Экология и экологическое воспитание в начальной школе. Дидактические игры по экологии для младших школьников

Экологическая ромашка. Беседа с элементами игры

Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д. Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4 классов.

Ход игры

Ведущий . Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

1. Карточки-задания.

Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

Ответ:

2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

3. Отгадайте загадки.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона.)

Длиннохвоста, белобока,

И зовут ее... (сорока).

Живет в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей.)

Кто без нот и без свирели

Кто же это? (Соловей.)

Всех прилетных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица - ... (грач).

Хоть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Синичка.)

4. Расшифруйте криптограмму:

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.

Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес - наше богатство.

5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6. Пофантазируйте: что было бы, если...:

Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

Не стало бы воды?

Исчезли бы птицы?

7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».

Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

Я - женьшень, чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь женьшень обозначает

Чудо - «корень-человек».

На тропинке, на дорожке -

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник -

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву.

День-другой пройдет - и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка -

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочек -

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар - успокоение.

Семена мои целебны -

При гастритах пьют настой.

Корни - убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка -

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста -

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

Перечислите, какую пользу приносят растения.

8. Сделайте правильный выбор.

Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.

ЗИМА Набухают почки.

Листопад.

…………… Прилетают грачи.

………….. Бабье лето.

ВЕСНА Грибная пора.

Сбор клюквы.

…………… Уборка зерновых.

ЛЕТО Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество.

ОСЕНЬ Ледоход.

9. Отгадайте загадки.

Очень прочен и упруг,

Строителям - надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина.)

На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Природный газ.)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Он черный и блестящий,

Друг наш настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Без нее машина даже

Километра не пройдет,

Самолеты, вертолеты

Не отправятся в полет,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть.)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

10. Какому животному принадлежит хвост?

С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

У нее хвост вместо руля. (Птица.)

Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.

У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.

Ответ: Красная книга.

Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)

12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)

Свежий,-чистый, только что запорошивший землю снег называется... (порошей).

Если снежинки слипаются на лету, мы называем их... (хлопьями).

Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупой.)

Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).

Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).

Министерство образования Российской Федерации

Кубанский государственный университет

Кафедра физической географии

Допустить к защите в ГАК «______» _______________ 2001 Заведующий кафедрой

профессор

Ю.Я. Нагалевский

Дипломная работа

Экологическое образование младших школьников

подпись, Ф.И.О.

Группа 1 , факультет географический , специальность география – 012500

Научный руководитель: старший преподаватель Мищенко А.А.

Нормоконтролёр: _

подпись, учёная степень, должность, Ф.И.О.

Краснодар 2001

Введение 3

1. Экологическое образование и воспитание

младших школьников

5
1.1. Содержание экологического образования -

1.2. Основные принципы экологического образования и

воспитания учащихся

11
1.3. Экологическое воспитание 15

2. Формирование основных экологических

представлений и понятий при изучении курса природоведения

18

2.1. Основные экологические представления в курсе природоведения

-

2.2. Использование экологических понятий и представлений при

изучении курса природоведения

20

2.3. Экологические проблемы Кубани, города Краснодара и их значение в экологическом образовании и воспитании

29

3. Организация экологического обучения в курсе

природоведения

37
3.1. Экологическое обучение на уроках природоведения 38
3.2. Экскурсия как форма экологического обучения 44

3.3. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических

48

4. Роль межпредметных связей в экологическом

образовании младших школьников

66
Заключение 74
Литература 77

Введение

Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности. Международное экологическое движение педагогов признаёт образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении названной проблемы становиться не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова. Само образование следует рассматривать не просто как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а как создание и сохранение единого образовательного пространства.

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ существующего экологического образования младших школьников и его реализация в процессе изучения курса «Природоведение».

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования и воспитания младших школьников.

2. Провести анализ объёма и структуры основных экологических представлений и понятий, формирующихся у младших школьников при изучении курса «Природоведение» и их использования в практической деятельности.

3. Изучить организацию экологического обучения младших школьников в курсе природоведения, обобщить имеющийся опыт.

4. Проанализировать роль межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников.

Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.

Работая в школе учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, мне приходится сталкиваться с острой необходимостью более фундаментального подхода в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников. Изученная литература свидетельствует о недостаточном внимании именно к этому этапу экологического образования.

