Хатынь. История трагедии. Хатынь: история трагедии белорусской деревни

Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.
Хатынь - бывшая деревня Логойского района Минской области Беларуси - стала символом трагедии белорусского народа, скорбной страницей истории времен Великой Отечественной войны.

22 марта 1943 года в белорусской деревне Хатынь произошла страшная трагедия. В деревню Хатынь вошел 118 батальон охранной полиции и окружил её. Все население Хатыни от мала до велика - стариков, женщин, детей выгнали из домов и загнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям - Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу - удалось скрыться от гитлеровцев.

Кто палачи? Интересные факты


Что мы знаем о тех, кто уничтожил село Хатынь вместе со всеми его жителями? Оказывается, село Хатынь в Беларуси уничтожили не немцы, а специальная зондеркоманда (118-й полицейский батальон), которая состояла в подавляющем большинстве из полицаев-украинцев. Командовал батальоном бывший польский майор Смовский, начальник штаба - бывший старший лейтенант Красной Армии Григорий Васюра, командир взвода - бывший лейтенант Красной Армии Василий Мелешко. Немецким «шефом» 118-го вспомогательного батальона был майор полиции Эрих Кернер.

Руководил карательной операцией Григорий Васюра. Причём после войны он скрыл факт своей службы в полиции и СС и даже стал директором по хозяйственной части совхоза «Великодымерский» (Украина). В 1984 году он был награждён медалью «Ветеран труда», стал почётным курсантом Киевского военного училища связи имени Калинина и не раз выступал перед молодёжью в образе фронтовика-связиста.


Васюра Григорий, хатынский палач

В 1985 году Васюра, как ветеран боевых действий, потребовал себе орден Отечественной войны. В архивах служащие нашли только факт того, что Васюра пропал без вести в июне 1941 года, но дальнейшие поиски в архивах заставили пересмотреть и некоторые результаты допроса Василия Мелешко (бывшего сослуживца Васюры), расстрелянного в 1975 году за сотрудничество с оккупантами и участие в сожжении деревни Хатынь. В ноябре 1986 года Васюра был арестован, было возбуждено уголовное дело «по вновь открывшимся обстоятельствам». По крупицам были собраны показания 26 свидетелей, суд носил закрытый характер. Васюра свою вину отрицал. 26 декабря 1986 года трибунал Белорусского военного округа под руководством судьи Виктора Глазкова приговорил Григория Никитовича Васюру, как пособника немецко-фашистских захватчиков, к смертной казни через расстрел.

Теперь давайте перейдем к выяснению причин и обстоятельств, которые привели в итоге к уничтожению белорусского села Хатынь.

Причины карательной операции

Трагическая история белорусской деревни Хатынь, к тому времени уже полтора года находившейся в зоне немецкой оккупации, началась 21 марта 1943 года, когда в ней заночевал партизанский отряд Василия Воронянского. Утром 22 марта группа партизан специально повредила линию связи фашистов. На ликвидацию поврежденной линии связи отправилось подразделение 118-го полицейского охранного батальона. Здесь полицаи угодили в партизанскую засаду, устроенную отрядом «Мститель» бригады «Дяди Васи». Среди убитых фашистов оказался и шеф-командир первой роты гауптман Ганс Вельке. Надо заметить, что этот офицер, несмотря на сравнительно невысокий чин, был хорошо известен Гитлеру и пользовался его особым покровительством. Дело в том, что в 1936 году он стал победителем Олимпийских игр в соревнованиях по толканию ядра.

Преследуя нападавших бойцов, каратели тщательно прочесали окружавший их лесной массив и вышли к Хатыни. Война на территории оккупированной Белоруссии в тот период велась главным образом партизанскими отрядами, пользовавшимися поддержкой местного населения, которое давало им временное укрытие и снабжало продовольствием. Зная об этом, каратели вечером того же дня окружили деревню.

Выжившие после трагедии

Спастись тогда удалось двум девушкам - Марии Федорович и Юлии Климович, которые чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета (позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли). Сама деревня была уничтожена полностью.

Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой; ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим - Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу - также удалось скрыться от нацистов.


