Когда родился дмитрий лихачев. Биография дмитрия сергеевича лихачева

Российский ученый-литературовед, академик, общественный деятель Дмитрий Сергеевич Лихачев олицетворял собой подвижника культуры. Он сражался мыслью и словом за Культуру и высоко нес честь российского интеллигента.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999).

Д.С. Лихачев родился в семье инженера. Большим увлечением его родителей был балет. Вместе с родителями с четырехлетнего возраста театр посещал и маленький Дмитрий.

В 1914 году, через месяц после начала Первой мировой войны, Митя Лихачев пошел в школу. Он учился в Гимназии Человеколюбивого Общества (1914-1915), в Гимназии и реальном училище К.И. Мая (1915-1917), в школе имени Л. Лентовской (1918-1923). В 1923 году Д. Лихачев решает стать филологом и поступает на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук Петроградского университета.

Лекции, занятия в архивах и библиотеках, бесконечные разговоры на мировоззренческие темы в длинном университетском коридоре, посещение публичных выступлений и диспутов, философских кружков — все это увлекало, духовно и интеллектуально обогащало юношу.

Д.С. Лихачев в 20-е годы посещал кружок под названием Хельфернак («Художественно-литературная, философская и научная академия»), заседания проходили на квартире школьного преподавателя Лихачева И.М. Андреевского.

1 августа 1927 г. кружок по решению участников был преобразован в Братство святого Серафима Саровского. Кроме того, Д.С. Лихачев участвовал и в другом кружке, — Космической Академии Наук. Деятельность этой шуточной академии, состоявшая из написания и обсуждения полусерьезных научных докладов, прогулок в Царское Село и дружеских розыгрышей, привлекла внимание властей, и члены ее были арестованы. Вслед за тем были арестованы и участники Братства святого Серафима Саровского (следствие по обоим кружкам было объединено в одно дело). День ареста — 8 февраля 1928 г. — стал началом новой страницы в жизни Д.С. Лихачева. После полугодового следствия Дмитрий Сергеевич был приговорен к пяти годам лагерей. Через несколько месяцев после окончания Ленинградского университета (1927) его отправили на Соловки, которые Д.С. Лихачев назовет своим «вторым, и главным, университетом».

В 1931 г. Д.С. Лихачева переводят с Соловков на Беломоро-Балтийский канал, а 8 августа 1932 г. он освобождается из заключения и возвращается в Ленинград. В это время Дмитрий Сергеевич много читает, возвращается к научной деятельности. В 1935 г. Д.С. Лихачев женился на З.А. Макаровой, а в 1937 г. в семье родились две девочки-близнецы Вера и Людмила. В 1938 г. Д.С. Лихачев поступил на работу в Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, где 11 июня 1941 г. защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук по теме «Новгородские летописные своды XII века».

Через одиннадцать дней после защиты диссертации началась Великая Отечественная война. По состоянию здоровья Д.С. Лихачев не был призван на фронт и до июня 1942 г. оставался в блокадном Ленинграде.

После войны Д.С. Лихачев активно занимался наукой. В 1945-1946 гг. выходят в свет его книги «Национальное самосознание Древней Руси», «Новгород Великий», «Культура Руси эпохи образования русского национального государства». В 1947 г. он защищает докторскую диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания XI-XVI веков». В 1950 г. Д.С. Лихачев подготовил к изданию в серии «Литературные памятники» два важнейших произведения древнерусской литературы — «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». В 1953 г. он избирается членом-корреспондентом Академии Наук СССР, а в 1970 г. — действительным членом Академии Наук СССР. Д.С. Лихачев становится одним из самых авторитетных в мире славистов. Наиболее значительные его труды: «Человек в литературе Древней Руси» (1958), «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого» (1962), «Текстология» (1962), «Поэтика древнерусской литературы» (1967), «Эпохи и стили» (1973), «Великое наследие» (1975).

Д.С. Лихачев не только сам занимался исследованием древнерусской литературы, но и смог собрать и организовать научные силы для ее изучения. С 1954 г. до конца жизни он являлся заведующим Сектором (с 1986 г. — Отделом) древнерусской литературы Пушкинского дома, который стал главным научным центром страны по этой тематике. Ученый очень много сделал и для популяризации древнерусской литературы, для того, чтобы семь веков ее истории стали известны широкому кругу читателей. По его инициативе и под его руководством была издана серия «Памятники литературы Древней Руси», удостоенная Государственной премии Российской Федерации в 1993 г.

В 1980-1990-х годах особенно громко звучал голос Д.С. Лихачева-публициста. В своих статьях, интервью, выступлениях он поднимал такие темы, как охрана памятников культуры, экология культурного пространства, историческая память как нравственная категория и др. Много сил он отдавал работе в созданном по его инициативе Советском (с 1991 г. — Российском) фонде культуры. Духовный авторитет Д.С. Лихачева был так велик, что его справедливо называли «совестью нации».

С 1986 по 1993 гг. он избирается Председателем правления Советского (с 1991 - Российского) фонда культуры, защищая отечественную культуру от небрежения, разрушений, невежественных посягательств и произвола чиновников.

Создание Д.С. Лихачевым в 1995 г. «Декларации прав культуры» и первые шаги, сделанные в Санкт-Петербурге для ее реализации, вселяли определенные надежды, давали опору тем, кто был готов отстаивать и охранять духовные ценности, которыми располагает Россия. «Декларация прав культуры» - плод многолетних раздумий ученого, прошедшего путем испытаний и лишений, глубоко знавшего и любившего культурные истоки. «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла». [Декларация прав культуры (проект). СПб., С.2.]

