Русская бытовая сказка в детской литературе. Умная жена Социально бытовые сказки краткое содержание

Однажды шах и его визирь возвращались с охоты и увидели, что впереди идет сгорбленная старуха. Шах взнуздал коня, догнал ее и спросил:

— Эй, старуха, кто ты и что тут делаешь?

— Я женщина, не видишь разве? — ответила старуха. — А занимаюсь тем, что одним порчу жизнь, других делаю счастливыми.

Шах удивился:

— Да какая у тебя сила, чтобы ты могла кого-то сделать счастливым или несчастным?

— О шах, — рассмеялась старая, — разве ты не знаешь, на что способна женщина? Если женщина не разрушит дом, он простоит тысячу лет.

Шаху не понравились слова старухи. А визирь согласился с ней.

Уже старуха давно осталась позади, а они все спорили, И даже во дворце продолжали препираться. У падишаха было три дочери. Он позвал их, чтоб разрешить спор.

— Дочки, — спросил он, — кто строит дом — женщина или мужчина?

Старшая дочь ответила:

— Конечно, муж.

Шаху понравился ее ответ.

— Спасибо, доченька, ты права, — сказал он и обратился к средней дочери: — А что скажешь ты? Та ответила:

— Отец, что собой представляет женщина, чтобы она могла построить дом? Конечно, дом строит мужчина.

Шах повернулся к младшей дочери:

— А ты как думаешь, доченька? Но младшая дочь разочаровала его:

— Отец, дом строит женщина.

Шах был человеком несдержанным. В гневе вскочил он с трона.

— Раз так, я выдам тебя замуж за бездомного бедняка. Посмотрим, как ты построишь дом!

А надо сказать, на окраине этого города в жалкой лачуге жила старуха Фаты-гары. И был у нее внук Ахмед, такой ленивый, что он готов был не пить, не есть, лишь бы не вставать с места. Вот эту-то Фаты-гары позвал шах к себе и сказал: — Послушай, старуха, я отдаю свою младшую дочь за твоего внука. А так как ты человек бедный и ничего у тебя нет, свадьбы не надо, безо всякой музыки забирай ее с собой, когда пойдешь домой.

Старуха повалилась ему в ноги в ужасе:

— О шах, да какая пара мой внук твоей дочери? На нем даже одежды приличной нет. Он ходит в таких лохмотьях, что нищие пугаются. Да он и в жизни хлеба не ел досыта. Как сможет он содержать дочь шаха? Нет, великий шах, не делай ты этого.

— Не твоего ума дело, — рассердился шах. — Сказано, — я отдаю свою дочь за твоего внука, — и кончено.

Старухе ничего не оставалось делать, и она, взяв с собой дочь шаха, пошла домой. Там она обо всем рассказала своему внуку. Ахмед хоть и был поражен неожиданным решением шаха, но с постели не поднялся.

А дочь шаха была очень умна и хитра. Ее нисколько не испугали ни гнев отца, ни неожиданное замужество. Она решила, что справится с ленью мужа.

Прежде всего она заметила, что из-за лена он. ест в постели. Поэтому в первый же день она накрыла на стол и позвала Ахмеда кушать.. Он долго умолял ее принести обед в постель. Но она не согласилась. Тогда Ахмед отвернулся к стене и уснул.- На другой день повторилось то же самое. Ахтмед чувствовал, что голоден, понял юн, что никто ему не подаст еду в постель, д-аже если он будет умирать, и кое-как, кряхтя и охая, приполз к накрытому столу. Поев, он тут же завалился спать. А жена сто oкаждый день накрывала стол все дальше от постели. Через несколько дней Ахмед уже вставал, едва только она вносила кушанья. Тогда она подавать стала обед во дворе на зеленой траве. Ахмед и сюда стал приходить, но, поев, неизменно ложился спать.

Однажды дочь шаха задумала выманить его на улицу. Она узнала, что муж любит орехи. Купив на базаре два фунта орехов, она рассыпала их от калитки до дому и сказала:

— Ахмед, хватит бока отлеживать. Там во дворе валяются орехи, встань, собери и съешь.

Хоть и лень было Ахмеду встать, но орехов хотелось еще больше. Вылез он из постели, кое-как собрал орехи у калитки а снова улегся спать. На следующий день она придумала новую хитрость, потом еще одну, и так постепенно приучила лентяя выходить на улицу. Тогда она стала посылать его на базар.

Но Ахмед возражал:

— Да я же ничего не умею делать, где я найду работу?

— Ты только выйди на улицу, — сказала жена, — крикни, кому нужен работник, и увидишь, кому-нибудь да будет нужен. Но кто бы к тебе ни подошел, не торгуйся и не спорь, иди с ним. Он тебе даст работу.

Кое-как она вывела Ахмеда на улицу. Стал он посреди дороги, еле слышно повторяя:

— Кому нужен работник?

Вдруг подошел к нему какой-то человек и сказал:

— Сынок, у меня есть сад, иди, вскопай землю, за это я дан тебе один тумен.

Ахмед хотел было отказаться, но вспомнил слова жены и пошел. До вечера копал он землю в саду, а вечером получил мзду и направился домой.

По дороге он увидел, что какой-то мужчина продает кошку. Отдал он свой тумен за кошку. Дома дочь шаха спросила:

— Ахмед, что ты делал, сколько заработал?

— Я заработал один тумен, — ответил он, — но отдал его за эту кошку.

Жена не стала его ругать, только сказала:

— Раз ты попробовал работать, отправляйся в далекое путешествие. Тебе надо прогуляться, посмотреть новые места. Ахмеду снова стало лень, он попытался возразить.

— Как я могу путешествовать, ведь у меня нет ни коня, ни денег, да и дороги я не знаю.

Но дочь шаха была настойчива:

— Завтра же пойдешь на базар, станешь на обочине дороги и будешь ждать. Мимо тебя пройдет караван верблюдов. Если ты попросишь хозяина взять тебя и скажешь, что за это ты будешь помогать ему, он согласится. Вот ты и поедешь с ними.

Ахмед знал, что жена все равно добьется своего, что скажет, то и будет, и поэтому согласился. Наступило утро. Он пошел к дороге и встал на обочине. Действительно, вскоре показалась вереница верблюдов. Ахмед подошел к хозяину каравана и спросил:

— Не возьмешь ли ты меня с собой, добрый человек? Я буду за это помогать тебе в дороге.

— Конечно, возьму, я днем с огнем ищу такого человека. Искал на небе, он мне попался на земле. Так Ахмед отправился странствовать. Их путь лежал через пустыню, и на самой середине ее у них кончилась вода. Долго ли, мало ли шли они, изнывая от жажды, наконец добрались до колодца.

Хозяин каравана позвал Ахмеда и сказал ему:

— Сынок, мы спустим тебя в колодец, достань немного воды.