На фото Виктор Желобкович, Софья Климович и Владимир Яскевич

Антон Барановский никогда не скрывал правду о событиях в Хатыни, открыто об этом говорил, знал имена многих полицаев, сжигавших людей. В декабре 1969 года - через 5 месяцев после открытия мемориального комплекса - Антон погиб при невыясненных обстоятельствах.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь»- «Непокоренный человек».

Хатынь история трагедии. Фото

1 of 10









Хатынь история трагедии. Видео фильм

  • Документальный фильм. «Палачи Хатыни»

  • Художественный фильм «Иди и смотри» о трагических событиях в Хатыни


Хатынь. Мемориальный комплекс

1 of 12









Волынская резня или еще её называют Волынская трагедия – под таким названием вошел в историю чудовищный межнациональный политический конфликт, который произошел в 1943 году на территории Волыни. Во время этих событий в марте 1943 года совершились массовые убийства польского населения Украинской повстанческой армией (УПА), а ответные действия, предпринятые польской стороной, привели к уничтожению украинцев, проживающих на территории Волыни и Тернопольщины.

Эти кровавые события средины 20 столетия до сих пор являются одним из самых загадочных эпизодов Второй мировой войны, а историки уже долгие годы пытаются разобраться, что же спровоцировало эту трагедию. Слишком много к тому времени накопилось причин, среди которых оказались и территориальные претензии, и геополитические интересы, и конфессиональные разногласия, и даже исторические обиды. Но события 70-летней давности затрагивают не только отношения украинского и польского народа, они имеют отношения ко всей европейской цивилизации.

Причины конфликта

Истоки этого польско-украинского конфликта

следует искать в прошлом, тесно объединившем эти два соседних славянских народа, а также во взаимных обидах и недоразумениях, которые веками накапливались в их отношениях.

  • Очень долгое время (в 16-18 веках) украинские земли находились под властью Речи Посполитой, а это сопровождалось восстаниями и бунтами, которые поднимали украинцы. Польские власти в свою очередь жестоко подавляли украинское национально-освободительное движение. Чувство обоюдной неприязни между двумя соседними народами сохранялось на протяжении столетий.
  • В 1918-1920 годах произошел вооруженный конфликт между Польшей и Украиной. В результате земли Западной Украины оказались в составе Польской республики. Украинцы с тех пор считали, что именно Польша помешала им создать независимое украинское государство.
  • В предвоенное время Польша проводила на своих восточных территориях политику полонизации: ликвидировались украинские школы, запрещался родной язык, преследовалась православная церковь. Польские власти начали массовое переселение поляков на украинские земли, что вызвало ненависть со стороны местного населения.
  • Деятельность созданной в 1929 году ОУН носила антипольский характер и была направлена против польского государства. Участники этой организации устраивали не только акции протеста и саботажа, но и занимались грабежами польских учреждений и нападениями на польских помещиков. С приходом к власти Степана Бандеры все чаще стали организовываться карательные и террористические акты. В свою очередь польские власти для подавления подобных действий провели с особой жестокостью военно-полицейскую операцию, известную как «Пацификация» (умиротворение). Можно сказать, что эти же события повторились с точностью до наоборот уже в 1943 году.
  • Во время Второй мировой войны польско-украинский конфликт усилился и приобрел ярко выраженный преступный характер, апогеем которого и стали волынские события.

Ход волынских событий

Случаи уничтожения польского и украинского населения случались и ранее, но широкомасштабный характер они приобрели весной 1943 года. Именно тогда руководством ОУН было принято решение об изгнании с волынских земель проживающих там поляков. Сначала эти действия должны были распространиться только на тех, кто сотрудничал с немецкой администрацией, затем и на переселенцев из Польши, приехавших в межвоенный период, а в конечном итоге это затронуло всех лиц польской национальности, проживающих на территории Волыни.

В конце 1942 года начались первые столкновения украинцев с поляками, постепенно превратившиеся в вооруженный конфликт. На Волыни в это время ОУН вооружила более двадцати тысяч человек, которые являлись серьезной и угрожающей военной силой.

Мирное польское население имело шанс выжить, ведь поначалу УПА предлагала полякам добровольно выехать на свою этническую родину – в Польшу. Но руководители Речи Посполитой, находясь в тот момент в Лондоне, никак не хотели потерять Волынь, поэтому отдали приказ – не оставлять эту территорию. Все понимали, что назревает серьезный конфликт, который ни одна из сторон не попыталась предотвратить. И тогда случилась страшная трагедия, утопившая волынские деревни в крови.

