Устройство русской избы внутри. Декор русской избы: особенности, интересные факты и описание. Как создать стиль русской избы или русской усадьбы в интерьере своего дома

Русская изба - это бревенчатый дом, в котором издревле жили славяне. Наши предки были в большинстве своем людьми домашними. И вся их жизнь проходила в стенах этих уникальных сооружений. Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба", что означает дом или баня. В "Повести временных лет" славянское жилище упоминается как "истобка".

История русской избы

До 10 века избы представляли собой полуземлянки. Так как бревенчатые сооружения частично уходили в землю. А от земли, как правило, достраивалось несколько рядов бревен. Этого вполне хватало. Двери и окна в таких избах отсутствовали. Вместо двери было небольшое отверстия до 1 метра. В помещении располагался очаг, который складывался из камней. Дымохода не было, поэтому весь дым уходил через входное отверстие. Полы в помещении были земляные. И со временем стали укладываться досками. Постепенно избы совершенствовались и в итоге появился тот образ избы, который знаком многим: с окнами, дверью и русской печкой.

Виды изб

Можно выдели 2 основных принципа, по которым делятся избы. По принципу топления и по количеству стен. В зависимости от топления можно выделить следующие избы:

  • Курная изба
  • Белая изба


Курная изба
- это изба, которая существовала на Руси издревле. Главной их особенностью было отсутствие печной трубы . В народе существовало выражение "топить по-черному". Печи в таких домах называли "курными". Дым от них выходил через дверь. Как следствие, на потолках оседала копоть. Позже в стенах стали появляться отверстия с задвижками (волоками).

Русская изба 15-16 веков - видоизмененный дом, принявшая облик "Белой избы" . Это избы с печной трубой, которая позволяла избегать попадание дымы в помещение. Такие дома в первую очередь начали появляться в городах у обеспеченных людей. Со временем они стали основных местом жительства. Император Петр 1 в 18 веке он запретил строить курные избы в Санкт-Петербурге. Тем не менее черные избы в России продолжали строиться до 19 века .

По количеству стен можно выделить следующие виды изб:

  • Четырехстенная изба - самое простое строение из четырех стен. Такое жилище могли строиться как с сенями, так и без них.
  • Изба пятистенка - в таких жилищах всё строение делилось дополнительной поперечной стеной. Одна часть была горницей, а вторая сенями. Если сени пристраивались дополнительно, то в таких случая вторая часть могла быть жилой комнатой.
  • Изба шестистенка - в данном случае всё аналогично пятистенчатой избе, только вместо одной поперечной стены используется две.
  • Изба крестовик - жильё, в котором основной каркас четырех стенки делился дополнительно двумя пересекающимися стенами. В таком строении получалось 4 отдельных комнаты, что позволяло жить в одном доме большой семье.

Перед строительством избы большое внимание уделялось месту, где будет воздвигаться новое жилище . Так, например, хорошо освещенное место на возвышенности считалось самым благоприятным. А неудачными местами являются места бывших захоронений людей, дороги и территории, где раньше располагалась баня.

Немаловажную роль в строительстве играл и выбор материала для строительства . Считалось, что лучшими породами для строительства являются сосна, ель или лиственница. Но мало уметь выбрать породу. Возраст деревьев также важен. С одной стороны идет отсылка на поверья, а с другой понимание свойств и особенностей каждой породы и возраста деревьев:

"Лес надо рубить бережно и со смыслом."

Так, например, нельзя использовать в строительстве сухие деревья . Так как они являются мертвыми. Также не использовались в строительстве деревья, росшие на перекрестках дорог . Их называли "буйными". Считалось, что они могут разрушить сруб.

Подобрав необходимый материал, начиналось строительство дома. Сегодня основой любого сооружения является фундамент. Но изба может устанавливаться и без фундамента. Например, приехав в какую-то деревню и увидев два рядом стоящих дома, незнающий человек может подумать что стоят совершенно одинаковые избы. Но на самом деле окажется, что один установлен на фундаменте, а второй на дубовых колоннах. При строительстве избы в качестве основы можно использовать временные подкладки (1), что в дальнейшем позволит установить фундамент. Далее устанавливается сруб. Сруб - это основная конструкция здания, состоящая из уложенных бревен . Один ряд прямоугольно уложенных бревен называется венец .

"Венец делу начало."

Бревна между собой соединялись замковым соединением. На Руси использовали 2 основных способа соединения бревен :

  • в обло - в виде чаши с выступающими краями
  • в лапу - чистый угол без выступов

Для утепления в замковые соединения укладывается льняная пакля или мох . Их же можно уложить между бревен для обеспечения большего удержания тепла в избе.

Чем больше венцов у здания, тем выше будет изба. Первым венец сруба называется окладной (2). Для него берутся самые большие бревна. Далее идет основной венец (нижняя обвязка) (3), в который врезаются лаги (4). Лаги используются для укладки пола . Венцы от нижней обвязки до начала оконного проема принято называть подоконными (5). Далее идут оконные венцы (6). Когда же окна заканчиваются, начинают укладываться надоконные венцы, первым из которых называется замыкающий венец (7).

Следующий этап строительства - установка крыши . В первую очередь устанавливается основа крыши - верхняя обвязка. Она состоит из верхних прогонов (8) и подстропилин (9). На которые устанавливаются стропила (10), являющиеся каркасом для установки кровли. Если планом предусматривается установка веранды, то перед установкой верхних прогонов ставятся верандные столбы (11).

После установки стропил остается установить кровлю. Для этого на стропила устанавливаются слеги, к которым в дальнейшим будет крепиться кровля. Основным преимуществом подобных крыш является то, что замена отдельных элементов кровли не требует полного разбора. Кровля позволяет быстро заменить одну испорченную доску .

На вершине избы устанавливался охлупень. Также его называли конёк или князёк. Он соединял 2 стороны кровли. Его установка позволяла избежать перекоса избы , поэтому он считался одним из важнейших элементов в строительстве. Охлупень, установленный на крыше, означал скорое завершение строительства :

"Охлупень - делу венец."

Когда кровля была готова, приступали к установке причелин. Причелины - это боковые доски, удерживающие кровлю по бокам . Кроме этот они защищали пространство под кровлей от попадания снега. Более современные избы используют причелены для сокрытия торцов бревен.

Последним этапом строительства является установка резных элементов. Одним из таких является наличник на окнах. Их установка означает то, что изба ждет своего хозяина. Резное крыльцо и причелины - также являются символом завершения работы.

Традиционная русская изба сегодня

Давно минули те дни, когда наши предки жили в курных избах. Со временем русская изба претерпела значительные изменения. Бесспорно есть уникальные работы мастеров, которые не имеют аналогов. Но приехав сегодня в какую-либо деревню, вы заметите, что огромное число домов очень сильно похожи друг на друга. Именно эти дома являются конечным результатом развития традиционно русской избы . Несмотря на их общую схожесть, каждый дом остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.

Если статья Вам понравилась, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

2. Великороссы. Сельское население: жилище.