Ахмед уже привык со всем соглашаться, согласился и на это. Обвязали его веревкой, спустили в колодец. Стал Ахмед ногами на дно, огляделся и видит: вокруг ни стен, ни света. Только сверху блестит кусочек солнца. Долго шел он, пока не наткнулся на реку. Набрал два бурдюка воды и возвратился назад. Стал звать, чтобы подняли его наверх. Но вместо ответа раздался страшный грохот и появился див. Испугался Ахмед, хотел убежать, да некуда. Див загородил своими ручищами проходы во все стороны, а наверх не взобраться. И заревел:

— О сын человека, вижу, ты хочешь убежать от меня. Но знай, никуда ты от меня не убежишь. Сюда не забиралось ни одно живое существо. Но тебе повезло. Сегодня я в хорошем расположении духа. Сейчас я задам тебе вопрос. Если скажешь правду, ты спасен, а нет — разорву на куски.

И, взяв с собой Ахмеда, див отправился в свой дворец. Этот дворец был так красив, что у Ахмеда глаза разбежались. Все утопало в золоте и драгоценных камнях. Див стал водить Ахмеда по комнатам. Так прошли они тридцать девять комнат. А в сороковой комнате, остановившись перед золотым подносом с лягушкой, див спросил:

— О сын человека, скажи теперь, что самое прекрасное на свете?

Ахмед ответил:

— На свете самое красивое то, что любо твоей душе.

Эти слова очень понравились диву, потому что он был влюблен в эту самую лягушку. И он раздумал убивать Ахмеда. А па-оборот, подарил ему гранат, большой орех и отпустил на волю. Ахмед дошел до колодца, но сколько ни звал, никто не откликнулся, потому что караван давным-давно ушел. А надо сказать, что, отправляясь в это путешествие, Ахмед взял с собой кошку, которую купил за тумен. Когда караван последовал дальше, кошка не пошла с ними, осталась ждать хозяина у колодца. Склонившись над отверстием, она без конца мяукала.

На следующее утро какой-то караван проходил мимо колодца. Люди услышали, что кошка кричит, надрывает горло. Подумали они: “Здесь кроется какая-то тайна”. Подошел хозяин каравана к колодцу и услышал оттуда голос:

— Эй, прохожие, помогите мне выбраться…

Караванщик позвал своих товарищей, спустили они веревку и вытащили Ахмеда. Рассказал он, что с ним приключилось, и вместе отправились они дальше. Дошли до страны Тонконогих. На ночь они устроились в караван-сарае. Слуги накрыли стол, гости расселись, а хозяин и вся его семья с дубинками в руках стали за спинами путников. Это очень испугало людей, им показалось, что хозяева хотят их убить. Поэтому караванщик сказал:

— О братцы, если вы думаете нас убить, убейте до того, как накормите, избавьте нас от мук ожидания, что у вас за дикий обычай?

Но хозяин дома ответил на это:

— Мы и не думали вас убивать, подождите, пусть подадут кушанья, тогда вы увидите, что мы хотим делать.

Слуги внесли кушанья, и в тот же миг со всех сторон налетело столько крыс и мышей, что в тарелках даже костей не осталось. Хозяин и его семья набросились на них, но не смогли перебить всех, а прикончили дюжину. Остальные разбежались по своим норам. Гости были поражены, а Ахмед спросил у хозяина:

— Братец, разве у вас нет кошки?

— Кошки? — переспросил хозяин. — А что такое кошка? В наших краях такой твари нет.

Тогда Ахмед принес свою кошку. Снова подали еду. Ахмед выпустил кошку. Как только крысы вылезли из своих нор, она набросилась на них и задушила всех одну за другой. Хозяин караван-сарая застыл от удивления. Придя в себя, он упросил Ахмеда продать ему кошку. А взамен дал ему много золота. На следующий день другой караван уходил в родной город Ахмеда. Взял он гранат, орех, подаренные дивом, немного золота, полученного за кошку, и послал жене, а сам вместе с караваном пошел дальше по городам и деревням, и начал торговать. Пусть он ходит и торгует, а мы посмотрим, что стало с его женой.

Получив золото, посланное Ахмедом, она позвала каменщиков и построила семиэтажный чертог. Такой красивый, что по сравнению с ним дворец ее отца-шаха мог бы показаться конюшней. А когда дом был готов, она хотела съесть гранат, присланный Ахмедом. Но разломила его пополам и вдруг увидела, что внутри вместо зерен — тьма-тьмущая драгоценных камней. Поменяв их, она обставила дворец дорогой утварью, разукрасила тонкими тканями.

Вскоре вернулся из путешествия Ахмед. Пошел он к своей лачуге, но не нашел ее, а увидел высокий дворец. У слуги, который стоял в дверях, Ахмед спросил:

— Братец, здесь стоял когда-то маленький домик, не знаешь ли ты, куда он делся?

— Это и есть тот самый дом, о котором ты спрашиваешь, — ответил слуга.

Ахмеду показалось, что слуга насмехается. Поэтому он спросил снова:

— Братец, зачем ты меня обманываешь?

На шум вышла Фаты-гары, бабка Ахмеда. Узнав внука, она вскричала:

— Сынок, неужто ты не признаешь меня? Этот дом построила твоя жена.

Когда Ахмед вошел в дом и увидел, как богато и красиво он убран внутри, сомнения -опять охватили его. Тогда жена рассказала, как построила она этот дом. Накормив мужа, она разбила орех, присланный Ахмедом. Но в орехе вместо мякоти оказалась шелковая одежда, достойная шаха. Она вынула эту одежду, одела мужа и сказала:

— Теперь, Ахмед, мы пригласим в гости отца. О чем бы он ни спрашивал, отвечай только правду.

Наступило утро. Девушка пригласила отца и всех его придворных. Когда шах вошел в дом своей дочери, у него язык отнялся от удивления. Такого богатства не было даже в его казне. Повели гостей к столу, уставленному самыми изысканными яствами мира. Поев всласть, шах спросил Ахмеда:

— Сынок, кто построил этот дом? Где ты взял всю эту роскошь?

Ахмед рассказал шаху обо всем, что приключилось с ним.

— Да будет шах здоров, — закончил он, — все, что ты видишь, сделано твоей дочерью. И дом этот построила она, и счастливую жизнь дала она мне.

А жена его спросила:

— Отец, теперь ты убедился, что дом строит женщина? Шах опустил голову и ответил:

— Ты права, дочь моя.

И он приказал семь дней и семь ночей играть свадьбу дочери и Ахмеда.

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Яблоко

    Сутеев В.Г.

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    5 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    6 - Черный омут

    Козлов С.Г.

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что пришел к Черному Омуту. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц в …

    7 - Про Ёжика и Кролика Кусочек зимы

    Стюарт П. и Риддел К.

    История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика Кусочек …

    8 - Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

Мудрые ответы

Приходит солдат со службы домой, отслужив двадцать пять лет. Все спрашивают его про царя, а он его и в лицо не видал. Отправляется солдат во дворец, чтобы увидеть царя, а тот испытывает солдата и загадывает ему разные загадки. Солдат так разумно отвечает, что царь остается доволен. Отсылает его царь в темницу и говорит, что пошлет к нему тридцать гусей, пусть же солдат не плошает и сумеет из них по перу выдернуть. После этого призывает к себе царь тридцать богатых купцов и задает им те же загадки, что и солдату, но те не могут их отгадать. Царь сажает их за это в темницу. Солдат учит купцов правильным ответам на загадки и берет за это с каждого по тысяче рублей. Царь снова задает купцам те же вопросы и, когда купцы отвечают, отпускает их, а солдату дарит еще тысячу рублей за смекалку. Солдат возвращается домой и живет богато и счастливо.