1. Экологическое образование

и воспитание младших школьников

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов двадцатого века, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности, введение в учебный план нового предмета «Природоведения» (Симонова, 1998). Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса – создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нём нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением.

Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В связи с актуальностью данной проблемы единого подхода к её реализации нет. Существуют различные программы и методики преподавания природоведения, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. В «Программно-методических материалах начальной школы» (1999) предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс природоведения рассматривается под различными названиями. Проанализируем некоторые из них.

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Частью такого потенциала является курс «Природа и люди», разработанный З.А. Клепининой (1999). В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса.

Первая задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребёнка и о взаимоотношениях в системах «человек – человек», «природа – природа», «природа – человек».

Вторая задача направлена на совершенствование познавательной и практической учебной деятельности детей.

Третья задача заключается в развитии личностных качеств ребёнка: научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма и так далее.

Ведущими принципами отбора содержания и конструирования курса сохраняются общедидактические принципы, а также специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания. Реализация специфического принципа – экологической направленности – осуществляется по схеме: взаимосвязь «природа – человек», «человек – природа» – правила отношения человека к природе (общие правила охраны природы) – доступная природоохранительная деятельность детей данного возраста (выращивание растений, подкормка животных, сбор семян и растений, распространение их среди населения, уход за домашними насаждениями и тому подобное) – правовые нормы охраны природы. Эти идеи рассматривается как причина и следствие, и приводят к пониманию сущности науки экологии. Реализация принципа экологической направленности в представленной системе способствует формированию экологической культуры.

Программа «Окружающий мир» авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова (1999) – это интегрированный курс, имеющий особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Это позволяет выделить особенности предмета «Окружающий мир», которые определяют его соответствия современным требованиям дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Наталья Дронова
Экологическое воспитание младших школьников

Дроновой. Н. П.

Тема экологии мне близка и понятна, т. к в течение 5 лет-это была моя тема по самообразованию. Сейчас я продолжаю работу над этой темой, но уже во внеурочной деятельности. Я веду экологический кружок .

Экология – это наука , изучающая взаимоотношения животных и растений с окружающей средой.

К мысли об охране природы человек пришёл очень давно. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер : не хватает экологических знаний , нет бережного отношения к природе.

Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания , направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.

Учителя, особенно начальных классов, не могут чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поставило ответственную задачу : выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда , когда точно знаешь, что под ним понимается. Под экологическим воспитанием младших школьников я понимаю ,прежде всего,воспитание человечности , т. е. доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Разумеется, экологически грамотное , бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Заложить основы экологического образования на материале, понятном и доступном детям младшего школьного возраста ,- одна из главных задач курса природоведения в начальных классах.

Набираю учеников первого класса и стараюсь в первые школьные дни сводить на экскурсию в лес,где растут деревья и цветы. Обращаю их внимание на красоту осенних цветов, деревьев, напоминаю, что к растениям надо относиться бережно.

В октябре провели субботник на пришкольном дворе . Целый час ребята усердно и с большим удовольствием работали. Затем они взвешали мусор и убедились, что мы в силах сделать планету чище и краше. В результате наша земля стала чище на 30 кг.

Всегда стараюсь пробудить в детях интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Так, на экскурсиях стараюсь обратить внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы. Из окон класса видны кусты и деревья. Всегда обращаю внимание детей на окраску деревьев, на то, какие изменения с ними происходят. Наблюдать за изменением деревьев вошло в привычку. Естественно, экскурсии и прогулки в природу дают богатейшие возможности для экологического воспитания . И у нас, с моими детьми, есть излюбленное место в лесу- это большая полянка в окружении берёзок и большая берёза по середине,а рядом два муравейника, которые дети обнаружили во время похода. Мы всегда с интересом и долго наблюдаем за муравьями, за их работой. А муравьи перетаскивают грузы в несколько раз больше, чем сами. И когда ребятишки принесли на муравейник остатки еды, то сами были поражены трудом муравьёв. Часто посещая это место, любуемся работягами – муравьями. Иногда я им говорю, что вы, ребята, сегодня, как наши муравьи поработали на уроке. Дети остаются довольны этим.

