 3 гумно, № 4 овин, № 5 огород и № 6 двор. Баня построена на берегу реки Леди против дома.

По плану дома.
№ 1 изба с русскою печкою, кругом избы обыкновенные крестьянские лавки; в большом углу "а" - простой стол. По всем стенам над окнами полки, служащие для поклажи разных предметов. При входе в избу над дверьми до воронца полати. У стены, отделяющей вторую избу, пред окном, ближе к углу, тоже поставлен стол, и возле него простой шкаф, в котором хранится разная глиняная посуда, как-то: тарелки, блюда, кринки и т. п. Изба № 2, она совершенно того же вида и убранства, как и первая, имеет тоже русскую печку, лавки, полки и полати, простой стол, который поставлен в большой угол "а", перед ним скамья, а у стены в недальнем расстоянии от печки сделан прилавок в виде шкафа - довольно широкий. № 3 сени, № 4 ретирада, № 5 поветь, № 6 клеть и № 7 холодная изба без печки. Три последние помещения построены выше трех первых на три четверти аршина. Повет служит, как для свалки сена, так и для хранения приготовленных под налив смолы бочек. № 8 ворота со въездом на повет и № 9 крыльцо с помостом на столбах с наружной стороны дома.

По фасаду с боковой стороны дома.
Под лит. «а» - крыльцо с улицы, «б» - дверь во внутренность дома, «в» - дверь в подызбицу или кладовые, «г» - ворота в скотный двор, где помещаются: хлев, телятник, овчарня и конюшня.

По фасаду с лицевой стороны дома.
Лицевая сторона дома заключает пять красных окон с летними переплетами; они с наружной стороны затворяются одностворчатыми ставнями. В подызбице имеется тоже пять малых окон в виде слуховых, которые в зимнее время заделываются деревянными плашками с войлоком. Особенной отделки или украшений, как внутри, так и снаружи дома нет.

"Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ.", П.С.Ефименко, 1877.

Раз уж речь зашла о внутреннем устройстве крестьянской избы, самое время познакомиться с ним поближе, хотя бы в общих чертах.
Главная принадлежность избы - большая русская печь, занимающая от 1/6 до 1/4 всего помещения. В последние 2 десятилетия устраиваются преимущественно печи с трубами. Но, при недостаточно хорошем устройстве, они плохо греют и не защищают стен от сырости. Этим соображением руководятся многие крестьяне при удержании курных изб: наши печи не имеют труб. Не привыкшему вдыхать дым атмосфера курной избы невыносима. Но легкие крестьян приспособились к ней. Выходя из печи, дым наполняет избу. Будучи противогнилостным средством, дым уничтожает в избе вредные испарения, сушит стены и очищает воздух. Угар умеряется током воздуха, проникающим через отворенную дверь.

В избе прорезываются три окна на улицу и часто одно на двор. Вышина окна редко превосходит 12 вершков, ширина - 8. Это делается с тою целью, чтобы уменьшить расход на стекло. Рамы состоят из 4 клеток; стекло, вставляемое в них, похоже на слюду. Замечание, что в крестьянских избах нет цельных стекол, а склеенные осколки, стало почти стереотипным. В переднем углу избы помещается образница из досок, окрашенных в темно-красный или коричневый цвет. На стене небольшой шкап с незатейливой посудой, полудюжиной тарелок, чашек, парой ножей и вилок. Стены в избах поселян более зажиточных, знакомых с городским житьем-бытьем, увешиваются или оклеиваются картинами. Чего только не найдешь среди зтих картин: и лубочные Бовы Королевичи, и поражения Георгием Победоносцем змия, и Куликовские битвы, и сражения под Альмой и Инкерманом, и главнейшие эпизоды из священной истории, и портреты знатных и высокопоставленных лиц. В избах деревенских богачей встречаются даже литографированные виды русских и иностранных городов. По стенам тянутся лавки; ложем же для хозяев и их детей служат полати - деревянный помост на 4-х брусках, устраиваемый обыкновенно довольно высоко от пола. В углу под образами стоит тяжелый некрашеный стол. Кровати и стулья встречаются у крестьян только как исключение. У двери стоит лохань и над ней глиняный рукомойник. Изба служит столовой, гостиной, спальней и рабочим помещением.