Первое нападение на польское поселение произошло в апреле 1943 года – это была село Янова долина. В результате карательной акции отрядами УПА было уничтожено около 800 мирных жителей польской национальности.

Своего пика событие известное, как Волынская резня, достигло в средине июля, когда было организовано одновременное нападение на 150 деревень и колоний с польским населением. Эти зверские карательные операции сопровождались страшным насилием и жестокостью. Отряды, которые совершали это жуткое злодеяние, называли «резуны», ведь они не жалели никого — ни детей, ни женщин, ни стариков. Налетая на польские деревни, бандиты без единого выстрела истребляли население, используя ножи и косы, а деревни и хутора чаще всего сжигали.

Кроме воинов УПА в кровавой вакханалии принимали участие также жители украинских сел.

Отряды Армии Крайовой совместно с полицией, которая состояла преимущественно из поляков, предприняли ответные действия, и тоже стали совершать налеты, но уже на украинские села.

До сих пор точно неизвестно число жертв этой жуткой трагедии. Историки утверждают, что летом 1943 года на Волыни и Тернопольщине было уничтожено около 80 тысяч человек польской национальности, а жертвы среди украинцев достигли 2-3 тысяч.

Путь прощения и примирения

В послевоенное время в СССР это событие широко не афишировалось, и к нему обратились только после распада страны. Руководство независимой Украины разрешило полякам заняться расследованием непосредственно на месте трагедии. В результате были обнаружены места массовых захоронений и проведена эксгумация останков.

Через 70 лет, прошедших после конфликта, Польша и Украина сошлись во мнении, что это трагедия для обеих сторон, но польское население пострадало значительно больше, и только взаимное прощение и примирение помогут потомкам преодолеть последствия тех страшных времен.

Еще десять лет назад, в предверии 60-й годовщины, известный украинский историк Ярослав Дашкевич анализировал причины Волынской трагедии. К сожалению, Ярослав Романович ушел из жизни в феврале 2010 года. Но то, о чем он рассказывал 10 лет назад, не утратило актуальности и сегодня.

Ярослав Дашкевич: «Не превращайте эту дату на политическое представление» – Волинь и т.наз. Забужье – исконная украинская этническая территория, заселенная преимущественно украинцами. Польская колонизация, начавшаяся во второй половине XVI века, – это колонизация господствующей нации, т.е. отношения между украинцами и поляками на Волыни складывались как отношения господствующей и угнетаемой наций. И поляки пытались использовать своё господствующее положение. Этот конфликт, разгоревшийся во время Второй мировой, украинцам не был нужен. Поскольку основными врагами с одной стороны были немецко-фашистские, а с другой – русские советские оккупанты. Как раз обеим этим сторонам и был выгоден «третий фронт». Тем более, что они имели союзника – эмигрантское польское правительство. Последний, в Лондоне в годы войны настаивал на одном – украинцы не имеют права бороться за своё собственное государство. А еще на том, что должны быть сохранены границы 1939 года. Ясно, что Сталин уже летом 1941-го это полякам обещал.

Если говорить о каких-то конкретных причинах вооруженного конфликта на Волыни, то началом межнационального конфликта стала не Волынь, а Холмщина (украинское Закерзонье), где в 1941 году разгорелись убийства украинцев. Поляки истребляли украинскую интеллектуальную верхушку, рушили православные церкви. Понятно, что река Буг между Холмщиной и Волинью не могла быть той разделительной линией, через которую не проникали бы определенные противостояния и отголоски. Украинская сторона в этом противостоянии желала понимания и стремилась к переговорам. Но после срыва переговорного процесса польская полиция, бывшая на службе у гитлеровцев, при поддержке «Армии Крайовой», начала массовый террор против украинского населения Волыни. Как следствие – местное украинское население, силами отрядов самообороны и при поддержке УПА, дало отпор. Надо отметить, что с польской стороны украинцам противостояло не польское население, а хорошо вооруженные и обученные подразделения. На Волыни, где проживало большинство украинского населения, вдруг появилась польская «гранатовая» (синяя) полиция, которая враждебно относилась к украинцам и была исполнительницей указаний немецкой власти, которой и была подчинена. К тому же, опорные пункты, в которые были превращены немало польских сел, с одной стороны, получали оружие от немцев, а с другой – они же были опорой для промосковских партизан, двухтысячное соединение которых под командованием в то время уже Героя Советского Союза генерал-майора Сидора Ковпака развернулось в крае.