Всегда на любую экскурсию берём фотоаппарат,а дети фотографируют всё, что им нравится. Это даёт возможность наблюдать за изменениями в природе.

Повышению познавательной активности учащихся в походах, на прогулках служат дидактические игры, например : «Знаешь ли деревья?» , «Какое дерево лист потеряло?» , «Где растёт» и другие.

Также на экскурсиях знакомлю детей с такими насекомыми, как божьи коровки, бабочки, стрекозы, пауки – путешественники на паутинке. Узнав о жизни и значении этих пауков, поедающих насекомых : мух, комаров, мошек, ребята старались обходить сети пауков стороной. А это уже маленькая победа в экологическом воспитании .

Таким же образом знакомлю своих учеников и с пернатым населением нашего края, учу их отличать одних птиц от других,сравнивая их оперение и повадки. Провожу внеклассные мероприятия, посвящённые птицам : КВН, утренники, познавательные игры. Оформляю выставки : «Перелётные птицы» , «Зимующие птицы» .

Обязательно знакомлю детей с «Красной книгой» . Так как многие дети рассказывают, что рвут в лесу подснежники, жгут с родителями костры, ловят бабочек и стрекоз. На уроке нет времени, чтобы много говорить на эту тему. Поэтому провожу много внеклассных мероприятий в классе,в библиотеке,на природе, на которых рассказываю о «Красной книге» , о поведении в лесу, о бережном отношении к природе, при этом использую материалы журналов «Начальная школа » , «Педсовет, «Юный натуралист» и другую литературу,а также материалы из интернета.

Большую помощь на уроках дают диски «Красная книга Омской обл.» , «Я познаю окружающий мир» , «Экология » и др.

И всё-таки самым любимым занятием детей остаётся слушание сказок об экологии , а затем рисование по своим впечатлениям. Большой интерес вызывают сказки написанные самими детьми. Стараюсь делать презентации к ним, а это добавляет интерес и вызывает чувство любви к природе С наступлением весны провожу внеклассное занятие на тему «Если ты пошёл в гости» . Во вступительном слове говорю :

Все знают и вы тоже, что в гостях надо вести себя вежливо, что существуют определённые правила поведения. Например надо вытереть ноги, поздороваться, нельзя громко кричать, перебивать других. Правила вежливости это для того, чтобы не обижать хозяев, что бы им было приятно. Но вот отправились вы на прогулку или в поход. Помните, что в лесу, поле, на лугу вы такие же гости. Вы в гостях у природы, у тех кто здесь живет : у птиц, у зверей, у жуков и бабочек, у суетливых муравьёв, у колючих ежей, у прыгающих кузнечиков и т. д.

Экологическое образование можно осуществлять на всех уроках в начальной школе .

На уроках таких предметов, как ознакомление с окружающим миром, у школьников формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем компоненте природы. На уроках трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному обращению с объектами природы и изделиями из них.

На уроках математики часто включаю задачи, знакомящие с элементами природы или рассказывающими об охране природы. Если решаем задачу про муравьёв, то сначала дети разгадывают загадку про них и рассказывают всё, что знают про муравьёв. Детям нравятся такие задачи. Они с удовольствием составляют задачи, используя знания, полученные на уроках и наблюдения, накопленные во время общения с природой.

Воспитывая экологическую культуру , мы, учителя, помогаем детям осознать, почему надо поступать в природе именно так, а не по –другому. Например, почему нельзя шуметь в лесу; долго стоять у птичьего гнезда и т. д. Для этого детям предлагаются задачи, показывающие, как человек может помочь природе или наоборот, навредить. Очень нравятся ребятам задачи – шутки. Такие задачи предлагаются для активизации внимания учеников.

На уроках русского языка даю задания описать по картинке птицу или животное, живущих в наших краях. Дети составляют и записывают небольшие тексты о листопаде, снегопаде, о берёзке и другие. Часто включаю в уроки предложения о временах года с заданиями, комментированное письмо. В своих сочинениях – описаниях ребята рассказывают о том, что особенно трогает их сердца.

На уроках чтения читаем очень много рассказов и стихотворений о природе, дети заучивают загадки, поговорки, пословицы. И приятно слышать, когда дети говорят, что любят читать стихи и рассказы о природе.