Мудрая дева

Едут два брата, один бедный, другой богатый. У бедного — кобыла, а у богатого — мерин. Останавливаются они на ночлег. Ночью кобыла приносит жеребенка, и он подкатывается под телегу богатого брата. Тот просыпается утром и рассказывает своему бедному брату, что ночью его телега жеребенка родила. Бедный брат говорит, что не может такого быть, они начинают спорить и судиться. Доходит дело до царя. Царь призывает к себе обоих братьев и загадывает им загадки. Богатый идет за советом к куме, и та учит его, что отвечать царю. А бедный брат рассказывает про загадки своей дочери-семилетке, и та подсказывает ему верные ответы.

Царь выслушивает обоих братьев, и ему нравятся только ответы бедного. Когда же царь узнает, что разгадала его загадки дочь бедного брата, он испытывает ее, давая разные задания, и все больше удивляется ее мудрости. Наконец он приглашает ее к себе во дворец, но ставит условие, чтобы она явилась к нему ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка. Семилетка снимает всю одежду, надевает сетку, в руки берет перепелку, садится верхом на зайца и едет во дворец. Царь встречает ее, а она подает ему перепелку и говорит, что это ее подарочек, но царь не успевает взять птицу, и она улетает. Царь беседует с семилеткой и опять убеждается в ее мудрости. Он присуждает отдать жеребенка бедному мужику, а его дочь-семилетку берет к себе. Когда она вырастает, он женится на ней и она становится царицей.

Попов работник

Поп нанимает себе батрака, посылает его на сучонке пахать и дает ковригу хлеба. При этом он наказывает ему, чтобы и он, и сучонка были сыты, а коврига осталась целой. Батрак работает целый день, а когда от голода становится невтерпеж, придумывает, что ему сделать, чтобы выполнить наказ попа. Он снимает с ковриги верхнюю корку, вытаскивает весь мякиш, наедается досыта и кормит сучонку, а корку прилепляет на место. Поп доволен, что молодец оказался догадливым, прибавляет ему сверх условленной цены за смекалку, и батрак живет у попа припеваючи.

Дочь пастуха

Царь берет себе в жены дочь пастуха, красавицу, но требует от нее, чтобы она ни в чем не перечила, не то он ее казнит. У них рождается сын, царь же говорит жене, что не годится, чтобы мужицкий сын завладел после его смерти всем царством и поэтому ее сына надо убить. Жена безропотно подчиняется, а царь тайно отправляет ребенка к своей сестре. Когда у них рождается дочь, царь точно так же поступает и с девочкой. Царевич с царевной растут вдали от матери и становятся очень хороши собой.

Проходит много лет, и царь объявляет жене, что больше не хочет с ней жить, и отправляет ее назад к отцу. Она ни единым словом не укоряет мужа и пасет скотину, как прежде. Царь вызывает прежнюю жену во дворец, говорит ей, что собирается жениться на молодой красавице, и велит прибрать в комнатах к приезду невесты. Та приезжает, и царь спрашивает прежнюю жену, хороша ли его невеста, а жена смиренно отвечает, что если ему хорошо, то ей и подавно. Тогда царь возвращает ей царские уборы и признается, что юная красавица — ее дочь, а красавец, что приехал вместе с ней, — ее сын. После этого царь перестает испытывать свою жену и живет с ней без всякой хитрости.

Оклеветанная купеческая дочь

У купца с купчихой — сын и дочь-красавица. Родители умирают, а брат прощается с любимой сестрой и уходит на военную службу. Они меняются своими портретами и обещают никогда не забывать друг друга. Купеческий сын служит царю верой и правдой, становится полковником и дружит с самим царевичем. Тот видит у полковника на стене портрет его сестры, влюбляется в нее и мечтает на ней жениться. Все полковники и генералы завидуют дружбе купеческого сына с царевичем и думают, как бы их раздружить.

Один завистливый генерал едет в город, где живет сестра полковника, выспрашивает про нее и узнает, что она — девица примерного поведения и редко выезжает из дому, разве только в церковь. Накануне большого праздника генерал дожидается, когда девушка уедет ко всенощной, и заходит к ней в дом. Пользуясь тем, что слуги принимают его за брата своей хозяйки, он проходит к ней в спальню, крадет у нее со столика перчатку и именное кольцо и поспешно уезжает. Купеческая дочь возвращается из церкви, и слуги рассказывают ей, что приезжал ее брат, не застал ее и тоже поехал в церковь. Она ждет брата, замечает, что пропало золотое кольцо, и догадывается, что в доме побывал вор. А генерал приезжает в столицу, клевещет царевичу на сестру полковника, говорит, что сам не удержался и согрешил с ней, и показывает ее кольцо и перчатку, которые она якобы подарила ему на память.

Царевич рассказывает обо всем купеческому сыну. Тот берет отпуск и едет к сестре. От нее он узнает, что у нее из спальни пропали кольцо и перчатка. Купеческий сын догадывается, что все это — козни генерала, и просит сестру, чтобы она приехала в столицу, когда будет большой развод на площади. Девушка приезжает и просит у царевича суда над генералом, который опорочил ее имя. Царевич вызывает генерала, но тот клянется, что впервые видит эту девицу. Купеческая дочь показывает генералу перчатку, пару к той, которую она якобы подарила генералу вместе с золотым кольцом, и уличает генерала во лжи. Тот во всем признается, его судят и приговаривают к повешению. А царевич едет к отцу, и тот разрешает ему жениться на купеческой дочери.

Солдат и царь в лесу

У мужика растут два сына. Старшего забирают в рекруты, и он дослуживается до генеральского чина Потом забирают в солдаты младшего, и он попадает в тот самый полк, где командует его брат-генерал. Но генерал не желает признавать младшего брата: он стыдится, что тот — простой солдат, и прямо говорит ему, что знать его не хочет. Когда же солдат рассказывает об этом друзьям генерала, тот приказывает дать ему триста палок. Солдат убегает из полка и живет один в диком лесу, питаясь кореньями и ягодами.

Однажды в этом лесу охотится царь со свитой. Царь гонится за оленем и отстает от остальных охотников. Он блуждает в лесу и встречает беглого солдата. Царь говорит солдату, что он — царский слуга Они ищут ночлега и заходят в лесную избушку, в которой живет старуха Та не хочет кормить незваных гостей, но солдат находит у нее вдоволь еды и вина и корит за жадность. Наевшись и напившись, они ложатся спать на чердаке, но солдат на всякий случай уговаривается с царем по очереди стоять на часах. Царь два раза засыпает на посту, и солдат будит его, а на третий раз поколачивает и отправляет спать, а сам караулит.

В избушку приезжают разбойники. Они по одному поднимаются на чердак, чтобы зарезать незваных гостей, но солдат расправляется с ними. Наутро солдат с царем спускаются с чердака и солдат требует у старухи все деньги, которые награбили разбойники.