Утварь у крестьян в их избах бывает преимущественно глиняная или деревянная; железной менее, а стеклянная встречается очень редко. Для молока, кваса, для собирания ягод употребляется разнообразная посуда, глиняные крынки, деревянные жбаны, берестяные бураки; у калужских крестьян вся эта посуда заменяется кувшином. Дойники и рукомойники у них также глиняные, правильные же чашки и ложки привозятся с Нижегородской ярмарки. Чугунные ступы, железные ковши и уполовники, железные дверные скобы у большинства крестьян еще не сделались непременною принадлежностью их хозяйства. Все эти вещи, равно как и столовые чашки, по большей части выдолблены из дерева.

Изба освещается зимою ночником, иногда древесною лучиною или вымоченным чернобыльником и толстою коноплею. В последнее время крестьяне во многих местах России стали употреблять для освещения своих жилищ керосин. Около печи обыкновенно стоит „дежа" для печения хлебов, а под лавками кадочка с квасом и плетушки для сажания птиц на яйца.

Живописная Россия

Фотодокументов, способных подробно и точно рассказать нам, как выглядела крестьянская изба внутри, сохранилось совсем немного. Поэтому знакомиться с интерьерами деревенских изб будем, в основном, по рисункам того времени, надеясь на точность авторов этих рисунков в изображении деталей.

Вот, одна сдвоенная фотография всё же есть:
Внутри крестьянской избы, фото неизв. автора, 1890-е.

Возвращение отца из города, "Всемирная иллюстрация", №45, 1870.

Русские святки, гадание. "Всемирная иллюстрация", №27, 1886.

Только по-моему это, судя по лицам, не девушки, а скорее уж бабушки...
Деревенский диакон, приготовляющийся к заутрене. "Всемирная иллюстрация", №15, 1876.

У дьякона в избе видок, конечно, поприличнее.
В русской крестьянской избе. "Всемирная иллюстрация", №48, 1876.

Мытье в печи. "Всемирная иллюстрация", №32, 1887.

Старый да малый. "Нива", №6, 1891.

И, в завершение обзора приведу еще несколько интересных фактов об устройстве крестьянского жилья из "Материалов по этнографии русского населения Архангельской губ." П.С.Ефименко (1877).