В рассказывалось о типах крестьянского населения, семейном устройстве, труде и отдыхе великороссийского крестьянства. Теперь попробуем разобраться в устройстве жилищ сельского населения России второй половины XIX века.

В обзоре использованы текстовые источники:
- "Народы России" (1877);
- "Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ." (П.С.Ефименко, 1877);
- "Живописная Россия" под ред. П.П.Семенова-Тян-Шанского (1898-1899);
- "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под ред. В.П.Семенова (1899-1902).

В качестве источников иллюстраций, помимо названных изданий, использовались периодические издания того времени, а также фотографии В.Каррика, К.Байера, Е.Вишнякова, М.Дмитриева и неустановленных авторов.


Нельзя сказать, чтобы русская деревня имела привлекательный вид. Если, подъезжая к ней, издали она кажется живописною, то при ближайшем осмотре она тотчас же теряет всю свою прелесть. Разумеется, мы говорим не о тех немногих деревнях, где бывают двухэтажные деревянные, а иногда и каменные дома, а о большинстве, которое встречается на каждом шагу. Чаще всего русская деревня представляет множество всякого рода деревянных построек, расположенных в безобразной куче, с разными закоулками. Избы нередко бывают крыты соломою, покривившиеся на бок, а улицы полны непроходимой грязи.
Народы России

"Живописное обозрение" №47, 1886.

"Живописное обозрение", 1890, прил.1

"Живописная Россия", т.6, ч.2, 1899.

Занесенное снежком село. "Живописное обозрение", №1, 1887.

Жилые строения состоят обыкновенно из двух изб или срубов, стоящих большею частью без фундамента и соединенных между собою холодными сенями. Одна изба обыкновенно теплая, назначается для жилья, а другая есть клеть, в которой хранится посуда и прочее имущество, а летом в ней живут. Но чаще встречаются дома, состоящие из одной лишь избы и холодных сеней, где устроен небольшой чулан вместо клети. Главная принадлежность избы - русская печь; однако есть немало местностей, где доныне еще сохранились курные избы, в которых, за неимением трубы дым идет по избе и выходит через дверь. Нередко в одной избе с крестьянскою семьею живет и крестьянская скотина. Описывать внутренность избы мы считаем совершенно излишним, ибо это бесполезно для тех, кто видел н недостаточно для не видевших избы.

В особенности дурны бывают крестьянские помещения для скота: конюшни и сараи для лошадей, хлева для коров, овец и свиней часто бывают открытые, с дырявыми стенами в виде навесов, забранных с одной только стороны плетнем. Зимою подобный хлев не защищает скотину от холода, весною же в нем вечно стоят лужи навозной жидкости и дождевой воды.

Несмотря на то, что русский крестьянин очень любит баню, тем не менее она однако в русских деревнях представляет большое безобразие; чаше всего она представляет какое-то закоптелое логовище и скорее пачкает, нежели моет тело. Крестьяне, у которых нет бани, парятся в печах, и случается иногда, что в такой бане человек задыхается до смерти.

Причина, почему крестьянские постройки представляют такой безобразный вид, заключается отчасти в бедности, а отчасти также и в том, что крестьяне не чувствуют потребности улучшить свое жилье и пользоваться всякого рода удобствами. В местностях бойких и у крестьян зажиточных деревень встречаются и двухэтажные дома.

Народы России

"Иллюстрированная Россия", 1898.

Наружный вид деревень и сел без всяких объяснений, а также внешность изб в каждом населенном пункте служит уже указанием на довольство или на бедность обитателей этих жилых помещений. Труд и трезвость создают в крестьянском быту зажиточных хозяев, у которых и лошади есть, и коровы с овцами и свиньями водятся, и хлеба хватает своего от одного урожая до другого.

Раздел семьи, неурожаи, а чаще всего пьянство ведут за собою обеднение, разорение и нищету. Покривившаяся изба, развалившийся забор или плетень, окна, забитые тряпьем вместо разбитых стекол, пустой скотныіі двор, кляча в хлеву, если только хозяин такой избы не сделался уже вовсе без лошадушек, пустые закромы, пьяный отец на лавке, успевший разбить и без того ничтожную домашнюю утварь, жена с грудным ребенком в лохмотьях и сын, выглядывающий со смехом из-за печки на проделки отца - вот картина из крестьянского быта, противоположная предыдущей.

Общий вид крестьянских великорусских построек удерживается всюду. Только в больших, богатых селах они получают большие размеры и более разукрашены по лицевому фасаду.

Живописная Россия

Вот в этих избах, по всей видимости, хозяева зажиточные.
"Живописное обозрение", №2, 1898.

"Всемирная иллюстрация", №4, 1890.

А эти избы - совсем бедные.
Крестьянская изба в Симбирской губернии, фото В.Каррика 1860.

В ТВЕРСКОЙ губернии. "Живописная Россия", т.6, 1898.
Жилища крестьян на всем пространстве обширной Великороссии отличаются одним и тем же характером. Большая часть селений представляют довольно правильный четырехугольник. В небольших деревнях только одна улица. На нее выходят лицевые стороны изб. Улицы довольно широки и прямы. В многолюдных селениях, кроме главной улицы, есть несколько поперечных, пересекающих большую под прямым углом. Усадьба крестьянина занимает четырехугольную площадь, продолговатую, выходящую узкой стороной на улицу.

Главное строение - изба. В одну линию с нею идут ворота. Изба состоит у крестьян, сколько-нибудь зажиточных, и особенно в северных великороссийских губерниях, изобилующих лесом, из двух построек, соединенных холодными сенями. В одной избе, выходящей на улицу, живет крестьянин со своей семьей. В другой - он иногда живет летом; зимой же она служит клетью, чуланом, в котором хранится имущество. Часто в ней нет печки. Величина избы соразмеряется и с имуществом крестьянина, и с дешевизной строевого материала; отсюда,- в лесных местностях более обширные избы, квадратные, в 12 и 14 аршин. В губерниях безлесных они обыкновенно 8-аршинные, редко 10, иногда же не превышают 6-ти аршин.

В местностях, как Московская губ., где строевой материал дорог, для изб идет мелкий лес, не более 4 и 5 вершков в поперечнике. Избы не высоки; обыкновенно внутренняя вышина их не превосходит 4 арш., часто даже З 1/4. Крыши на всех постройках крестьян делаются в южной полосе Великороссии из соломы, а в северной - из теса.

Живописная Россия
Аршин - это примерно 71 см. То есть, размеры изб варьировали от 4 с небольшим до 10 метров в длину и ширину. Соответственно, высота избы не превышала 2 м 80 см.

"Живописная Россия" Т.6, ч.2, 1899.

ТАМБОВСКАЯ губ. Крестьянская изба. "Живописная Россия" Т.7, 1899.

В губерниях Черноземья жилище крестьянина-великорусса состоит обыкновенно из трех главных частей, двух неодинакового размера изб, соединенных между собою сенями, причем в каждой избе имеется дверь в сени. Большая изба, расположенная главным фасадом почти всегда на улицу, предназначается собственно для жилья. Меньшая изба называется „обедником" или „светелкою". В светелке хранится все лучшее достояние дома; в теплое время года в ней спят, а также принимают и угощают гостей. Обе избы соединяются между собою сенями, которые бывают из рубленого леса или плетеные.