Солдат выводит царя из лесу и прощается с ним, а тот приглашает служивого в царский дворец и обещает похлопотать за него у государя. Царь отдает приказ по всем заставам: если увидят такого-то солдата, пусть отдают ему честь так, как положено приветствовать генерала. Солдат удивляется, приходит ко дворцу и узнает в своем недавнем товарище царя. Тот награждает его генеральским чином, а его старшего брата разжалывает в солдаты, чтобы не отказывался от роду и племени.

Матрос отпрашивается с корабля на берег, ходит каждый день в трактир, кутит и расплачивается только золотыми. Трактирщик подозревает неладное и доносит офицеру, а тот докладывает генералу. Генерал вызывает матроса и требует, чтобы тот объяснил, откуда у него столько золота Тот отвечает, что такого добра в любой помойной яме полно, и просит, чтобы трактирщик показал то золото, что получил от него. В шкатулке вместо золота оказываются костяшки. Вдруг в окна и двери устремляются потоки воды, и генералу не до расспросов. Матрос предлагает вылезти через трубу на крышу. Они спасаются и видят, что весь город затопило. Мимо плывет ялик, матрос с генералом садятся в него и на третий день приплывают в тридесятое царство.

Чтобы заработать на хлеб, они идут в деревню и нанимаются на все лето в пастухи: матрос становится старшим, а генерал — подпаском. Осенью им выплачивают деньги, и матрос делит их поровну, но генерал недоволен тем, что простой матрос равняет его с собой. Они ссорятся, но тут матрос расталкивает генерала, чтобы тот очнулся. Генерал приходит в себя и видит, что он — в той же комнате, словно и не выходил из нее. Не хочет он больше судить матроса и отпускает его. Так трактирщик и остается ни с чем.

Бедный и продувной мужичок по прозванию Жучок крадет у бабы холстину, прячет ее, а сам хвастается, что умеет ворожить. Баба приходит к нему, чтобы узнать, где ее холст. Мужик просит за работу пуд муки и фунт масла и рассказывает, где спрятана холстина После этого он, украв у барина жеребца, получает с барина за ворожбу сто рублей, и идет слава о мужике как о великом знахаре.

У царя пропадает венчальное кольцо, и он посылает за знахарем: если мужик узнает, где кольцо, получит награду, если нет — лишится головы. Знахарю отводят особую комнату, чтобы к утру он узнал, где кольцо. Лакей, кучер и повар, которые украли кольцо, боятся, что знахарь узнает про них, и договариваются по очереди подслушивать у дверей. Мужик же решил дождаться третьих петухов и убежать. Приходит лакей подслушивать, а в это время в первый раз начинает петь петух. Мужик и говорит: один уже есть, остается еще двух ждать! Лакей же думает, что знахарь его узнал. С кучером и поваром происходит то же самое: поют петухи, а мужик считает и приговаривает: два есть! а теперь и все три! Воры умоляют знахаря не выдавать их и отдают ему кольцо. Мужик бросает кольцо под половицу, а наутро говорит царю, где искать пропажу.

Царь щедро награждает знахаря и идет гулять в сад. Увидев жука, он прячет его в ладони, возвращается во дворец и просит мужика отгадать, что у него в руке. Мужик и говорит сам себе: «Ну вот, попался жучок царю в руки!» Царь еще больше награждает знахаря и отпускает его домой.

В Москве на Калужской заставе подает мужик слепому нищему с последнего полтинника семитку и просит сорок восемь копеек сдачи, а слепой будто и не слышит. Мужику жалко своих денег, и он, обозлившись на слепого, потихоньку уносит у него один костыль, а сам идет следом за ним, когда тот уходит. Приходит слепец в свою избушку, отворяет дверь, а мужик — шмыг в комнату и притаился там. Слепой запирается изнутри, достает бочонок с деньгами, высыпает туда все, что набрал за день, и усмехается, вспоминая того молодца, который отдал ему свой последний полтинник. А в бочонке у нищего — пятьсот рублей. Слепой от нечего делать катает бочонок по полу, тот ударяется о стенку и катится назад к нему. Мужик потихоньку забирает у него бочонок. Слепой не поймет, куда подевался бочонок, отпирает дверь и зовет

Пантелея, своего соседа, что живет в соседней избушке. Тот приходит.

Мужик видит, что Пантелей — тоже слепой. Пантелей ругает приятеля за глупость и говорит, что надо было не играть с деньгами, а поступить, как он, Пантелей: разменять деньги на ассигнации и зашить их в старую шапчонку, которая всегда при нем. А в ней у Пантелея — около пятисот рублей. Мужик потихоньку снимает с него шапку, выходит за дверь и убегает, прихватив с собой бочонок. Пантелей думает, что шапку снял с него сосед, и начинает с ним драться. А пока слепцы дерутся, мужик возвращается к себе домой и живет припеваючи.

У мужика — трое сыновей. Везет он старшего в лес, парень видит березу и говорит, что если бы сжечь ее на уголь, завел бы он себе кузницу и стал бы деньги зарабатывать. Отец доволен, что сын его смышленый. Везет он в лес среднего сына. Тот видит дуб и говорит, что если срубить этот дуб, то стал бы он плотничать да деньги зарабатывать. Отец и средним сыном доволен. А младшего Ваньку сколько он ни возил по лесу, тот все молчит. Выезжают они из леса, малый видит корову и говорит отцу, что хорошо бы украсть эту корову! Отец видит, что от него толку не будет, и прогоняет его. А Ванька становится таким ловким вором, что горожане жалуются на него королю. Тот призывает к себе Ваньку и хочет испытать его: так ли он ловок, как о нем говорят. Король приказывает ему увести у него из конюшни жеребца: если Ванька сможет его украсть, то король его помилует, а нет — казнит.

Тем же вечером Ванька притворяется в стельку пьяным и бредет с бочонком водки через королевский двор. Конюхи заводят его в конюшню, забирают у него бочонок и напиваются допьяна, а Ванька притворяется, что спит. Когда же конюхи засыпают, вор уводит королевского жеребца. Король прощает Ваньке эту проделку, но требует, чтобы вор покинул его королевство, не то ему не сдобровать!

Мертвое тело

У старушки вдовы — два сына умных, а третий дурак. Умирая, мать просит сыновей, чтобы при разделе имения они не обделили дурака, но братья ничего ему не дают. А дурак хватает покойницу со стола, тащит на чердак и кричит оттуда, что его матушку убили. Братья не хотят скандала и дают ему сто рублей. Дурак сажает покойницу в дровни и везет на большую дорогу. Навстречу скачет барин, но дурак нарочно с дороги не сворачивает. Барин наезжает на дровни, покойница с них падает, а дурак вопит, что матушку убили. Барин пугается и дает ему сто рублей, чтоб молчал, но дурак берет с него триста. Потом дурак потихоньку отвозит покойницу к попу на двор, затаскивает в погреб, сажает на солому, снимает крышки с кринок с молоком и дает мертвой в руки кувшин и ложку. Сам же прячется за кадку.

Спускается в погреб попадья и видит: сидит какая-то старуха и собирает с кринок сметану в кувшин. Попадья хватает палку, бьет старуху по голове, та падает, а дурак выскакивает из-за кадки и кричит, что матушку убили. Прибегает поп, дает дураку сто рублей и обещает на свои деньги схоронить покойницу, лишь бы дурак молчал. Возвращается дурак домой с деньгами. Братья спрашивают его, куда он покойницу дел, а тот отвечает, что продал. Тем становится завидно, они убивают своих жен и везут на базар продавать, а их хватают и ссылают в Сибирь. Дурак же становится хозяином в доме и живет — не тужит.