На уроках природоведения тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном использовании и об охране этих богатств. Огромная роль в обучении охраны природы, конечно, принадлежит природоведению. Систематическое чтение на уроках отрывков из книг, журнальных статей и газетных сообщений вызывает ответную реакцию : ребята начинают приносить в класс газетные вырезки о природе, журналы «Юный натуралист» , «Свирель» , интересные книги о природе, а иной раз просто картинки. Из них мы делаем интересные изделия «Коллаж» . Они украшают наш класс.

Одним из залогов успешного экологического воспитания младших школьников является игра . Экологические игры способствуют организации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Играя, дети всегда стремятся вперёд. Различные головоломки, шарады, ребусы, игры – это путь к познанию детей самих себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.

Также игры – соревнования в качестве элементов проверки знаний или на этапе закрепления их. Это : викторины, ребусы, кроссворды.

Большую помощь в формировании экологического воспитания учащихся оказывает уголок природы.

«Почемучкин портфель!» , сколько вопросов приносят ребята, на которые их друзья должны ответить. Например; кого в лесу называют портным? Лесным доктором? У каких птиц зимой появляются детёныши? «Перепутаница» , где по описанию надо изобразить нужное животное или птицу.

«Советы предупреждения» .Например : «Прочитай и запомни! Поджигать старую сухую траву ни в коем случае нельзя. В огне погибнут полезные насекомые, разрушится биологическое равновесие в природе. Но новая трава потом растёт не лучше, а хуже, Кроме того, часто возникают пожары. Берегите всё живое ребята! Природа ошибок не простит»

С целью проверки того, как у детей формируются экологические знания предлагаются вот такие методики : «Лес благодарит и сердится» , «Радости и огорчения» , «Секретный разговор» , «Письмо зелёному другу» и другие

Хочется верить, что вот такая работа по воспитанию экологической культуры младших школьников , проведённая с детьми, не пройдёт даром.

Уважаемые коллеги! Я желаю Вам успехов в работе! Надеюсь, что моя работа поможет Вам строить работу с детьми грамотно и интересно!

Экология - популярное слово нашего времени. Сегодн Экологическое воспитание - одно из главных направлений воспитательной системы в школе. Любовь к природе, бережное отношение к ней приходят не сразу. Это результат целенаправленной длительной работы при изучении природы на уроках, во внеклассной работе и во внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в посильное участие в дело охраны природы (размножение и выращивание комнатных растений в школе и дома, работа на пришкольном опытном участке, заготовка корма для птиц и т.д.) с применением системно - деятельностного подхода.я трудно найти человека, не слышавшего его...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как всё взаимосвязано в природе,

Разумно и неразделимо!

Вот ландыши: они не в поле бродят,

А с тенью лип нерасторжимы,

И с колокольчиком лиловым,

И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,

И с влажным воздухом медовым.

Срубите лес и, как в безлунной бездне,

Всё-всё – до муравьиной кучи,

До ёжика, до светлячка – исчезнет.

Над пустошью лишь тени бросят тучи…

Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,

Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела.

Н. Жоговолева

Экология - популярное слово нашего времени. Сегодня трудно найти человека, не слышавшего его. Экология – наука, которая исследует, как живые существа связаны со всем тем, что их окружает, например, растение - с воздухом, водой, животными и человеком; животные - с воздухом и водой, с другими животными, с растениями, человеком. Экология изучает и то, как люди, связаны с окружающей их природой (как они зависят от природы, как влияют на неё). Современный человек должен задуматься об отношениях между обществом и окружающей действительностью. В наше время сложилась ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без знаний о возможных последствиях её. Поэтому решение экологических проблем требует, прежде всего, изменения мышления людей. Эти качества нужно закладывать с детства, развивать и закреплять в школе.