Двор крестьянский со всех сторон обносится плетневыми сараями и навесами под одною общею соломенною крышею; на дворе устраивается амбар, а у некоторых крестьян и ледник. Дворы в селениях Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской губерний расположены по большей части на обе стороны улицы; главный фасад изб обращен обыкновенно на улицу, но в некоторых селениях избы расположены внутри дворов, и тогда улица с обеих сторон бывает ограничена сплошными заборами, что придает селению мрачный и унылый вид.

Живописная Россия



"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.

Деревня ТАМБОВСКОЙ губернии. "Живописная Россия" Т.7, 1899.

Деревня Волговерховье ТВЕРСКОЙ губернии. Фото Евг.Вишнякова, 1892.

Общий вид села Решма НИЖЕГОРОДСКОЙ губернии. Фото М.Дмитриева, 1894.
Надворное строение крестьянского двора занимает в длину от 15 до 20 саженей. Это пространство разделяется на две половины, и в ближайшей к домовому строению одна сторона застраивается деревянными клетьми, которых бывает столько, сколько в семье женатых лиц. Другая половина разделяется на несколько хлевов, в которые загоняют рогатый скот, овец, свиней; устраивается также конюшня для лошадей. Остальное покрытое пространство служит местом для сбережения телег, саней, сох, борон, кадок и другой домашней утвари.

За надвориым строением, в двадцати саженях от него, вдоль по усадьбе, ставится так называемый задворок из плетня для сена и мелкого корма, с бревенчатым амбаром для хранения и ссыпки зернового хлеба и муки. Затем, в отдалении пятнадцати или двадцати сажен, овин или рига (последняя реже) для молотьбы хлеба, который складывается в снопах при конце усадьбы и обгораживается плетнем или соломенным валом. Нередко в риге только печь-овин помещается в деревянном строении; тот же глиняный пол, на котором молотится зерно, прикрывается одним навесом. За двором могут быть расположены сад, огород, коноплянник и пасека; в этом же пространстве иногда устраивается сарай для складки сена и соломы.

Качество и удобство надворных построек соответствуют невеселому виду избы. Сельские общества дорожат каждым клочком земли, и потому крестьянские дворы очень тесны. Они редко превышают 100 - 150 квад. саж. Хлев устраивается вдоль забора параллельно с избой. Одной стеной ему служит забор; другая же делается из досок, теса, а иногда и плетня. Здесь помещается весь скот крестьянина: лошади, коровы и овцы. К хлеву пристраивается небольшое отделение для кур; свиньи также помещаются отдельно. Крыша хлева выходит за его стены и образует навес, под которым ставятся телеги, сани и земледельческие орудия.

На окраине двора у многих крестьян строится баня. Баня - низенькое 4-аршинное строение из легкого леса - может исполнять свое назначение только в быту невзыскательного крестьянина. Она не имеет трубы, и дым делает ее стены черными, способными скорее пачкать тело, нежели содействовать его очищению.

Живописная Россия

Смотрим надворные постройки в разных видах и ракурсах.
Крестьянка с ребенком у сарая. Фото Кароля Байера, 1860-е.

"Всемирная иллюстрация", №10, 1885.

Крестьяне Санкт-Петербургской губернии. Фото Вильяма Каррика, 1860-е.

"Живописное обозрение", 1890, приложение.

"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.
Еще до сих пор некоторые крестьяне считают курные „черные" избы теплее „белых"", но „черная топка"" очень вредно отзывается на глазах крестьян, особенно на стариках, которые, будучи иногда не в состоянии слезть с печи во время топки избы, лежат в самом густом пологе дыма (во время топки дверь избы открыта, вследствие чего самый густой дым пологом стелется над дверью, под потолком). Благодаря этому они нередко преждевременно слепнут.

В настоящее время тип избы несколько изменился, благодаря замене во многих местностях деревянных построек кирпичными. За отсутствием лесного материала, крестьяне различных деревень и сел стали добывать глину и обжигать кирпичи, что обратилось для сельского люда, имеющего хорошую глину в своем общественном наделе в кустарный промысел. Таким образом стал распространяться тип избы «каменной».

Первоначально эти избы не пользовались любовью крестьян, жаловавшихся на сырость таких жилищ. Происходило это оттого, что не умели строить стен с засыпью, а делали их из сплошного кирпича. Теперь все избы строятся с засыпью, вследствие чего они сухи, и если прибавить к этому, что каменные стены реже дают трещины, не требуют конопатки, то станет понятно, почему местами почти целые села сплошь из деревянных превратились в каменные. Хорошая засыпь потолка совершенно предохраняет каменную избу от выгорания внутри: Во время пожара сгорает, конечно, вся легкая соломенная крыша, а внутренность избы остается совершенно целой. Крестьяне говорят, что прежде они во время пожаров тащили все из избы, а теперь тащат все в избу. Пожар может проникнуть в избу только через окна и двери, но окна так малы и глубоки, что огонь через них, при их поливке водой, проникнуть в избу не может, а двери весьма часто обиваются железом и не загораются.

Размером кирпичная изба не превосходит прежнюю деревянную, зато наружный вид ее, если не живописнее, то во всяком случае опрятнее деревянной. Крестьяне белят отдельные кирпичи на фасаде избы и, таким образом, получается иногда довольно своеобразный белый на красном орнамент. Теперь быстро исчезают и курные избы.

Россия. Полное географическое описание

"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.

Каменная изба с клетью. Село Новоживотинное Воронежской губ. Фото неизв. автора, 1890-е.
Людям, незнакомым с сельским бытом, бросается в глаза быстрота, с какою строится крестьянин. Всякий крестьянин-земледелец владеет топором. Только в пригородных селениях, да в деревнях с развитой обрабатывающей промышленностью плотничья работа специализировалась в особое ремесло. В селениях же отдаленных от городов и чисто земледельческих крестьянин сам строит избу, как пашет или косит. Если в семье есть трое взрослых мужчин, то изба может быть выстроена и покрыта в течение 2 недель. Надворные строения воздвигаются еще быстрее. Конечно, от такой плотничьей работы нельзя ждать доброкачественности, Из-под полов дует, крыши часто дают течь.
Живописная Россия

Еще несколько крестьянских изб из разных губерний России.
"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.

"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.

"Живописное обозрение", №5, 1885.

Изба с красным и волоковыми окнами. Деревня Петухово Нижегородской губ. Фото неизв. автора, 1860-е.

На типах окон остановимся подробнее.
Волоковое окно - это простейший вид окна в виде прямоугольного отверстия. С внутренней стороны волоковые окна закрывались доской, ходившей по специальным пазам. Доской окно задвигалось (заволакивалось - отсюда и название) на ночь, а днем доску отодвигали и вставляли раму, затянутую прозрачным материалом: бычьим пузырем, пропитанным маслом холстом, слюдой, даже куском льда. В середине XIX века стало применяться и стекло.
Красные окна делались большего размера, имели косяки - колоды из четырех толстых брусьев, в них использовались слюда или стекло. У красных окон были отодвижные или подъемные оконницы - звенья рамы, которые двигались по пазам в стороны или вверх.