Иванушка-дурачок

У старика со старухой — три сына: два умных, а третий дурак. Посылает его мать отнести братьям в поле горшок с клецками. Он видит свою тень и думает, что какой-то человек идет за ним и хочет клецки съесть. Дурак бросается в него клецками, а тот все не отстает. Так и приходит дурак; к братьям с пустыми руками. Те бьют дурака, уходят в деревню обедать, а его оставляют овец пасти. Дурак видит, что овцы разбрелись по полю, собирает их в кучу и выбивает всем овцам глаза. Приходят братья, видят, что наделал дурак, и бьют его пуще прежнего.

Посылают старики Иванушку в город за покупками к празднику. Тот покупает все, что просили, но по своей дурости все с воза выкидывает. Братья снова колотят его и сами едут за покупками, а Иванушку оставляют в избе. Тому не нравится, что в кадушке пиво бродит. Он не велит ему бродить, но пиво не слушается. Дурак сердится, выливает пиво на пол, садится в корыто и плавает по избе. Возвращаются братья, зашивают дурака в куль, несут к реке и ищут прорубь, чтобы утопить. Мимо едет барин на тройке лошадей, а дурак кричит, что не хочет он, Иванушка, воеводой быть, а его заставляют. Барин соглашается вместо дурака стать воеводой и вытаскивает его из куля, а Иванушка сажает туда барина, зашивает куль, садится в повозку и уезжает. Приходят братья, бросают куль в прорубь и идут домой, а навстречу им едет на тройке Иванушка.

Дурак рассказывает им, что, когда они бросили его в прорубь, он поймал под водой лошадок, но там остался еще славный конь. Братья просят Иванушку, чтобы он зашил их в куль и бросил в прорубь. Тот так и делает, а потом идет домой — пиво пить и братьев поминать.

Лутонюшка

Живет со стариком и старухой их сын Лутоня. Как-то раз старуха роняет полено и начинает причитать, а мужу говорит, что если бы они женили своего Лутоню, и народился бы у него сынок, и сидел бы рядом с ней, то она, уронив полено, зашибла бы его до смерти. Сидят старики и горько плачут. Лутоня узнает, в чем дело, и уходит со двора — искать, есть ли кто на свете глупее его родителей. В деревне мужики хотят на крышу избы затащить корову. На вопрос Лутони они отвечают, что там выросло много травы. Лутоня влезает на крышу, срывает несколько пучков и бросает корове.

Мужики удивляются находчивости Лутони и упрашивают его пожить с ними, но он отказывается. В другом селе он видит, кале мужики привязали в воротах хомут и палками вгоняют в него лошадь. Лутоня надевает хомут на лошадь и идет дальше. На постоялом дворе хозяйка ставит на стол саламату, а сама без конца ходит с ложкой в погреб за сметаной. Лутоня объясняет ей, что проще принести кувшин со сметаной из погреба и поставить на стол. Хозяйка благодарит Лутоню и угощает его.

Мужик находит в навозе овсяное зерно, просит жену, чтобы она истолкла его, смолола, сварила киселю и налила в блюдо, а он отнесет его царю: авось царь чем-нибудь да пожалует! Приходит мужик к царю с блюдом киселя, и тот дает ему золотую тетерку. Мужик отправляется домой, по дороге встречает пастуха, меняет тетерку на коня и идет дальше. Потом он меняет коня на корову, корову на овцу, овцу на свинью, свинью на гуся, гуся на утку, утку на клюшку. Приходит он домой и рассказывает жене, какую награду получил от царя и на что ее променял. Жена хватает клюшку и колотит мужа.

Иван-дурак

У старика со старухой — два сына женатые и работящие, а третий, Иван-дурак, — холост и бездельничает. Посылают Ивана-дурака в поле, тот стегает лошадь по боку, убивает одним махом сорок слепней, а ему кажется, что он убил сорок богатырей. Он приходит домой и требует у родных полог, седло, лошадь и саблю. Те над ним смеются и отдают то, что никуда не годно, а дурак садится на худую кобыленку и уезжает. Он пишет на столбе послание Илье Муромцу и Федору Лыжникову, чтобы они приехали к нему, сильному и могучему богатырю, который одним махом убил сорок богатырей.

Илья Муромец и Федор Лыжников видят послание Ивана, могучего богатыря, и присоединяются к нему. Втроем они приезжают в некое государство и останавливаются на царских лугах. Иван-дурак требует, чтобы царь отдал ему свою дочь в жены. Рассерженный царь приказывает захватить трех богатырей, но Илья Муромец и Федор Лыжников разгоняют царскую рать. Царь посылает за богатырем Добрыней, который живет в его владениях. Илья Муромец и Федор Лыжников видят, что к ним едет сам Добрыня, пугаются и убегают, а Иван-дурак не успевает сесть на лошадь. Добрыня так велик ростом, что ему приходится согнуться в три погибели, чтобы как следует рассмотреть Ивана. Тот недолго думая выхватывает саблю и срубает богатырю голову. Царь пугается и отдает за Ивана свою дочь.

Сказка о злой жене

Жена не слушается мужа и во всем перечит ему. Не жизнь, а мука! Идет муж в лес по ягоды и видит в кусте смородины бездонную яму. Приходит он домой и говорит жене, чтобы она не ходила в лес по ягоды, а та назло ему идет. Муж приводит ее к кусту смородины и говорит, чтобы она не рвала ягод, а та назло ему рвет, лезет в середину куста и падает в яму. Муж радуется и через несколько дней идет в лес жену проведать. Он опускает в яму длинную бечеву, вытягивает ее, а на ней — чертенок! Мужик пугается и хочет бросить его назад в яму, но тот просит отпустить его, обещает отплатить добром и рассказывает, что пришла к ним злая жена и всем чертям от нее житья не стало.

Мужик с чертенком договариваются, что один будет морить, а другой — лечить, и приходят в Вологду. Чертенок морит купеческих жен и дочерей, и те болеют, а мужик как придет в дом, где чертенок поселился, так нечистый оттуда уходит. Мужика принимают за лекаря и много денег дают. Наконец чертенок говорит ему, что теперь мужик разбогател и они с ним в расчете. Он предупреждает мужика, чтобы тот не ходил лечить боярскую дочь, в которую он, нечистый, скоро войдет. Но боярин, когда его дочь заболевает, уговаривает мужика, чтобы тот ее вылечил.

Мужик приходит к боярину и велит, чтобы все горожане стояли напротив дома и кричали, что злая жена пришла. Чертенок видит мужика, сердится на него и грозится съесть, но тот говорит, что пришел по дружбе — предупредить чертенка, что сюда злая жена пришла. Чертенок пугается, слышит, как на улице все об этом кричат, и не знает, куда ему деваться. Мужик советует ему возвращаться в яму, черт туда прыгает да там со злой женой и остается. А боярин отдает за мужика свою дочь и дает за ней половину своего имения.