- В каждом крестьянском доме бывает только по одному столу, Исключения, очень редкие, встречаются лишь в домах, устроенных и убираемых на городской манер.
- Полы в избах мостят пластинами - досками, которых из одного дерева выходит только две.
- Избы в зимнее время так сильно натапливают, что для непривычного к тому невозможно быть в них.
- Для освещения лучина употребляется березовая и сосновая, последняя по преимуществу. От нее распространяется сильный дым, заедающий глаза.
- Постели и подушки в деревнях чаще всего набиты шерстью. Здесь, где так значителен птичий промысел, надо было бы полагать больше этих вещей из пера и полупушья, но оказывается напротив, потому что дичь жители употребляют в пищу себе редко, а почти всю продают.
- Постели для очистки от таких насекомых, как вши, выносят зимою на сени, где они и уничтожаются силою мороза.
- Станок, на котором ткут холст или сукно, занимает чуть не полжилища.
- Иконы в жилищах размещаются по красоте: в киотах и в окладах образа ставятся в горницы, а досчаные образа - в жилых избах.
- Посуда хорошая бывает разукрашена цветами, отводками, краями, каемками, узорами.
- Ножи употребляются вообще простые; но оправы из каких-либо металлических композиций, кроме разве свинцовой наливки иа концах у лезвия и закрепы, да железа или меди для укрепления, не бывает.
- Ставни бывают больше одиночные и редко створчатые.
- Как ни хороши в губернии жилищные постройки вообще, но среди них встречаются хижины, точно шалаши, настолько бедные, что удивляешься, как человек может в них жить.
- Стекол в окнах больше изломанных, чем цельных от того, что, как известно, стекло легко лопается во время сильных зимних морозов.
- В деревнях редко найдете оштукатуренные внутри дома, но все же есть и такие.
- Во многих крестьянских домах, проконопачиваемых дурно, несет из стен, из подоконников и косяков, с пола и из входных дверей.
- Глыбы льда для погребов называются кабаны.
- В деревнях встречаются дома без крыш, квадратные, в одно бревно длиною, с одним или двумя окнами посредине, а кругом ни кола, ни двора.
- Наверху крыш ставятся деревянные коньки, изображающие голову лошади или телку,- одну ее голову; но коньки служат также украшением и внутри изб, около печи и у божницы.
- Белила для печей делают иногда с водою, с примесью молока.
- К праздникам мало того, что очищают грязь дресвой и песком,- столы, стулья, скамейки, стены и проч. оскабливают ножами.
- Сени, сенник и все прочее, соединяющееся под одними хоромами, называется подворьем.
- Есть в избах окна, вделанные в пазы и по пазам задвигаемые и отворяемые.
- Скамьи в крестьянских избах одними концами сходятся в углах их, а другими расходится врозь вдоль стен.
- В зимнее время при крыльце или у ворот всегда лежат два-три веника или метлы, которыми опахивают снег с сапогов или катанок.
- Очень нередко связанные пучки соломы приколачиваются у входных дверей с внутренней стороны, т. е. со стороны, ведущей из избы. для того, чтобы тепло не могло скважинами в затворе выходить из избы в сени.
- В недавнее время вошли в употребление дешевенькие стенные часы (1 р.- 1 р. 20 к.) мастерских Гаврилова и Главинского.
- Входы в домах делаются наиболее с правого боку. Так, если дом стоит глазами к востоку, то ворота ищите на юге.
- Употребительные стулья делаются несколько в виде стоящей лошади: спинка с длинными ножками так и кажется передом лошади, а закорточки от ножек на верху - ее уши, спинка - шея, сиденье - спина и задница, несколько расширяющаяся.
- Бани сооружаются более из старья, т.е. из леса, бывшего в постройке, потом разрушенной.

Свящ. Андрей Костылев в „Губ. Вед." пишет: „годов десятка полтора назад, почти по всему Пинежскому уезду, молодой скот держали в тех же избах, в которых и сами жили. Теперь этот обычай по Пинеге вывелся уже. Для скота там настроили особенные избы, которые называются скотными. Но что касается до отдаленной Тимешинской волости, лежащей в самом углу уезда и в захолустье, обычай жить со скотом вместе вполне сохранился. Внешним видом здешние дома не отличаются от крестьянских домов всего уезда. Дом по большей части состоит из двух изб, под одною кровлею. Прямо против дома - колодезь с трубой (желобом), притянутой в избу. Внутренность дома представляет для невидавшего удивительную картину. Близ входа в избу стоит большой чан с соломой, залитой горячею водой, а кругом его - скот. Коров загоняют в избу только на день, на ночь же выгоняют их во двор. Что же касается до молодого рогатого скота, то этот живет постоянно в избе. От житья скота грязь в избах ужасная, а от грязи одежда крестьян и сами они очень-очень грязны. Если бы так жили бедные,- им бы еще, так и сяк, простительно; но так живут и зажиточные, богатые крестьяне" (Губ. Вед. 1870 г, № 36).
Наше слово: О. Андрей сказал верно!....

"Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ.", П.С.Ефименко, 1877.

"Всемирная иллюстрация", №28, 1886.

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Внутреннее обустройство русской избы


Изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья, и воспитывались дети. Изба являлась символом уюта и спокойствия. Слово «изба» произошло от слова «истопить». Истопка - это отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба».