Изба; на переднем плане - мельница на роднике. Тверская губ. Фото Е.Вишнякова, 1892.

А это - 100-летний мельник, который на этой мельнице живет. Фото Е.Вишнякова, 1892.

Двухэтажный пятистенок. Деревня Березницкая, Вельский уезд Вологодской губ. Фото неизв. автора, 1868.

Перемещаемся постепенно на север Европейской России. В этих краях крестьянские избы и крестьянский быт имели свои особенности, связанные с суровостью климата. "Живописная Россия" подробно "живописует" устройство изб в северных губерниях. Обратите внимание: высота от пола до потолка в северных избах доходила до двух сажен - это же больше 4-х метров!

На севере дробление семей и дележки просто немыслимы, так как только большими семьями здесь и жить-то можно; природа сама здесь старается, чтобы не допускать дробления дворов и хозяйств. Под жилым домом понимает здесь русский человек избу, одно- или двухэтажную, сенную связь и сарай с двором и хлевами. Изба всегда строится квадратная, а стены ее проведет хозяин в длину сажени на три. на четыре. Пол тоже зря настилать не станет, а поднимет его сажени на полторы от земли и займет все подполье либо летниками или летними горницами, либо скарбовым кутом.

В самом жилье, в горнице вышина от пола до потолка доходит до двух сажен, так что дышать всей семье есть чем. Окон в избе много. Во всякой горнице, как исстари повелось чуть ли не по всей земле русской, есть «большой угол» - место почетное, так как здесь образа помещаются, да и свету больше. В заднем углу помещается громадная печь. Лавки по всем четырем стенам приспособлены для сиденья, и под ними зачастую найдутся и краморы. Устье печи всегда обращено к заднему углу; к другой стороне печи, которая обращена к двери, приделывается лавка в аршин шириною, называемая «прилавком». В полу, под прилавком делается проруб такой же величины, как и прилавок; над прорубом устраивается рундук в поларшина вышиною от полу; затворяется он ставнем, который известен под названием «подпольницы»; вниз же под пол прилаживаются ступени, ведущие в нижние краморы. Если мужик живет победнее, то и уголков и краморов ему столько не нужно, и потому нижней краморы у него не имеется, хотя пол и поднимает он высоко над землею.

Сенная связь пристраивается к той стене избы, в которой вырублена дверь; она состоит собственно из сеней и двух кладовых, обращаемых летом в летние горницы, а зимою в краморы. Если хозяин человек запасливый, то он в одной из кладовых прорубит окна и устроит в ней жилую чистую горенку или боковушу, без которой ни один сколько-нибудь состоятельный крестьянин здесь не обойдется: в боковуше он спит после обеда, боковуша в жары - укромное местечко, где ни комар, ни муха не жалит и где прохладка даст сон тихий и спокойный; покройся потеплее, так пожалуй и зимою боковуша свою службу сослужит. Если из светлого чулана задумают сделать боковушу, то прежде всего сложат в нем кирпичную печку с выводом, а стены при самой рубке замшат, чтобы не сквозило; здесь уже нет ни полок, ни воронцев, и лавки нередко заменяются самодельными стульями. Главную принадлежность этой горницы составляют самовар и небольшой шкафик с чайными чашками: это вообще столовая, гостиная и приёмная комната.

Везде и повсюду в Озерной области в сенях на поларшина от самой избы прорубается дверь для выхода на улицу, где вдоль стены примощается крытое крылечко с лестницею, а в северных местностях той же области на противоположной стене тоже прорубается дверь в сарай и во двор; для спуска в последний устраивается особая лестница. Под тою половиною сарая, которая ближе к избе, находится двор, а под дальнею ставятся хлевы, вход в которые устраивается со двора; тут скотине и привольно, и чисто. Для въезда с улицы в сарай делается бревенчатая кладка или взъезд. В сарае держат солому и сено, убирают туда же сани, дровни, сохи и всякую хозяйственную утварь. В Олонецкой и отчасти в восточных уездах Новгородской губернии (Тихвинском и Белозерском) иной крестьянин побогаче не удовольствуется и двумя этажами и делает еще один надстрой; тут уже непременно, кроме сенец, есть одна или две боковушки, а в иных раскольных местах и кельи, где либо от комаров и мух, либо, в последнем случае, от грехов сего мира спасается хозяин. Баня состоит обыкновенно из двух отделений - сначала сени, которые предназначаются для раздеванья, и затем уже сама баня.

Живописная Россия

Крестьянская изба Олонецкой губернии, "Иллюстрированная Россия", 1898.

Поморская деревня, "Иллюстрированная Россия", 1898.

Двужирная изба,

Двужирной, или двужильной называлась изба с двумя жилыми этажами.

Поморская деревня Юрома Архангельской губ., фото неизв. автора, 1890-е.

"Русские народы" (под ред. проф. Зографа), 1891.

План усадебной земли, на которой стоят жилые и нежилые строения, принадлежащие крестьянину деревни Верхолецкой Шенкурского уезда Архангельской губернии.
(1 сажень = 2,13 м)

По плану усадьбы.
Дом построен в середине деревни на проселочной дороге, лежащей в Тарасовскую волость, Церковнического прихода, при реке Леди, в расстоянии от оной в 20 саженях. Внутренние и наружные принадлежности дома плотничной работы, а рамы или оконные переплеты постройки столярной работы.
№ 1 дом, № 2 погреб или ледник, № 3 гумно, № 4 овин, № 5 огород и № 6 двор. Баня построена на берегу реки Леди против дома.

По плану дома.
№ 1 изба с русскою печкою, кругом избы обыкновенные крестьянские лавки; в большом углу "а" - простой стол. По всем стенам над окнами полки, служащие для поклажи разных предметов. При входе в избу над дверьми до воронца полати. У стены, отделяющей вторую избу, пред окном, ближе к углу, тоже поставлен стол, и возле него простой шкаф, в котором хранится разная глиняная посуда, как-то: тарелки, блюда, кринки и т. п. Изба № 2, она совершенно того же вида и убранства, как и первая, имеет тоже русскую печку, лавки, полки и полати, простой стол, который поставлен в большой угол "а", перед ним скамья, а у стены в недальнем расстоянии от печки сделан прилавок в виде шкафа - довольно широкий. № 3 сени, № 4 ретирада, № 5 поветь, № 6 клеть и № 7 холодная изба без печки. Три последние помещения построены выше трех первых на три четверти аршина. Повет служит, как для свалки сена, так и для хранения приготовленных под налив смолы бочек. № 8 ворота со въездом на повет и № 9 крыльцо с помостом на столбах с наружной стороны дома.