Жена-спорщица

Живет мужик и мучается, потому что жена — упрямая, сварливая и завзятая спорщица. Когда забредет на двор чья-либо скотина, не дай Бог сказать, что скотина чужая, надо говорить, что ее! Не знает мужик, как от такой жены избавиться. Однажды заходят к ним на двор барские гуси. Жена спрашивает мужа, чьи они. Тот отвечает: барские. Жена, вспылив со злости, падает на пол и кричит: умираю! говори, чьи гуси? Муж снова ей в ответ: барские! Жене и взаправду плохо, она стонет да охает, зовет попа, но не перестает спрашивать про гусей. Приезжает поп, исповедует и причащает ее, жена просит готовить ей гроб, но опять спрашивает мужа, чьи гуси. Тот опять ей говорит, что они барские. Гроб относят в церковь, служат панихиду, муж подходит к гробу попрощаться, а жена шепчет ему: чьи гуси? Муж отвечает, что они — барские, и распоряжается, чтобы гроб несли на кладбище. Опускают гроб в могилу, муж наклоняется к жене, а она снова шепчет: чьи гуси? Он отвечает ей: барские! Засыпают могилу землей. Вот как уходили бабу барские гуси!

Жена-доказчица

Живет старик со старухой, а она так болтлива, что старику из-за ее языка все время достается. Идет старик в лес за дровами и находит котел, полный золота Он рад богатству, но не знает, как домой принести: жена тотчас всем разболтает! Придумывает он хитрость: зарывает котел в землю, идет в город, покупает щуку и живого зайца. Щуку вешает на дереве, а зайца относит к реке и сажает в сеть. Дома он рассказывает про клад старухе и идет с ней в лес. По дороге старуха видит на дереве щуку, и старик снимает ее. Потом он идет со старухой к реке и при ней достает из рыболовной сети зайца. Приходят они в лес, выкапывают клад и идут домой. По дороге старуха говорит старику, что ей слышно, как коровы ревут, а тот ей отвечает, что это их барина черти дерут.

Живут они теперь богато, но старуха совсем от рук отбилась: каждый день закатывает пиры, хоть из дому беги! Старик терпит, но потом крепко колотит ее. Та бежит к барину, рассказывает ему про клад и просит, чтобы он упек старика в Сибирь. Барин сердится, приходит к старику и требует, чтобы тот во всем признался. Но старик клянется ему, что никакого клада на барской земле не находил. Старуха показывает, где старик прячет деньги, но в сундуке пусто. Тогда она рассказывает барину, как они пошли за кладом в лес, по дороге сняли с дерева щуку, потом из рыболовной сети вытащили зайца, а когда возвращались, то слышали, как его, барина, черти дерут. Барин видит, что старуха не в своем уме, и прогоняет ее. Скоро она помирает, а старик женится на молодой и живет себе припеваючи.

Вещий дуб

У доброго старичка — молодая жена, плутоватая баба. Чуть что не по ней, она и не кормит его, и по дому ничего не делает. Хочет он ее проучить. Приходит из леса и рассказывает, что есть там старый дуб, который все знает и будущее предсказывает. Жена спешит к дубу, а старик приходит раньше нее и прячется в дупло. Жена спрашивает у дуба совета, как ей старого да нелюбимого мужа ослепить. А старик из дупла ей отвечает, что надо кормить его получше, он и ослепнет. Жена старается послаще накормить старика, и тот через какое-то время притворяется слепым. Жена радуется, зовет гостей, идет у них пир горой. Вина не хватает, и жена уходит из избы, чтобы принести еще вина. Старик видит, что гости упились, и по одному убивает их, а рот затыкает блинами, как будто они подавились. Приходит жена, видит, что все приятели мертвые лежат, и впредь зарекается гостей созывать. Идет мимо дурак, жена дает ему золотой, он и вытаскивает покойников: кого в прорубь бросает, кого грязью прикрывает.

Дорогая кожа

Живут два брата. Данило богат, но завистлив, а у бедного Гаврилы только и имения, что одна корова Приходит Данило к брату и рассказывает, что нынче в городе коровы дешевы, по шесть рублей, а за шкуру по двадцать пять дают. Таврило, поверив ему, закалывает корову, мясо приедает, а кожу несет на рынок. Но никто не дает ему больше двух с полтиной. Наконец Таврило уступает кожу одному купцу и просит, чтобы тот угостил его водкой. Купец дает ему свой платок и велит идти к нему домой, отдать платок хозяйке и сказать ей, чтобы она поднесла стакан вина.

Таврило приходит к купчихе, а у нее сидит любовник. Купчиха угощает Гаврилу вином, а он все не уходит и просит еще. Возвращается купец, жена спешит спрятать любовника, а Таврило прячется в западню вместе с ним. Хозяин приводит с собой гостей, они начинают выпивать и песни петь. Гавриле тоже хочется петь, но любовник купчихи его отговаривает и дает за это сначала сто рублей, потом еще двести. Купчиха слышит, как они в западне шушукаются, и приносит Гавриле еще пятьсот рублей, лишь бы молчал. Таврило находит подушку и бочонок смолы, велит любовнику купчихи раздеться, окатывает его смолой, вываливает в перьях, садится на него верхом и с криком вываливается из западни. Гости думают, что это черти, и разбегаются. Купчиха говорит мужу, что давно замечала, что у них в доме нечистая сила шалит, тот верит ей и продает дом за бесценок. А Таврило возвращается домой и посылает своего старшего сына за дядей Данилом, чтобы тот помог ему деньги пересчитать. Тот удивляется, откуда у бедного брата столько денег, а Таврило рассказывает, что выручил двадцать пять рублей за коровью кожу, купил на эти деньги еще коров, содрал с них шкуры, и опять продал, и снова пустил деньги в оборот.

Жадный и завистливый Данило закалывает всю свою скотину и везет кожи на рынок, но никто не дает ему больше двух с полтиной. Данило остается в убытке и живет теперь беднее брата, а Таврило наживает большое богатство.

Как муж отучил жену от сказок

У дворника жена так любит сказки, что не пускает на постой тех, кто не умеет их рассказывать. А мужу от этого убыток, он и думает: как бы отучить ее от сказок! Просится холодной ночью мужик переночевать и обещает всю ночь рассказывать сказки, лишь бы пустили в тепло, а сам и не знает ни одной. Муж говорит жене, что мужик будет сказывать с одним условием: чтобы она его не перебивала. Мужик начинает: летела сова мимо сада, села на колоду, выпила воду… Да только это и твердит. Жене скучно слушать одно и то же, она сердится и перебивает мужика, а мужу только того и надо. Он вскакивает с лавки и начинает колотить жену за то, что перебила рассказчика и не дала сказку дослушать. И так ей от него достается, что с тех пор она зарекается сказки слушать.

Богатый, но скупой купец Марко видит, как бедный мужик жалеет нищего и подает ему копеечку. Стыдно становится купцу, он просит у мужика копеечку взаймы и говорит ему, что у него мелких денег нет, а ему тоже хочется нищему подать. Тот дает Марко копеечку и приходит за долгом, но купец всякий раз отсылает его: дескать, нет мелких денег! Когда тот снова приходит за копеечкой, Марко просит жену, чтобы она сказала мужику, что ее муж помер, а сам раздевается догола, накрывается простыней и ложится под образа. А мужик предлагает купчихе обмыть покойника, берет чугун с горячей водой и давай купца поливать. Тот терпит.