Экологическое воспитание - одно из главных направлений воспитательной системы в школе. Любовь к природе, бережное отношение к ней приходят не сразу. Это результат целенаправленной длительной работы при изучении природы на уроках, во внеклассной работе и во внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в посильное участие в дело охраны природы (размножение и выращивание комнатных растений в школе и дома, работа на пришкольном опытном участке, заготовка корма для птиц и т.д.) с применением системно - деятельностного подхода.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Рассматривая младший школьный возраст, как ценный этап в развитии экологической культуры личности, формировании компетентности современного школьника выделяют основные показатели проявления нравственно-экологической позиции личности:

  • усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
  • наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
  • потребность в общении с природой, проявление положительных чувств;
  • умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
  • проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения

Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды. Я считаю, что экологическое воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок стал понимать человеческую речь. Наблюдая за миром природы вместе с детьми, взрослым очень важно показать все стороны своих взаимоотношений с природой, чтобы, общаясь с ней, дети учились видеть прекрасное в обычном, бережно относиться к родной природе. Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает? Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого? Экологический кризис коснулся всех стран и народов, всем нам придется неизбежно принимать меры, чтобы сохранить нашу прекрасную планету.

Ранний возраст – это-то время, когда родители, воспитатели детских дошкольных учреждений и учителя начальных классов могут повлиять на формирование культуры отношений в системе «человек - окружающая среда». Ответственное отношение человека к природе формируется в процессе непосредственного общения с природой, очень важен компетентностный подход педагога в формировании экологической культуры ребёнка. Родная природа – замечательный источник, из которого ребенок узнаёт много нового и интересного, получает разнообразные знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного жучка в густой траве, гусеницу, ползущую по стеблю цветка. Внимание их привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, попробовать на вкус. Дети должны понять, что человек – это часть природы. Мы зависимы от природы, а бездумные решения некоторых людей приводят к серьёзным последствиям, и поэтому, прежде чем принять важное решение, касающееся изменений в природе, нужно просчитать, какие будут последствия.

В одном из стихотворений И.Мазнина есть такие замечательные слова:

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица.

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем беречь планету.

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

На уроках окружающего мира, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между растениями и животными, между природой и человеком. Без этого трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы, невозможно формирование экологической культуры младших школьников. Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи, например, при распределении гнездовой или охотничьей территории очень важна забота взрослых животных о потомстве. Существуют связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью - грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому, грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.

Связи между неживой и живой природой проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, в болоте, в поле и называются природным сообществом. Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Человек - часть природы, он неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется в материальной и духовной жизни людей. Воздействие человека на природу может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Это и сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте, нарушение местообитания живых организмов. Загрязнение воды в реке приводит к гибели рыб, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах. Из этого следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе информационные, игровые, проектные и исследовательские технологии. В начальной школе игровые технологии - очень важный вид деятельности. Играя, обучающиеся осваивают и закрепляют сложные понятия, формируя умения и навыки непроизвольно. Мы с детьми с удовольствием ходим на прогулку под общим названием «По тропинке в лес пойдём». Отдых на природе - увлекательный и интересный, веселый и эмоциональный, полезный. На свежем воздухе ребята читают стихи о природе, сами загадывают загадки или отвечают на вопросы учителя. Все вместе играем в подвижные игры, рассматриваем насекомых, птиц, растения, учимся наблюдать и сравнивать. Зимой мы совершаем лыжные соревнования «Звонкая лыжня» и лыжные прогулки «В царство Деда Мороза». Во время прогулок мы наблюдаем за зимующими птицами, рассматриваем следы на снегу, что интересно и поучительно. Пребывание детей на свежем воздухе и движение полезно для здоровья. Это важный этап в формировании здорового образа жизни младших школьников.

Познавательные игры развивают любознательность, интеллект и творческие способности детей, их можно проводить и на природе и в помещении. На природе была проведена познавательная игра «Зелёная аптека», где сразу и рассмотрели некоторые лекарственные растения. Дети поделились собственным опытом и знаниями о лекарственных растениях. Интеллектуально – познавательные игры «Тропой туриста», «О больших и маленьких», «Птицы – наши друзья», «Юные экологи» позволяют показать свои знания и узнать много нового.

Викторина - одна из форм экологического воспитания. Вопросы составляю на основе сведений о природных объектах и явлениях. Для достижения успеха необходимы знания по экологии, в области окружающего мира и, конечно, общая эрудиция.

На уроках, классных часах и во внеурочной деятельности очень часто применяю занимательный материал: кроссворды, шифровки, загадки, ребусы. Провожу конкурсы загадок, рисунков на различные темы. Использование занимательного материала на экологическую тему помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру. Для создания проблемных ситуаций, которые разрешаем с детьми, предлагаю такие вопросы:

  • Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?
  • На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
  • После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему?
  • Огромный вред природе наносят пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары возникают от удара молнии, но чаще – из-за неосторожного обращения человека с огнём. Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя?