По фасаду с боковой стороны дома.
Под лит. «а» - крыльцо с улицы, «б» - дверь во внутренность дома, «в» - дверь в подызбицу или кладовые, «г» - ворота в скотный двор, где помещаются: хлев, телятник, овчарня и конюшня.

По фасаду с лицевой стороны дома.
Лицевая сторона дома заключает пять красных окон с летними переплетами; они с наружной стороны затворяются одностворчатыми ставнями. В подызбице имеется тоже пять малых окон в виде слуховых, которые в зимнее время заделываются деревянными плашками с войлоком. Особенной отделки или украшений, как внутри, так и снаружи дома нет.

"Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ.", П.С.Ефименко, 1877.

Раз уж речь зашла о внутреннем устройстве крестьянской избы, самое время познакомиться с ним поближе, хотя бы в общих чертах.
Главная принадлежность избы - большая русская печь, занимающая от 1/6 до 1/4 всего помещения. В последние 2 десятилетия устраиваются преимущественно печи с трубами. Но, при недостаточно хорошем устройстве, они плохо греют и не защищают стен от сырости. Этим соображением руководятся многие крестьяне при удержании курных изб: наши печи не имеют труб. Не привыкшему вдыхать дым атмосфера курной избы невыносима. Но легкие крестьян приспособились к ней. Выходя из печи, дым наполняет избу. Будучи противогнилостным средством, дым уничтожает в избе вредные испарения, сушит стены и очищает воздух. Угар умеряется током воздуха, проникающим через отворенную дверь.

В избе прорезываются три окна на улицу и часто одно на двор. Вышина окна редко превосходит 12 вершков, ширина - 8. Это делается с тою целью, чтобы уменьшить расход на стекло. Рамы состоят из 4 клеток; стекло, вставляемое в них, похоже на слюду. Замечание, что в крестьянских избах нет цельных стекол, а склеенные осколки, стало почти стереотипным. В переднем углу избы помещается образница из досок, окрашенных в темно-красный или коричневый цвет. На стене небольшой шкап с незатейливой посудой, полудюжиной тарелок, чашек, парой ножей и вилок. Стены в избах поселян более зажиточных, знакомых с городским житьем-бытьем, увешиваются или оклеиваются картинами. Чего только не найдешь среди зтих картин: и лубочные Бовы Королевичи, и поражения Георгием Победоносцем змия, и Куликовские битвы, и сражения под Альмой и Инкерманом, и главнейшие эпизоды из священной истории, и портреты знатных и высокопоставленных лиц. В избах деревенских богачей встречаются даже литографированные виды русских и иностранных городов. По стенам тянутся лавки; ложем же для хозяев и их детей служат полати - деревянный помост на 4-х брусках, устраиваемый обыкновенно довольно высоко от пола. В углу под образами стоит тяжелый некрашеный стол. Кровати и стулья встречаются у крестьян только как исключение. У двери стоит лохань и над ней глиняный рукомойник. Изба служит столовой, гостиной, спальней и рабочим помещением.

Утварь у крестьян в их избах бывает преимущественно глиняная или деревянная; железной менее, а стеклянная встречается очень редко. Для молока, кваса, для собирания ягод употребляется разнообразная посуда, глиняные крынки, деревянные жбаны, берестяные бураки; у калужских крестьян вся эта посуда заменяется кувшином. Дойники и рукомойники у них также глиняные, правильные же чашки и ложки привозятся с Нижегородской ярмарки. Чугунные ступы, железные ковши и уполовники, железные дверные скобы у большинства крестьян еще не сделались непременною принадлежностью их хозяйства. Все эти вещи, равно как и столовые чашки, по большей части выдолблены из дерева.

Изба освещается зимою ночником, иногда древесною лучиною или вымоченным чернобыльником и толстою коноплею. В последнее время крестьяне во многих местах России стали употреблять для освещения своих жилищ керосин. Около печи обыкновенно стоит „дежа" для печения хлебов, а под лавками кадочка с квасом и плетушки для сажания птиц на яйца.

Живописная Россия

Фотодокументов, способных подробно и точно рассказать нам, как выглядела крестьянская изба внутри, сохранилось совсем немного. Поэтому знакомиться с интерьерами деревенских изб будем, в основном, по рисункам того времени, надеясь на точность авторов этих рисунков в изображении деталей.

Вот, одна сдвоенная фотография всё же есть:
Внутри крестьянской избы, фото неизв. автора, 1890-е.

Возвращение отца из города, "Всемирная иллюстрация", №45, 1870.

Русские святки, гадание. "Всемирная иллюстрация", №27, 1886.

Только по-моему это, судя по лицам, не девушки, а скорее уж бабушки...
Деревенский диакон, приготовляющийся к заутрене. "Всемирная иллюстрация", №15, 1876.

У дьякона в избе видок, конечно, поприличнее.
В русской крестьянской избе. "Всемирная иллюстрация", №48, 1876.

Мытье в печи. "Всемирная иллюстрация", №32, 1887.

Старый да малый. "Нива", №6, 1891.

И, в завершение обзора приведу еще несколько интересных фактов об устройстве крестьянского жилья из "Материалов по этнографии русского населения Архангельской губ." П.С.Ефименко (1877).

- В каждом крестьянском доме бывает только по одному столу, Исключения, очень редкие, встречаются лишь в домах, устроенных и убираемых на городской манер.
- Полы в избах мостят пластинами - досками, которых из одного дерева выходит только две.
- Избы в зимнее время так сильно натапливают, что для непривычного к тому невозможно быть в них.
- Для освещения лучина употребляется березовая и сосновая, последняя по преимуществу. От нее распространяется сильный дым, заедающий глаза.
- Постели и подушки в деревнях чаще всего набиты шерстью. Здесь, где так значителен птичий промысел, надо было бы полагать больше этих вещей из пера и полупушья, но оказывается напротив, потому что дичь жители употребляют в пищу себе редко, а почти всю продают.
- Постели для очистки от таких насекомых, как вши, выносят зимою на сени, где они и уничтожаются силою мороза.
- Станок, на котором ткут холст или сукно, занимает чуть не полжилища.
- Иконы в жилищах размещаются по красоте: в киотах и в окладах образа ставятся в горницы, а досчаные образа - в жилых избах.
- Посуда хорошая бывает разукрашена цветами, отводками, краями, каемками, узорами.
- Ножи употребляются вообще простые; но оправы из каких-либо металлических композиций, кроме разве свинцовой наливки иа концах у лезвия и закрепы, да железа или меди для укрепления, не бывает.
- Ставни бывают больше одиночные и редко створчатые.
- Как ни хороши в губернии жилищные постройки вообще, но среди них встречаются хижины, точно шалаши, настолько бедные, что удивляешься, как человек может в них жить.
- Стекол в окнах больше изломанных, чем цельных от того, что, как известно, стекло легко лопается во время сильных зимних морозов.
- В деревнях редко найдете оштукатуренные внутри дома, но все же есть и такие.
- Во многих крестьянских домах, проконопачиваемых дурно, несет из стен, из подоконников и косяков, с пола и из входных дверей.
- Глыбы льда для погребов называются кабаны.
- В деревнях встречаются дома без крыш, квадратные, в одно бревно длиною, с одним или двумя окнами посредине, а кругом ни кола, ни двора.
- Наверху крыш ставятся деревянные коньки, изображающие голову лошади или телку,- одну ее голову; но коньки служат также украшением и внутри изб, около печи и у божницы.
- Белила для печей делают иногда с водою, с примесью молока.
- К праздникам мало того, что очищают грязь дресвой и песком,- столы, стулья, скамейки, стены и проч. оскабливают ножами.
- Сени, сенник и все прочее, соединяющееся под одними хоромами, называется подворьем.
- Есть в избах окна, вделанные в пазы и по пазам задвигаемые и отворяемые.
- Скамьи в крестьянских избах одними концами сходятся в углах их, а другими расходится врозь вдоль стен.
- В зимнее время при крыльце или у ворот всегда лежат два-три веника или метлы, которыми опахивают снег с сапогов или катанок.
- Очень нередко связанные пучки соломы приколачиваются у входных дверей с внутренней стороны, т. е. со стороны, ведущей из избы. для того, чтобы тепло не могло скважинами в затворе выходить из избы в сени.
- В недавнее время вошли в употребление дешевенькие стенные часы (1 р.- 1 р. 20 к.) мастерских Гаврилова и Главинского.
- Входы в домах делаются наиболее с правого боку. Так, если дом стоит глазами к востоку, то ворота ищите на юге.
- Употребительные стулья делаются несколько в виде стоящей лошади: спинка с длинными ножками так и кажется передом лошади, а закорточки от ножек на верху - ее уши, спинка - шея, сиденье - спина и задница, несколько расширяющаяся.
- Бани сооружаются более из старья, т.е. из леса, бывшего в постройке, потом разрушенной.