Обмыв Марко, бедняк кладет его в гроб и отправляется вместе с покойником в церковь, псалтырь над ним читать. Ночью в церковь залезают разбойники, и мужик прячется за алтарь. Разбойники начинают делить добычу, но никак не могут разделить между собой золотую саблю: каждый хочет ее взять себе. Бедняк выбегает из-за алтаря и кричит, что сабля тому достанется, кто мертвецу голову срубит. Марко вскакивает, а воры бросают добычу и в страхе разбегаются.

Марко с мужиком делят все деньги поровну, а когда мужик спрашивает про свою копеечку, Марко говорит ему, что опять у него при себе мелких нет. Так и не отдает копеечку.

У мужика семья большая, а из добра — один гусь. Когда есть совсем нечего, жарит мужик гуся, а есть его не с чем: нет ни хлеба, ни соли. Мужик советуется с женой и относит гуся к барину на поклон, чтобы попросить у него хлеба. Тот просит мужика разделить гуся, да так, чтобы всем в семье хватило. А у барина — жена, два сына и две дочери. Мужик так делит гуся, что большая часть достается ему. Барину по душе мужицкая смекалка, и он угощает мужика вином и дает хлеба Узнает про это богатый и завистливый мужик и тоже отправляется к барину, зажарив пять гусей. Барин и его просит разделить между всеми поровну, но тот не может. Барин посылает за бедным мужиком, чтобы он разделил гусей. Тот дает одного гуся барину с барыней, одного — их сыновьям, одного — их дочерям и себе берет двух гусей. Барин хвалит мужика за находчивость, награждает деньгами, а богатого мужика выгоняет.

Приходит солдат на квартиру к хозяйке и просит поесть, но хозяйка скупится и говорит, что у нее ничего нет. Тогда солдат говорит ей, что сварит кашу из одного топора. Он берет у бабы топор, варит его, потом просит добавить крупы, масла — каша готова.

Они съедают кашу, и баба спрашивает у солдата, когда же они топор будут есть, а солдат отвечает, что топор еще не доварился и он где-нибудь в дороге доварит его и позавтракает. Солдат припрятывает топор и уходит сытый и довольный.

Сидят на печи старик со старухой, она и говорит, что если бы у них были дети, то сынок вспахал бы поле и посеял хлеб, а дочка окала бы его, а сама она, старуха, наварила бы пива и позвала бы всю свою родню, а родню старика не стала бы звать. Старше требует, чтобы она позвала его родню, а свою не звала. Они ссорятся, и старик таскает старуху за косу и сталкивает ее с печи. Когда он уходит в лес за дровами, старуха собирается бежать из дому. Она печет пироги, укладывает их в большой мешок и идет к соседке прощаться.

Старик узнает, что старуха бежать от него собралась, вынимает из мешка пироги и залезает в него сам. Старуха берет мешок и идет. Пройдя немного, она хочет остановиться и говорит, что неплохо бы сейчас сесть на пенек и съесть пирожок, а старик из мешка кричит, что он все видит и слышит. Старуха боится, что он догонит ее, и снова пускается в путь. Так и не дает старик старухе отдохнуть. Когда же она больше не может идти и развязывает мешок, чтобы подкрепиться, то видит, что в мешке старик сидит. Она просит простить ее и обещает больше не убегать от него. Старик прощает ее, и они вместе возвращаются домой.

Иван посылает свою жену Арину в поле рожь жать. А она жнет ровно столько, чтобы было, где лечь, и засыпает. Дома она говорит мужу, что одно местечко выжала, а тот думает, что с целой полосой покончено. И так повторяется каждый раз. Наконец Иван отправляется в поле за снопами, видит, что рожь вся несжатая, только несколько местечек выжаты.

В одном таком местечке лежит Арина и спит. Иван думает проучить жену: берет ножницы, остригает ее наголо, мажет ей голову патокой и осыпает пухом, а потом едет домой. Арина просыпается, трогает рукой голову и никак не поймет: то ли она — не Арина, то ли голова — не ее. Приходит она к своей избе и спрашивает под окошком, дома ли Арина. А муж и отвечает, что жена дома. Собака не узнает хозяйку и бросается на нее, та убегает и целые сутки бродит по полю не евши. Наконец Иван прощает ее и возвращает домой. С той поры Арина уже не ленится, не хитрит и работает добросовестно.

Мужик пашет в поле, находит самоцветный камень и несет его царю. Приходит мужик во дворец и просит генерала довести его до царя. Тот за услугу требует у мужика половину того, чем наградит его царь. Мужик соглашается, и генерал приводит его к царю. Царь доволен камнем и дает мужику две тысячи рублей, но тот не хочет денег и просит пятьдесят ударов плеткой. Царь жалеет мужика и приказывает, чтобы того отстегали, но совсем легонько. Мркик считает удары и, насчитав двадцать пять, говорит царю, что вторая половина — тому, кто привел его сюда. Царь вызывает генерала, и тот сполна получает то, что ему причитается. А мужику царь дарит три тысячи рублей.

Краткое содержание русских народных бытовых сказок

Жил один падишах. У него был единственный сын, по имени Абдул.

Сын падишаха был очень глуп и этим достав лял отцу много хлопот и горя. Падишах нанимал Абдулу мудрых наставников, посылал его на ученье в дальние страны, но ничто не помогало глупому сыну. Однажды пришёл к падишаху один человек и сказал ему: Я хочу помочь тебе советом. Найди сыну такую жену, чтобы она могла разгадывать любые мудрые загадки. Ему будет легче жить с умной женой.

Согласился с ним падишах и стал искать для своего сына мудрую жену. В этой стране жил один старик. У него была дочь, по имени Магфура. Она вовсем помогала отцу, и слава о её красоте и уме давно шла повсюду. И хоть была Магфура дочерью простого человека, всё же послал падишах своих визирей к её отцу: решил он убедиться в мудрости Магфуры и приказал привести её отца во дворец.

Пришёл старик, поклонился падишаху и спрашивает:

Явился по твоему повелению, великий падишах, - что прикажешь?

Вот тебе тридцать аршин полотна. Пусть твоя дочь сошьёт из него рубашки для всего моего войска да оставит ещё и на портянки, - говорит ему падишах.

Вернулся старик домой печальный. Вышла ему навстречу Магфура и спрашивает:

Отчего, отец, ты такой печальный?

Рассказал старик дочери о приказе падишаха.

Не печалься, отец. Пойди к падишаху и скажи - пусть он прежде из одного бревна выстроит дворец, где я буду шить рубашки, да ещё и на дрова оставит, - отвечает Магфура.

Взял старик бревно, пришёл к падишаху и сказал:

Дочь моя просит тебя выстроить из этого бревна дворец да ещё оставить дров на топливо. Исполни эту задачу, тогда и Магфура исполнит твою.

Услышал это падишах, подивился мудрости девушки, собрал визирей, и порешили они женить Абдула на Магфуре. Не хотела Магфура выходить замуж за глупого Абдула, но падишах стал грозить смертью её отцу. Созвали гостей из всех владений и справили свадьбу.