Вместе с ребятами мы разработали «Правила юных друзей природы»:

  • Не ломай деревья и кустарники, не ломай травянистые растения;
  • Не сбивай грибы, даже несъедобные;
  • Не обрывай паутину, не убивай паучков;
  • Не распугивай птичьи стаи;
  • Не лови диких зверей и птиц, не уноси их домой;
  • Не шуми в лесу, в парке, шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им. А сам увидишь и услышишь гораздо меньше;
  • Не подходи к птичьим гнёздам и не трогай их и т.д.

Использую экологические рассказы – загадки. В них описание поведения ребят на природе. Сами ученики отмечают ошибки в поведении школьников. Ребята объясняют, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, убивать змей, жаб, лягушек и т.д. Почему бабочки не могут жить без цветов? Почему цветы не могут жить без бабочек? Читаю стихи или рассказы на экологическую тему, например, стихотворение Г.Ладонщикова «Дикарь в лесу». После прослушивания дети рассказывают, какие ошибки совершил человек, что он не знает.

Использую иллюстрации на экологическую тему. Например, на какой иллюстрации дети ведут себя правильно, а на какой нет?

Ребята с удовольствием участвуют в поиске ответов на задания:

  • узнай и расскажи (детям нужно найти материал о стрекозе, муравье, как делают гнезда ласточка, стриж, дикая утка, и рассказать детям на уроке или мероприятии);
  • вести из сада и огорода (одна - две жабы может полностью очистить от слизней огород и т.д.);
  • знаете ли вы (самый сильный из насекомых жук-носорог, сам весом 14г может тащить груз в 1кг 580г?)
  • знаете ли вы (пчела, чтобы собрать 100г мёда, должна облететь 1000000 цветков)
  • подумай (почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить насекомых).

Дети приготовили книжки-малышки на тему «Берегите растения и животных». В них нарисовали редкие растения и животных, а также нарисовали знаки к «Правилам юных друзей природы».

В рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО в классе ведётся работа по формированию у детей бережного отношения к природе, воспитанию нравственной культуры, обогащению представлений о добре и зле, формированию опыта разумного и гуманного поведения в природе, а так же усвоению новых знаний об оказании помощи природе. Работа строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу ребенка, т.е. предполагает наличие познавательных, познавательно-развлекательных, исследовательских, благотворительных, и практических мероприятий. В работу включен материал, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.

Обучающимся необходимо получать знания переходящие в качество и норму жизни. Они должны осознавать необходимость сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы, экологические акции, разработка и реализация экологических проектов). Обучающиеся с удовольствием принимают участие в проектной деятельности школы, класса. Наблюдаем за поведением птиц, смотрим, что из предложенного птицы клюют лучше, какие птицы чаще прилетают на кормушку, в какую погоду, как себя ведут. Все эти сведения мы зафиксировали, и в дальнейшем использовали в проекте о зимующих птицах. Проект «Зимующие птицы нашего края» осуществлялся в зимнее время. С помощью родителей ребята изготовили и повесили кормушки. В процессе дети наблюдали за птицами, прилетающими к кормушкам, засыпали разный корм для птиц, делали выводы. Чаще всего к нам на кормушку прилетают синички и воробьи. Они охотно поедают зерно, крупу, крошки хлеба, а синички и кусочки сала. Для всех живых существ зима – трудное время. И для птиц тоже. Поэтому, птички благодарны людям за то, что они подкармливают их зимой, а весной и летом они принесут нам огромную пользу, будут очищать наши сады и огороды от вредителей.

Действительно, значимость исследовательской и проектной деятельности велика. Исследования открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Исследовательская деятельность нацелена на результат, помогает обобщить знания и умения ребёнка, способствует их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Ребята участвуют в экологических акциях: «Покормите птиц!», «Чистая улица», «Чистый двор», «Посади дерево». В акции «Посади дерево» дети принимают участие вместе с родителями. Подросшие деревья будут радовать жителей прохладой в жаркий день, своей красотой и полезными ягодами, (например, рябина и черёмуха). В своих садах и огородах ребята помогают ухаживать за культурными плодовыми деревьями и кустарниками. Благодаря стараниям местных жителей, наше село богато зелёными насаждениями.