Свящ. Андрей Костылев в „Губ. Вед." пишет: „годов десятка полтора назад, почти по всему Пинежскому уезду, молодой скот держали в тех же избах, в которых и сами жили. Теперь этот обычай по Пинеге вывелся уже. Для скота там настроили особенные избы, которые называются скотными. Но что касается до отдаленной Тимешинской волости, лежащей в самом углу уезда и в захолустье, обычай жить со скотом вместе вполне сохранился. Внешним видом здешние дома не отличаются от крестьянских домов всего уезда. Дом по большей части состоит из двух изб, под одною кровлею. Прямо против дома - колодезь с трубой (желобом), притянутой в избу. Внутренность дома представляет для невидавшего удивительную картину. Близ входа в избу стоит большой чан с соломой, залитой горячею водой, а кругом его - скот. Коров загоняют в избу только на день, на ночь же выгоняют их во двор. Что же касается до молодого рогатого скота, то этот живет постоянно в избе. От житья скота грязь в избах ужасная, а от грязи одежда крестьян и сами они очень-очень грязны. Если бы так жили бедные,- им бы еще, так и сяк, простительно; но так живут и зажиточные, богатые крестьяне" (Губ. Вед. 1870 г, № 36).
Наше слово: О. Андрей сказал верно!....

"Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ.", П.С.Ефименко, 1877.

"Всемирная иллюстрация", №28, 1886.

Русская изба символизирует собой Россию в малом. Ее архитектура представляет собой стойкость традиций, которые дошли до нас благодаря верности крестьян заповедям прошлого. На протяжении нескольких веков вырабатывались стиль, планировка и декор русской избы. Интерьер всех домов практически ничем не отличается, он вмещает в себе несколько элементов: несколько жилых комнат, сени, чулан и горницу, а также террасу.

Изба в России: история

Изба представляет собой деревянное строение, которое до трети своей части уходит под землю, напоминающее полуземлянку. Те дома, где не было печной трубы, именовались курными. Дым из печи выходил на улицу через входные двери, поэтому во время топки он висел над потолком. Чтобы сажа не падала на людей, сооружались специальные полки по всему периметру стен. Немного позже начали делать отверстия в стене, а потом и в потолке, которое закрывалось задвижкой. Декор русской избы курной был непримечательным. Полов как таковых не было, они были земляные, окон также дом не имел, были только небольшие окошки для освещения. В ночное время пользовались для освещения помещения лучиной. Через несколько столетий начали появляться белые избы, в которых были печи с трубами. Именно такой дом считается классической русской избой. Она делилась на несколько зон: печной угол, отделяемый от других занавесом, справа у входа располагался угол женский, а возле очага - мужской. С восточной стороны горизонта в доме располагался так называемый красный угол, где на специальной полке под вышитыми полотенцами в определенном порядке размещался иконостас.

Внутренняя отделка

Потолок в доме был из жердей, которые предварительно раскалывали пополам. На мощную балку выкладывали брусья, щели замазывали глиной. Сверху потолка насыпали землю. К балке подвешивали колыбель на специальное кольцо. Такой внутри предполагал обшивку внутренних стен досками из липы. Возле стен размещали лавки, на которых спали, и сундуки, где хранили вещи. На стены прибивали полки. Особой роскоши внутри избы не было. Каждая вещь, которую там можно было увидеть, была нужна в хозяйстве, лишнего ничего не было. В женском углу размещали предметы, необходимые для приготовления пищи, также здесь была прялка.

Элементы декора русской избы

В избах все блистало чистотой. На стены вывешивали вышитые полотенца. Мебели было мало, кровати и шкафы появились только в девятнадцатом столетии. Главным элементом был обеденный стол, который размещался в красном углу. Каждый член семьи всегда садился на свое место, хозяин сидел под иконами. В стол скатертью не накрывали, на стены не вывешивали никаких украшений. В праздники изба преображалась, стол выдвигали на середину комнаты, накрывали скатертью, на полки выставляли праздничную посуду. Еще одним элементом декора служил большой сундук, который был в каждой избе. В нем хранилась одежда. Сделан он был из дерева, оббит полосами из железа и имел большой замок. Также декор русской избы предполагал наличие лавок, где спали, и для грудных детей, которую передавали из поколения в поколение.

Порог и сени

Первое, с чем сталкивались, когда входили в избу, - это сени, что представляли собой помещение между улицей и отапливаемой комнатой. Они были очень холодными и применялись в хозяйственных целях. Здесь висело коромысло и прочие необходимые предметы. Хранили в этом месте и продукты питания. Перед входом в теплое помещение был выстроен высокий порог, где гость должен был поклониться хозяевам дома. Со временем поклон дополнился крестным знамением перед иконами.

Русская печь

Когда попадали в основную комнату, первое, на что обращали внимание, - это была печь. Так, предполагает наличие такого главного элемента, как русская печь, без которой помещение считалось нежилым. На ней также готовили пищу, в ней сжигали мусор. Она была массивной и долго сохраняла тепло, в ней было несколько заслонок для дыма. Здесь размещалось много полок и ниш для хранения посуды и прочих предметов быта. Для приготовления пищи применяли чугунки, которые ставились в печь при помощи рогачей, а также сковородки, глиняные горшки и кувшины. Здесь стоял самовар. Поскольку печь стояла в центре комнаты, она прогревала дом равномерно. На ней размещали лежанку, на которой могли помещаться до шести человек. Иногда сооружение было такого размера, что в нем могли мыться.