Польское мирное населения, проживавшее на Волыни, стало заложниками своего же правительства, считает Ярослав Дашкевич. И сегодня нельзя точно определить количество жертв. Львовские историки утверждают, что польская сторона постоянно увеличивает их число. Ныне можно только констатировать, что в те годы погибли десятки тысяч ни в чем не повинных и поляков, и украинцев. А чтобы проверить и уточнить эти цифры, необходим доступ к архивам. Однако материалы из немецкого райхскомиссариата Украины пребывают в московских архивах, и доступ к ним закрыт, что даёт основание полагать о заинтересованности Москвы в консервации этого исторического конфликта.

Интересен факт, что рейхкомиссар Украины Эрих Кох служил не только фашистскому режиму, но и откровенно помогал полякам. Впоследствии коммунистическая польская власть отблагодарила ему за помощь. Ведь остаток своей жизни после Второй мировой войны Кох провел в комфортабельной варшавской тюрьме. Ему сохранили жизнь, хотя должны были судить в Украине.

Ныне польская сторона, говоря о событиях на Волыни в 1943 году, называет их не иначе, как «Волынская резня». Это унижает украинский народ. Ярослав Дашкевич считает, что следует говорить не о резне, а о вооруженном межнациональном конфликте.

Эту непростую и нелицеприятную сторону украино-польских взаимоотношений уже закрывали президенты Украины и Польши еще в 2003-ем, проводя публичный обряд примирения и всепрощения. Спустя несколько лет уже новые президенты наших стран демонстративно становились на колени перед телекамерами. Конечно, ястребы, у которых клокочет «ярость благородная», имеются в обеих странах и периодически они стараются заработать на этом какие-то дивиденды. Но вот вдруг 20 июня польский Сейм принял заявление о признании событий на Волыни 1943 года «этнической чисткой с элементами геноцида». Почему вдруг именно сейчас?

Но даже не это возмутило украинскую общественность, а обращение 148 депутатов коммунистов и регионалов с просьбой… осудить украинцев через 70 лет после того как… Даже польский Сейм шокирован таким ходом: http://www.profi-forex.org/novosti-mira/novosti-evropy/entry1008171054.html

Но если вспомнить награждение господином Путиным в 2008 году ряда сотрудников ФСБ и СВР Российской Федерации с формулировкой «за отказ Украине и Грузии в членстве в НАТО», то всё логично и всё сходится.

И не надо «шерше ля фам», если знать «quid prodest» - кому это выгодно.

Хатынь — бывшая деревня Логойского района Минской области Беларуси — была уничтожена фашистами 22 марта 1943 года.

В день трагедии недалеко от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. В ответ каратели окружили деревню, согнали всех жителей в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался бежать, расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек , из них 75 детей в возрасте до 16‑ти лет. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных немецко‑фашистскими оккупантами, в январе 1966 года было принято решение о создании мемориального комплекса "Хатынь" .

В марте 1967 года был объявлен конкурс на создание проекта мемориала, в котором победил коллектив архитекторов: Юрий Градов, Валентин Занкович, Леонид Левин, скульптор — Сергей Селиханов.

Мемориальный комплекс "Хатынь" включен в государственный список историко‑культурного наследия Белоруссии.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Произвел на меня слишком сильное впечатление. Однако обойти стороной это место, эту страницу истории нашей страны считаю неэтичным. О трагедии Хатыни должны знать и помнить – и я, и вы, и все.