Внутреннее убранство традиционной русской избы было простым и удобным: стол, лавки, скамьи, стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось в избе своими руками, тщательно и с любовью, и было не только полезным, красивым, радующим глаз, но несло свои обережные свойства. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскреблены.

Комнат в доме не было, поэтому всё пространство разделялось по зонам, согласно функциям и назначению. Разделение производилось с помощью своеобразной тканевой занавески. Таким способом отделялась хозяйственная часть от жилой.

Центральное место в доме отводилось под печь. Печь порой занимала почти четверть избы, и чем массивнее она была, тем больше тепла накапливала. От её расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи». Печь являлась неотъемлемой частью не только русской избы, но и русской традиции. Она служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна; использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь, порою, олицетворяла всё жилище, её наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи - нежилой). Приготовление пищи в русской печи являлось сакральным действом: сырое, неосвоенное превращалось в варёное, освоенное. Печь - душа дома. Добрая, честная Матушка-печь в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно поверьям предков, обитал хранитель избы - Домовой. В печке сжигали сор, так как его нельзя было выносить из избы.

Место печи в русском доме видно по тому, с каким уважением относился народ к своему очагу. К печи пускали не каждого гостя, а если разрешали кому-то посидеть на своей печи, то такой человек становился особенно близким, желанным в доме.

Печь устанавливали по диагонали от красного угла. Так называли самую нарядную часть дома. Само слово "красный" означает: "красивый", "хороший", "светлый". Красный угол располагали напротив входной двери, чтобы каждый входивший мог по достоинству оценить красоту. Красный угол был хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. К убранству красного угла относились особенно трепетно и старались содержать его в чистоте. Он являлся самым почётным местом в доме. Здесь располагали особо важные семейные ценности, обереги, кумиры. Всё размещалось на полке или столике, выстланном расшитым рушником, в особом порядке. Согласно традиции, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Как правило, повсеместно в России в красном углу находился стол. В ряде мест его ставили в простенке между окнами - против угла печи. Стол всегда был местом, где происходило единение членов семьи.

В красном углу, подле стола, стыкаются две лавки, а сверху - две полки полавочника. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья; происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили; привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Напротив красного угла располагался печной или «бабий» угол (кут). Там женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили, вышивали и т. д. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют ещё жерновым. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда, и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Закрытый дощатой перегородкой печной угол, образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Он являлся своеобразным женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы.

Сравнительно небольшое пространство избы было организовано таким образом, что в нём с наибольшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал своё место в общем пространстве. Мужчины работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Спальные места располагались на лавках и даже на полу. Под самым потолком избы, между двумя смежными стенами и печью на особую балку настилали широкий дощатый помост - «полати». Особенно любили сидеть на полатях дети — и тепло и всё видно. На полатях спали дети, а иногда и взрослые, сюда же складывали одежду, здесь сушили лук, чеснок и горох. Под потолком, закрепляли детскую колыбель.

Весь домашний скарб хранился в сундуках. Они были массивными, тяжёлыми, и порой достигали таких размеров, что на них вполне можно было спать взрослому человеку. Сундуки делались на века, поэтому укреплялись с углов кованым металлом, такая мебель жила в семьях десятилетиями, передаваясь по наследству.

В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. В старинных избах лавки украшались "опушкой" - доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с неё подобно оборке. Такие лавки назывались "опушенными" или "с навесом", "с подзором. Под лавками хранили различные предметы, которые, в случае необходимости, легко было достать: топоры, инструменты, обувь и прочее. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так, входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов - они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению.