Красный угол

Неотъемлемой частью внутреннего декора избы считался который находился в восточной части дома. Он считался священным местом, здесь размещали вышитые полотенца, иконы, священные книги, свечи, святую воду, пасхальное яйцо и так далее. Под иконами находился стол, где принимали пищу, на нем всегда стоял хлеб. Иконы символизировали алтарь православного храма, а стол - церковный престол. Здесь принимали самых почетных гостей. Из икон в каждой избе были обязательными лики Богородицы, Спасителя и Николая Угодника. К красному углу были обращены изголовья постелей. В этом месте проводили множество обрядов, которые связаны с рождением, свадьбой или похоронами.

Лавки и сундуки

Сундук также являлся важным элементом декора. Он переходил по наследству от матери к дочке и размещался возле печи. Все убранство дома было очень гармоничным. Здесь присутствовало несколько видов лавок: длинные, короткие, кутные, судные и так называемые нищие. На них размещались различные предметы хозяйственного назначения, а на «нищую» лавку мог присесть незваный гость или нищий, который без приглашения вошел в дом. Лавки символизировали дорогу во многих старых обрядах.

Таким образом, перед нами представляется уютная русская изба, единство конструкции и декора которой является прекрасным творением, которое создал крестьянин. В доме не было ничего лишнего, все предметы интерьера использовались в повседневной жизни хозяев. На праздники изба преображалась, ее украшали предметами, сделанными своими руками: вышитыми рушниками, вытканными скатертями и многим другим. Это нужно помнить, если нужно принести в школу рисунок на эту тему. В 5-м классе на ИЗО "декор русской избы" - одно из предусмотренных программой заданий.

Люди обустраивали свои избы, сопоставляя их мироустройству. Здесь каждый угол и деталь наполнены особым смыслом, они показывают взаимоотношения человека с внешним миром.

ИЗБА - крестьянский срубный дом, жилое помещение с русской печью. Слово «изба» употреблялось только по отношению к дому, рубленному из дерева и расположенному в сельской местности. Оно имело несколько значений:

  • во-первых, изба - это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками и хозяйственными помещениями;
  • во-вторых, это только жилая часть дома;
  • в-третьих, одно из помещений дома, отапливаемое русской духовой печью.

Слово «изба» и его диалектные варианты «ыстьба», «истьба», «истоба», «истобка», «истебка» были известны еще в Древней Руси и использовались для обозначения помещения. Избы рубили топором из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, удерживали тепло, долго не гнили. Из этого же материала делали пол1 и потолок. Оконные и дверные колодки, двери обычно изготавливали из дуба. Другие лиственные деревья использовали при строительстве изб довольно редко - как по практическим соображениями (кривые стволы, мягкая, быстро загнивающая древесина), так и по мифологическим.

Например, для сруба нельзя было брать осину, потому что на ней, по поверью, удавился Иуда, предавший Иисуса Христа. Строительная техника на огромных пространствах России, за исключением ее южных районов, была совершенно одинакова. В основе дома лежал прямоугольный или квадратный сруб размером 25-30 кв. м, составленный из горизонтально положенных одно на другое круглых, очищенных от коры, но неотесанных бревен. Концы бревен соединяли без помощи гвоздей разными способами: «в угол», «в лапу», «в крюк», «в охряпку» и т. п.

Между бревнами прокладывали для тепла мох. Крышу срубного дома делали обычно двускатной, трехскатной или четырехскатной, а в качестве кровельных материалов использовали тес, дранку, солому, иногда камыш с соломой. Русские избы различались по общей высоте жилого помещения. Высокие дома были характерны для русских северных и северо-восточных губерний Европейской России и Сибири. Из-за сурового климата и сильной увлажненности почвы деревянный пол избы поднимали здесь на значительную высоту. Высота подклета, т. е. нежилого пространства под полом, варьировалась от 1,5 до 3 м.

Там же встречались и двухэтажные дома, хозяевами которых были богатые крестьяне и купцы. Двухэтажные дома и дома на высоком подклете строили и богатые донские казаки, которые имели возможность покупать строевой лес. Значительно более низкими и меньшими по размерам были избы в центральной части России, в Среднем и Нижнем Поволжье. Балки для пола тут врубались во второй - четвертый венец. В сравнительно теплых южных губерниях Европейской России ставили поземные избы, т. е. половицы пола укладывали прямо на землю. Изба состояла обычно из двух или трех частей: собственно избы, ceней и клети, связанных друг с другом в единое целое общей крышей.

Основной частью жилого дома была изба (называвшаяся в деревнях Южной России хатой) - отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы. Клеть представляла собой небольшое холодное помещение, использовавшееся в основном для хозяйственных целей. Сени были своего рода неотапливаемой прихожей, коридором, отделявшим жилое помещение от улицы. В русских деревнях XVIII - начала XX в. преобладали дома, состоявшие из избы, клети и сеней, но нередко встречались и дома, включавшие в себя только избу и клеть. В первой половине - середине XIX в. в деревнях стали появляться постройки, состоявшие из сеней и двух жилых помещений, одним из которых была изба, а другим - горница, использовавшаяся как нежилая, парадная часть дома.

Традиционный крестьянский дом имел множество вариантов. Жители северных губерний Европейской России, богатых лесом и топливом, строили для себя под одной крышей несколько отапливаемых помещений. Там уже в XVIII в. был распространен пятистенок, часто ставили избы-двойни, крестовики, избы с прирубами. Сельские дома северных и центральных губерний Европейской России, Верхнего Поволжья включали в себя множество архитектурных деталей, которые, имея утилитарное назначение, одновременно выполняли роль декоративного убранства дома. Балконы, галереи, мезонины, крыльца сглаживали суровость внешнего облика избы, срубленной из толстых, ставших серыми от времени бревен, превращая крестьянские избы в прекрасные архитектурные сооружения.

Такие необходимые детали конструкции крыши, как охлупень, подзоры, карнизы, причелины, а также наличники окон и ставни украшались резьбой и росписью, скульптурно обрабатывались, придавая избе дополнительную красоту и оригинальность. В мифологических представлениях русского народа дом, изба - это средоточие основных жизненных ценностей человека: счастья, достатка, покоя, благополучия. Изба защищала человека от внешнего опасного мира. В русских сказках, быличках человек всегда укрывается от нечистой силы в доме, порог которого они не в силах переступить. В то же время изба казалась русскому крестьянину жилищем довольно убогим.

Хороший дом предполагал не только избу, но и несколько горниц, клетей. Именно поэтому в русском поэтическом творчестве, идеализировавшем крестьянскую жизнь, слово «изба» употребляется для характеристики плохонького дома, в котором живут бедные люди, обделенные судьбой: бобыли и бобылки, вдовы, несчастные сироты. Герой сказки, заходя в избушку, видит, что в ней сидит «слепой старичок», «бабушка-задворенка», а то и Баба Яга - Костяная Нога.