Однажды вздумал падишах поехать по своим владениям; взял он с собою сына. Едут они, едут. Скучно стало падишаху, решил он испытать сына и говорит:

Сделай дорогу короче - скучно мне что-то стало.

Абдул сошёл с коня, взял лопату и начал копать дорогу. Визирь стал смеяться над ним, а падишаху стало обидно и досадно, что сын не может понять его слов. Сказал он сыну:

Если завтра к утру не додумаешься, как сделать дорогу короче, накажу тебя строго.

Вернулся Абдул домой печальный. Вышла навстречу ему Магфура и с шивает:

Отчего ты, Абдул, такой печальный?

А Абдул отвечает жене:

Отец грозится меня наказать, если я не додумаюсь, как сделать короче дорогу. На это Магфура говорит:

Не печалься, это беда небольшая. Завтра ты скажи отцу так: чтобы укоротить скучную дорогу, надо со своим спутником вести разговоры. Если спутник учёный человек, надо рассказать ему, какие есть города в государстве, какие были сражения и какие полководцы в них отличились. А если спутник простой человек, то надо ему рассказывать о разном ремесле, об искусных мастерах. Вот тогда всякому дальняя дорога будет казаться короткой.

На другой день рано утром падишах зовёт сына к себе и спрашивает:

Додумался ли ты, как сделать дальнюю дорогу короткой?

Абдул ответил, как его научила жена.

Понял падишах, что это Магфура научилаАбдула такому ответу. Улыбнулся он, но ничего не сказал.

Когда падишах состарился и умер, то вместо него управлять страной стал не Абдул-глупец, а его мудрая жена Магфура.

сказка герой волшебный бытовой

Бытовые сказки отличаются от волшебных. Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической - от слова «новелла». Появилась она гораздо позже волшебной.

Бытовая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Но не прямолинейно, как зеркало, отражает эту жизнь. Правда соседствует здесь, как и должно быть в сказке, с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может.

В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один. Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. "В них, - писал Белинский, - отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве".

Особенно сильно проявилось в бытовых сказках сатирическое начало, выразившее социальные симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат... Сказочники любуются его трудолюбием и оптимизмом и вместе с тем изображают его бедственное положение. Как правило, в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика: ему и его семье нечего есть, не во что одеться.

В представлении народа в богаче сосредоточено все плохое -- скупость, глупость, жестокость. Бедняк же всегда честен, трудолюбив, добр. В сказке «Два брата» противопоставлены друг другу богатый и бедный братья, оба мельники. С самого начала сказки подчеркнуто, что богатый брат „мелет муку -- дорого берет", а бедный за ту же работу берет дешевле. Поэтому у бедного брата на мельнице много народу, а у богатого -- мало. Завидно стало богачу, позвал он брата в лес и выколол ему глаза... Как и в сказках о животных, в социально-бытовых сказках нас поражают невероятные ситуации: чтобы брат брату выколол глаза -- быть того не могло! Но сказка нарочито сгущает краски: раз уж родственные узы рвутся из-за богатства, то что же говорить о людях, не связанных родством! Сказки осуждают безудержное стремление к обогащению: оно связано с потерей человеческого облика, ведет к преступлению.

Бытовые сказки ярко показали острые противоречия феодального общества. Человек-труженик, создающий материальные и духовные ценности, живет в кабале, в унижении, а его классовые враги -- помещики и попы -- живут в богатстве, в безделье. Но это--изначальная ситуация в сказках. Ведь в жизни должно быть по-другому: кто не работает, тот не ест! И сказки зло смеются над помещиками и попами.

Позавидовал барин кузнецу, решил завести сам кузницу, чтобы быстро разбогатеть, и стал кузнечить. Но ничего не вышло из этого: не умел барин трудиться! И избил его мужик, заказавший шины для телеги („Барин-кузнец"). В другой сказке плотник мстит барину за то, что тот побил его ни за что ни про что („Барин и плотник").

В сказках высмеивается не только барин, но и его близкие, чаще всего барыня. Сколько издевки над барами звучит, например, в сказке „Свинья-сестра"! Барыня решила посмеяться над мужиком и по его просьбе отправила на свадьбу свинью, которая, по словам хитрого мужика, была сестрой его жены. Она нарядила ее в дорогую шубу, посадила в повозку да в придачу отдала мужику еще и поросят. Но даже не это самое удивительное в сказке! Барин, узнав об обмане, бросается на коне в погоню за мужиком и, тоже одураченный, пешком возвращается домой. Сказка заканчивается так: „А мужичок приехал домой на трех лошадях, и сто рублей у него в кармане! Стал он помаленьку жить да поживать, землю обрабатывать, поле засевать да обильный урожай получать. Нужды с тех пор больше и не видывал".

Сказка всем своим содержанием утверждала: кто работает, тот и должен обладать богатством. Интересно, что, разбогатев, мужик не перестает трудиться: сказка не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Так же, как и помещиков, сказки высмеивают попов. В них сатирически изображены все служители церкви, начиная с пономаря и кончая архиепископом. Бичующий смех обрушивается на глупых, жадных, продажных, грубых, необразованных попов. Именно об этом сказки „Церковная служба", „Безграмотная деревня", „Поп и дьякон", „Отец Пахом", „Похороны козла" и др. Нередко сказки заканчиваются изображением гибели попа от рук работника, мужика или Ивана-дурака.

Осмеянию в бытовых сказках, как в „Сказке о Ерше Ершовиче", „Вороне", подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность; несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки („Шемякин суд"), отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его недалекий, но богатый брат („Семилетка"), и т. д.

Во всем этом сказывался оптимизм народа, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются, высмеиваются зло и остро (например, в сказках „Горшеня", „Елевы шишки"), царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке „Царь и портной" царь показан уже таким же, как и его приближенные: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Здесь противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый. Это уже не "тридевятое царство", а обычный город или деревня. Иногда в бытовой сказке появляются даже реальные географические названия. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников. Здесь с уважением относятся к хорошим, умелым работникам и высмеивают неумех, лодырей. Самый любимый герой бытовой сказки - солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий. В отличие от волшебной сказки здесь нет чудес, положительный герой физической силы не применяет, воинских подвигов не совершает. В бытовой сказке происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

В основе развития сюжета - уже не путешествие или невыполнимое задание, а бытовой конфликт: например, спор из-за имущества. Он разрешается в пользу главного героя, однако совсем не чудесным способом. Чтобы добиться справедливости, ему приходится проявить ловкость, ум и находчивость, а зачастую и хитрость. Так, в сказке "Каша из топора" солдат всеми правдами и неправдами выманивает у жадной старухи продукты, убеждая её при этом, что она варит кашу из солдатского топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония. Симпатии читателя неизменно оказываются на стороне находчивого героя, и в финале его смекалка вознаграждается, а противник всячески осмеивается. В бытовой сказке сильно сатирическое начало, и главным способом изображения отрицательного героя становится не гипербола, как в сказке волшебной, а ирония. По своим функциям бытовая сказка сближается с пословицей: она не только развлекает читателей, но и открыто учит их тому, как нужно вести себя в сложных жизненных ситуациях.