В русской избе было много ребятишек, и колыбель - люлька была столь же необходимым атрибутом русской избы, как стол или печь. Распространёнными материалами для изготовления колыбелей был луб, камыш, сосновая дранка, кора липы. Чаще люльку вешали в задней части избы, рядом с подтопком. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался «качок», на который и крепилась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а в случае занятости рук, ногой. В некоторых регионах колыбелька подвешивалась на очеп - деревянную, довольно длинную жердину. Чаще всего для очепа использовалась хорошо гнущаяся и пружинящая берёза. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый тёплый воздух, что обеспечивало обогрев ребёнку. Существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом дитё, так он лучше растёт и накапливает жизненную энергию. Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые. Чтобы защитить от них ребёнка, под люльку обязательно клали обереги. А на изголовье люльки вырезали солнце, в ножках - месяц и звёзды, крепились разноцветные тряпицы, деревянные расписные ложки. Саму люльку украшали резьбой или росписью. Обязательным атрибутом был полог. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Если же семья была бедная, в дело пускали старый сарафан, который, несмотря на лета, выглядел нарядно.

Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Лучина являлась единственным источником освещения в русской избе на протяжении многих веков. Обычно в качестве лучины использовали берёзу, которая горела ярко и не дымила. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями.

Занавески на окнах были однотонные или с рисунком. Ткались они из натуральных тканей, украшались обережной вышивкой. Белыми кружевами ручной работы были украшены все предметы текстиля: и скатерти, и занавески и подзор простыни.

В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

В качестве основной цветовой гаммы для избы использовалась золотисто-охристая, с добавлением красного и белого цветов. Мебель, стены, посуду, окрашенные в золотисто-охристые тона, успешно дополняли белые полотенца, красные цветы, а также красивая роспись.

Потолок также мог быть расписан в виде растительных орнаментов.

Благодаря использованию исключительно натуральных материалов при строительстве и внутреннем убранстве, в избах всегда летом было прохладно, а зимой тепло.

В обстановке избы не было ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имела своё строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является отличительной чертой характера русского жилища.

Один из символов России, которым восторгается, без преувеличения, весь мир, — это деревянная изба. Действительно, некоторые из них поражают своей невероятной красотой и уникальностью. О самых необычных деревянных домах — в обзоре «Моей Планеты».

Где: Свердловская обл., д. Кунара

В небольшой деревушке Кунара, расположенной в 20 км от Невьянска, находится сказочный терем, признанный в 1999 году на конкурсе самодельного деревянного зодчества лучшим в нашей стране. Здание, напоминающее большой пряничный дом из сказки, создано вручную одним-единственным человеком — кузнецом Сергеем Кирилловым. Он создавал эту красоту 13 лет — с 1954 по 1967 год. Все украшения на фасаде Пряничного домика выполнены из дерева и металла. И дети, держащие в руках плакаты с надписями: «Пусть всегда будет солнце…», «Летите, голуби, летите…», «Пусть всегда будет мама…», и ракеты, готовые взмыть ввысь, и всадники на конях, и солнце, и богатыри, и символы СССР… А еще множество различных завитушек и необычных цветов. Зайти во двор и полюбоваться рукотворным чудом может любой желающий: вдова Кириллова ворота не запирает.

Где: Смоленская обл., п. Фленово, историко-архитектурный комплекс «Теремок»

В этот историко-архитектурный комплекс входят четыре постройки, которые раньше принадлежали известной меценатке Марии Тенишевой. Особого внимания заслуживает Главная усадьба, созданная в 1902 году по проекту Сергея Малютина. Этот резной сказочный теремок — настоящий шедевр русского малого зодчества. На главном фасаде дома расположилось невероятной красоты окно. В центре, над резными рамами, присела отдохнуть Жар-птица с кокетливым хохолком, по обеим сторонам от нее встают на дыбы изящные коньки. Чудо-животных согревает своими лучами резное солнце, а витиеватые сказочные узоры из цветов, волн и прочих завитушек поражают своей фантастической воздушностью. Бревенчатый сруб терема поддерживают зеленые чешуйчатые змеи-горынычи, а под сводом крыши расположились два месяца. На окне с другой стороны — Царевна-Лебедь, «плывущая» по деревянным волнам под резным небом с Луной, месяцем и звездами. В таком стиле было оформлено в свое время все во Фленово. Жаль, что сохранилась эта красота лишь на фотографиях.