ИЗБА БЕЛАЯ - жилое помещение крестьянского дома, отапливаемое русской печью с трубой - по-белому. Избы с печью, дым из которой при топке выходил через трубу, получили распространение в русской деревне довольно поздно. В Европейской России они стали активно строиться со второй половины XIX в., особенно в 80-90-х гг. В Сибири переход на белые избы произошел раньше, чем в европейской части страны. Они получили распространение там еще в конце XVIII в., а к середине XIX в. фактически все избы отапливались печью с трубой. Однако отсутствие белых изб в деревне вплоть до первой половины XIX в. не означало, что на Руси не знали печей с дымоходом.

При археологических раскопках в Великом Новгороде в слоях XIII в. в развалах печей богатых домов встречаются дымоходы из обожженной глины. В XV-XVII вв. в великокняжеских дворцах, хоромах бояр, богатых посадских людей имелись помещения, которые отапливались по-белому. До этого времени белые избы были лишь у богатых крестьян пригородных сел, занимавшихся торговлей, извозом, промыслами. А уже в начале XX в. только очень бедные люди топили избу по-черному.

ИЗБА-ДВОЙНЯ - деревянный дом, состоявший из двух самостоятельных срубов, плотно прижатых друг к другу боковыми сторонами. Срубы ставили под одной двускатной крышей, на высоком или среднем подклете. Жилые помещения располагали в передней части дома, сзади к ним пристраивали общие сени, из которых шли двери на крытый двор и в каждую из комнат дома. Срубы были, как правило, одинаковых размеров - по три окна на фасаде, но могли быть и разновеликими: одно помещение имело три окна на фасаде, другое два.

Установка двух срубов под единой крышей объяснялась как заботой хозяина об удобствах семьи, так и необходимостью иметь резервное помещение. Одно из помещений являлось собственно избой, т. е. теплой, отапливаемой русской печью комнатой, предназначенной для жизни семьи зимой. Второе помещение, называвшееся летней избой, было холодным и использовалось в летнее время, когда духота в избе, отапливаемой даже в жаркую пору, вынуждала хозяев перебираться в более прохладное место. В богатых домах вторая изба иногда служила парадным помещением для приема гостей, т. е. горницей или светёлкой.

В этом случае здесь ставили печь городского типа, которую использовали не для приготовления еды, а только для получения тепла. К тому же горница нередко становилась спальней для молодых брачных пар. А когда семья разрасталась, то летняя изба, после установки в ней русской печи, легко превращалась в избу для младшего сына, остававшегося и после женитьбы под отцовской кровлей. Любопытно, что наличие двух срубов, поставленных рядом, делало избу-двойню достаточно долговечной.

Две бревенчатые стены, одна из которых являлась стеной холодного помещения, а другая - теплого, поставленные с определенным промежутком, имели свое естественное и быстрое проветривание. Если бы между холодным и теплым помещениями была одна общая стена, то она конденсировала бы в себе влагу, способствующую ее быстрому загниванию. Избы-двойни строили обычно в местах, богатых лесом: в северных губерниях Европейской России, на Урале, в Сибири. Однако они встречались и в некоторых деревнях Центральной России у зажиточных крестьян, занимавшихся торговлей или промышленной деятельностью.

ИЗБА КУРНАЯ или ИЗБА ЧЁРНАЯ - жилое помещение крестьянского срубного дома, отапливаемое печью без трубы, по-черному. В таких избах при топке печи дым из устья поднимался наверх и выходил на улицу через дымовое отверстие в потолке. Его закрывали после протапливания доской или затыкали тряпками. К тому же дым мог выходить наружу через маленькое волоковое окно, вырезанное во фронтоне избы, если та не имела потолка, а также через открытую дверь. Во время топки печи в избе было дымно и холодно. Люди, находившиеся здесь в это время, вынуждены были сидеть на полу или выходить на улицу, так как дым ел глаза, забирался в гортань и нос. Дым поднимался вверх и зависал там плотным синим слоем.

От этого все верхние венцы бревен покрывались черной смолистой копотью. Полавочники, опоясывавшие избу над окнами, служили в курной избе для оседания сажи и не использовались для расстановки утвари, как это было в белой избе. Чтобы сохранить тепло и обеспечить быстрый выход дыма из избы, русские крестьяне придумали ряд специальных приспособлений. Так, например, многие северные избы имели двойные двери, выходившие в сени. Наружные двери, полностью закрывавшие дверной проем, открывали настежь. Внутренние, имевшие сверху довольно широкий проем, плотно закрывали. Дым выходил через верх этих дверей, а холодный воздух, шедший понизу, встречал на своем пути препятствие и не мог проникнуть в избу.

Кроме того, над дымовым отверстием потолка устраивали дымник - длинную вытяжную деревянную трубу, верхний конец которой украшали сквозной резьбой. Чтобы сделать жилое пространство избы свободным от дымового слоя, чистым от сажи и копоти, в некоторых районах Русского Севера избы делали с высокими сводчатыми потолками. В других местах России многие избы даже в начале XIX в. вообще не имели потолка. Стремлением вывести как можно скорее дым из избы объясняется и обычное отсутствие крыши в сенях.

Курную крестьянскую избу довольно мрачными красками описал в конце XVIII в. А. Н. Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Четыре стены, до половины покрытые, так как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок по крайней мере поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутой пузырь смеркающийся в полдень пропускал свет; горшка два или три... Деревянная чашка и круш- ки, тарелками называемые; стол, топором срубленной, которой скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спят с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется».

Однако следует заметить, что курная изба имела и ряд достоинств, благодаря которым она так долго сохранялась в быту русского народа. При отоплении беструбной печью нагревание избы происходило довольно быстро, как только сгорали дрова и закрывалась наружная дверь. Такая печь давала больше тепла, на нее шло меньше дров. Изба хорошо проветривалась, в ней не было сырости, а дерево и солома на крыше невольно дезинфицировались и дольше сохранялись. Воздух в курной избе, после ее протопки, был сухой и теплый.

Курные избы появились в глубокой древности и существовали в русской деревне вплоть до начала XX в. Их стали активно заменять на белые избы в деревнях Европейской России с середины XIX в., а в Сибири - еще раньше, с конца XVIII в. Так, например, в описании Шушенской волости Минусинского округа Сибири, сделанном в 1848 г., указывается: «Домов черных, так называемых изб без вывода труб, решительно нигде нет». В Одоевском же уезде Тульской губернии еще в 1880 г. 66% всех изб были курными.

ИЗБА С ПРИРУБОМ - деревянный дом, состоявший из одного сруба и пристроенного к нему жилого помещения меньшего размера под единой крышей и с одной общей стеной. Прируб могли ставить сразу же при возведении основного сруба или пристраивать к нему через несколько лет, когда появлялась необходимость в дополнительном помещении. Основной сруб был теплой избой с русской печью, прируб - летней холодной избой или помещением, отапливаемым голландкой - печью городского образца. Избы с прирубами строили главным образом в центральных районах Европейской России и в Поволжье.