Сразу скажу, что в Хатыни я не была и не планирую ее посещение в ближайшее время. К этому надо прийти, лично я пока не готова. Пожалуйста, не относитесь к этому месту как к достопримечательности Беларуси, поездке выходного дня, экскурсии ради впечатлений. Хатынь – это не туризм. Это значительно больше, глубже. Это одна история ужаса и зла, которые способен причинить человек человеку. А ведь их, историй, были сотни…

  • Официальный сайт: http://www.khatyn.by/
  • Телефоны: +375 17 74 55787 (ГМК «Хатынь»), +375 17 5071076 (МК « «)
  • Цена билета
  • Как доехать в Хатынь на карте

Трагедия Хатыни. 1943 год, 22 марта

Миру известна страшная трагедия Хатыни, произошедшая в годы Великой Отечественной войны, которая была стерта с лица земли 22 марта 1943 г. В этот весенний день фашистские изверги, стремясь отомстить за совершенное партизанами нападение на их автоколонну, подошли к деревне. В результате обстрела колонны погиб офицер нацистов, а Хатынь находилась всего в 6 км от места засады партизан. Местные жители не имели никакого отношения к диверсии, но немцев это нисколько не волновало. Не волновали их жизни: ни детей, ни стариков, ни женщин. Все, находившиеся в тот день в Хатыни, были загнаны и заперты в колхозном сарае — более 150 человек, половина из которых дети и подростки.

Удостоверившись, что все жители деревни находятся в сарае, нацисты закрыли его и обложили соломой. Потом, приготовившись стрелять, если кому-то удастся выбраться, облили сарай бензином и подожгли. Обезумевшие от дыма и огня, люди кричали и плакали. Дети пытались найти спасение у родителей. Ужас и желание жить заставили обожженных, в горящей одежде, людей выломать двери. Но фашисты, действуя с изуверской жестокостью, расстреливали всех, вырывающихся из огненного ада. Закончив убивать, фашисты разграбили дома и сожгли их, оставив от Хатыни лишь пепелище.

Нацисты думали, что не осталось ни одного свидетеля их зверств. Но троим жителям чудом удалось выжить. Это были два мальчика, находившиеся во время трагедии в сарае – Виктор Желобкович и Антон Барановский. Вите тогда было всего 7 лет, Антону – 12. После того, как фашисты покинули деревню, туда пришли жители соседних деревень и обнаружили их чуть живыми от ран и ожогов. Детей выходили, после войны они росли в детском доме.

Еще один выживший – 56-летний Иосиф Каминский, местный кузнец. Когда он, раненый, пришел в себя, каратели уже ушли из Хатыни. Начав разыскивать на пепелище родственников, Каминский нашел своего сына, который был тяжело ранен и умер на руках у отца. Этот момент отражен в мемориальном памятнике всем погибшим в Хатыни.

Хатынь. История трагедии – мы должны помнить!

В 1966 г. руководство Белоруссии приняло решение увековечить память всех погибших во время Великой Отечественной войны. Мемориал, который бы напоминал всем следующим поколениям, каковы были жертвы белорусского народа в той войне, было решено создать в Логойском районе и дать ему название «Хатынь».

Строили памятник, можно сказать, всем Союзом. Материалы для его изготовления были завезены из Украины и России. Основная часть работ была закончена к концу 1968 г., а открытие мемориала состоялось в июле 1969 г.

Церемония открытия мемориального комплекса «Хатынь» началась с площади Победы в столице Белоруссии – Минске. В присутствии жителей города, ветеранов Великой Отечественной войны, гостей из союзных республик и других стран от Вечного огня был зажжен факел. После этого огонь на бронетранспортере, сопровождаемый почетным эскортом, был доставлен в Хатынь. В Хатыни собралось огромное количество людей – участников торжественно-траурного митинга. В церемонии приняли участие и оставшиеся в живых жители сожженной Хатыни – трагедия, скорбь и гордость за своих людей читались в их глазах…

История Хатыни в идее мемориала

Мемориал в память истории Хатыни отражает всю горечь скорби по погибшим. Ведь во время гитлеровской оккупации погибли более четверти жителей Беларуси. Одновременно памятник показывает, что воля человека сильнее любых зверств и насилия над людьми. Образ отца, несущего на руках своего мертвого сына, говорит, что хотя фашисты и убили их, но покорить не смогли.

Идея мемориала — чувство не только скорби, но и гордости за каждого, кто не покорился захватчикам. Всем известно, сколь велики были стойкость и героизм белорусского народа в борьбе с нацистами. Одновременно и величайшая трагедия, и огромное мужество сплелись в выдающемся художественно-архитектурном сооружении. Оно несет в себе и глубокий смысл и одновременно простоту его восприятия. Только от нас зависит, захотим ли мы его понять и сделать так, чтобы трагедия Хатыни никогда не повторилась.

(Visited 2 089 times, 1 visits today)