Где: Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 21

Сегодняшний Дом Европы — это бывшая усадьба купцов Шастиных. Этот дом — одна из визитных карточек Иркутска. Он был построен еще в середине XIX века, но лишь в 1907 году его украсили резьбой и прозвали Кружевным. Ажурные деревянные украшения, изящные узоры фасадной части и окон, удивительной красоты башенки, сложные очертания кровли, фигурные деревянные столбики, рельефная резьба ставень и наличников делают этот особняк совершенно неповторимым. Все элементы декора выпиливались вручную, без лекал и шаблонов.

Где: Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Кижи, Музей-заповедник деревянного зодчества «Кижи»

Этот двухэтажный дом, похожий на богато украшенный терем, был построен в деревне Ошевнево во второй половине XIX века. Позднее его перевезли на о. Кижи с Большого Климецкого острова. Под одной большой деревянной избой расположились и жилые, и хозяйственные помещения: такой тип постройки сложился на Севере в старину из-за суровых зим и особенности быта местных крестьян.
Интерьеры дома были воссозданы в середине XX века. Они представляют собой традиционное убранство жилища зажиточного крестьянина Севера конца XIX столетия. Вдоль стен избы протянулись массивные деревянные лавки, над ними расположились полки-воронцы, в углу — большая кровать. И разумеется, обязательная печь. Хранятся здесь и подлинные вещи того времени: глиняная и деревянная посуда, берестяные и медные вещицы, детские игрушки (лошадка, санки, ткацкий станочек). В горнице можно увидеть диван, буфет, стулья и стол работы местных умельцев, кровать, зеркало: обычные предметы повседневного быта.
Снаружи дом выглядит очень нарядно: с трех сторон его опоясывают галереи, на окнах резные наличники… Оформление трех балконов совершенно разное: точеный балясик служит ограждением западного и южного балконов, а у северного сплошь ажурное исполнение из плоских теснин. Декор фасадов отличается сочетанием пропильной и объемной резьбы. А сочетание овальных выступов и прямоугольных зубьев — характерный для районов Заонежья прием «вырезания» узоров.

Где: Москва, Погодинская ул., 12а

Старых деревянных домов в Москве осталось очень мало. Но в Хамовниках среди каменных строений красуется историческое здание, построенное в традициях русского деревянного зодчества в 1856 году. Погодинская изба — деревянный сруб известного российского историка Михаила Петровича Погодина.

Этот высокий сруб, сложенный из добротных бревен, был построен архитектором Н.В. Никитиным и подарен Погодину предпринимателем В.А. Кокоревым. Двускатная крыша старого дома украшена деревянным резным узором — пропильной резьбой. Деревянным кружевом убраны и ставни окон, «полотенца», «подзоры» и другие детали избы. А яркий голубой цвет здания вкупе с белоснежными украшениями делают его похожим на домик из какой-нибудь старой русской сказки. Только вот настоящее у Погодинской избы совсем не сказочное — сейчас в доме размещены офисы.

Где: Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112

Городская усадьба В.П Сукачева создана в 1882 году. Удивительно, но за прошедшие годы историческая целостность этого строения, его изумительная красота и даже большая часть примыкающей парковой зоны остались практически неизменны. Бревенчатый дом с четырехскатной крышей украшен пропильной резьбой: фигуры драконов, фантастические стилизованные изображения цветов, сложные переплетения ограды на крыльце, причелины, пояски карнизов — все говорит о богатой фантазии сибирских мастеров и чем-то напоминает восточные орнаменты. Собственно, восточные мотивы в оформлении усадьбы вполне объяснимы: в то время развивались культурные и экономические связи с Китаем и Монголией, что влияло на художественный вкус сибирских умельцев.
В наши дни усадьба не только сохранила свой великолепный облик и удивительную атмосферу, но и живет достаточно насыщенной жизнью. Здесь часто бывают концерты, музыкальные и литературные вечера, устраиваются балы, мастер-классы для маленьких гостей по лепке, рисованию, изготовлению лоскутных кукол.