Все виды деятельности, которые я использую, развивают коммуникативные универсальные учебные действия: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности, а также регулятивные ууд - начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи.

С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова «Экологическое образование в базовой школе»

О. М. Барковская «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания», журнал «Начальная школа» № 2, 1994 г.

С. К. Зайцева «Экология для младших школьников», журнал «Начальная школа. Плюс до и после» № 4, 2005г.

В. А. Иванов, Т. Ю. Пастухова «Научное общество учащихся» «Путь к природе», 2005 г.

Н. А. Китаева «Земля наш дом родной», журнал «Начальная школа» № 5, 1991г.

О. Д. Сапронова «Занимательный материал на уроках естествознания», журнал «Начальная школа» № 7 - 8, 1992 г.

И.В. Цветкова «Экология для начальной школы»

А.А.Плешаков «Природа» учебное пособие для начальной школы, издательство «Вентана-Граф»

Н.Л.Болотова, А.А.Шабунова «Экология Вологодской области», Вологда, 2008 г.


Экология для младших школьников .
(Из опыта работы Михайловой Татьяны Викторовны, учителя начальных классов общеобразовательной средней школы №3 г. Нурлат.)
Оглавление

1. Введение.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематическое планирование.

5. Список литературы.

1.Введение.

Снабженной мощной техникой человек, часто не задумываясь, нарушает связи живых организмов со средой обитания, застраивая естественные угодья городами, поселками, эстакадами дорог, заливая их асфальтом и

бетоном, осушая болота, губя все живое.

Уроки 27,28. Птицы - наши друзья. Подготовка и проведение утренника. Разнообразие птиц. Роль птиц в жизни живых организмов.

Уроки 29-31 посвящены экологической ситуации в городе. Создание группы "Зеленый патруль". Увеличение числа растений дома, в школе, во дворе. Поддержание порядка вокруг школы.

Уроки 32-34. Заключительные уроки. Природа нашего района. Экскурсия. Изучение экологической ситуации на местности (сбор информации) путем наблюдений. Размышление по выводу нарушения связей, равновесия в природе, действий по сохранности среды. Обмен мнениями. Подведение итогов.

5. Список литературы .

1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Тз. География. М.: Аванта + , 2004г.

2. Баранчикова Л. А. Уход за комнатными растениями. Ж/л Начальная школа №3/2006г, с.62.

3. Буневич Л. П. Обобщающее занятие. Знатоки родного края. Ж/л Начальная школа №5/1998г.

4. Вахрушев А. А. Обитатели Земли. Методические рекомендации .М.: Баласс,2000г.

5. Воробьева А. Н. Сельская среда и экологическое образование младших школьников. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с.63.

6. Грехова Л.И. В союзе с природой. М.: ЦГЛ, Ставрополь: сервис школа, 2002г.

7. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. Ж/л Начальная школа

№6/1998г,с. 13.

8. Герасимова И. Е. Экскурсии по родному краю. Ж/л Начальная школа №4/2000г,с.52.

9. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками.Ж/л Начальная школа №6/1998г,с.50.

10. Литвинова Л. С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников.

М.: 5 за знания, 2005г.

11. Лобов П. А. Колобок. Театрализованное представление на экологическую тему. Ж/л

Начальная школа №6/2000г, с 20.

12. Морозова Е.Е. Эколого-гражданский проект. Земля - аллея памяти. Ж/л Начальная школа №3/2006г, с.15.

13. Программы Начальные классы (1 - 4), М.: Просвещение, 1994г.

14. Программы Начальные классы (1 - 3). По системе Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова,

М.: Просвещение,1998г.

15. Программы Начальные классы (1 - 3). По системе Л.В. Занкова, М.: Просвещение, 1998г.

16. Парамонова О.М. Познаем свою малую родину. Ж/л Начальная школа №5/1998г, с.25.

17. Павленко Е. С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. Ж/л Начальная школа №5/1998г, с. 78.

18.Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с. 21.

19. Пономарева О.Н. Охрана растений. Охрана животных. Ж/л Начальная школа №6/1998г,с. 35.

20. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Ж/л Начальная школа №4/2004г,с. 54.