В 1996 году в Москве была учреждена Международная Лига защиты культуры. Д.С. Лихачев и многие выдающиеся ученые и деятели культуры поддержали инициативу Международного Центра Рерихов создать организацию, призванную защищать культуру, пррррдолжая дело основанной Н.К. Рерихом в 1931 году Всемирной Лиги Культуры. Д.С. Лихачев стал Почетным членом Исполкома Лиги защиты культуры и поддержал кандидатуру академика РАН Б.В. Раушенбаха на пост Почетного президента Лиги. В последующие годы Д.С. Лихачев часто обращался от имени Лиги к Президенту России, министрам, другим официальным лицам, защищая культуру.

Через два года после основания Международной Лиги защиты культуры Д.С. Лихачев писал: «Мне кажется, что сама идея Международной Лиги Защиты Культуры очень удачна. Декларация прав культуры еще не говорит о путях, которыми нужно защищать культуру, каким образом оправдывать права культуры. Вот Лига защиты культуры, мне кажется, отвечает на этот вопрос. Желаю вам полного, полного успеха, так же как и всем нам».

В 1998 г. за вклад в развитие отечественной культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев был награжден орденом Апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству». Дмитрий Сергеевич стал первым кавалером ордена Апостола Андрея Первозванного после восстановления в России этой высшей награды.

Ушел из жизни Дмитрий Сергеевич Лихачев 30 сентября 1999 г. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.

Дмитрий Сергеевич Лихачев — один из великих людей ХХ века. Его научное наследие чрезвычайно обширно и разнообразно. Среди произведений Лихачева — академические монографии, посвященные различным аспектам истории культуры, от поэтики древнерусской литературы до садово-паркового искусства XVIII-XIX веков, научные статьи и публицистические заметки, комментарии к различным литературным памятникам, включая горячо любимое ученым «Слово о полку Игореве», редакторские предисловия, рецензии, переводы и многое другое.

Лихачев стал сотрудником отдела (впоследствии сектора) древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук (Пушкинского Дома) в 1937 году. Его первой монографией стала брошюра «Оборона древнерусских городов », написанная им в соавторстве с археологом профессором М. А. Тихановой в блокадном Ленинграде, специально для солдат, защищавших ленинградские рубежи (эту брошюру по распоряжению ленинградского обкома раздавали в окопах).

В послевоенные годы Лихачев защитил кандидатскую и докторскую диссертации, посвященные древнерусскому летописанию. В 1954 году Д. С. Лихачев становится заведующим сектором древнерусской литературы ИРЛИ. В 1958 году издает монографию «Человек в литературе Древней Руси », где впервые была представлена теория смены культурно-исторических стилей в средневековой русской литературе. Необходимость систематизации работы по изучению и подготовке к публикации древнерусских письменных памятников вызывает к жизни его фундаментальную «Текстологию » (), которая произвела настоящую революцию в современном литературоведении, причем не только в сфере отечественной медиевистики, но и в теоретико-литературной области, поскольку лихачевское учение об истории создания текста как о «ключе» к интерпретации его содержания стало одним из первых образцов семиотического мышления в литературоведении. В 1967 году появляется «Поэтика древнерусской литературы », в которой Д. С. Лихачев опровергает взгляд на «евразийскую» природу русской культуры, а также разрабатывает революционное для того времени понятие «хронотопа», которое легло в основу современного изучения отражения временных категорий мышления в искусстве и культуре. Тогда же, в 1960-1970-х годах, Лихачевым создано множество статей, посвященных крупнейшим фигурам «допетровского» периода отечественной словесности (лучшие из них представлены в сборнике «Великое наследие» — самой популярной книге Лихачева-литературоведа, неоднократно переиздававшейся. Особое внимание на всем протяжении своего творческого пути Лихачев-литературовед уделял «Слову о полку Игореве», защищая этот шедевр древнерусской литературы от выпадов скептиков, отрицавших подлинность «Слова». Работы Д. С. Лихачева, посвященные «Слову», знаменовали собой начало нового этапа активного изучения бессмертного произведения; по инициативе и под руководством Д. С. Лихачева в 1980-е годы была создана «Энциклопедия „Слова о полку Игореве“».

С некоторых важных позиций научное наследие Лихачева до сих пор не исследовано. Дмитрий Сергеевич первым в новейшей истории России обосновал культуру как духовный базис общенационального бытия, а ее сохранение — как залог душевной безопасности нации. Вне культуры, неустанно подчеркивал он, настоящее и будущее народов и государств лишается смысла. Заметное место в обширном творческом наследии Дмитрия Сергеевича Лихачева занимают труды по краеведению, посвященные преимущественно Петербургу.

Вклад Д. С. Лихачева в развитие современного искусствознания до сих пор не получил научного осмысления. В теоретических взглядах Лихачева, посвященных истории и теории искусства выделяются две группы идей. Первую группу составляют мысли ученого о происхождении и природе искусства, а вторую — размышления о способе существования и закономерностях развития художественного процесса. Мысли Лихачева о происхождении искусства привлекают своей оригинальностью и глубоким пониманием природы художественного.

Среди огромного количества научных и публицистических работ Дмитрия Сергеевича Лихачева более ста наименований можно отнести к непосредственно к педагогическим, полностью или частично раскрывающим актуальные вопросы образования и воспитания молодого поколения современной России. Другие работы ученого, посвященные проблемам культуры, истории и литературы, хотя прямо и не ставят педагогические вопросы, но по своей сути и гуманистической направленности (обращенности к человеку, его исторической памяти, культуре, гражданственности и нравственным ценностям) содержат огромный воспитательный потенциал.

И все, что было написано и высказано Д. С. Лихачевым, глубоко и органично связано с нравственными проблемами. Какого бы вопроса ни касался, он всегда обращал внимание на нравственную основу или нравственную сторону. Д. С. Лихачев был этиком в прямом смысле этого слова, ибо самой глубокой основой его взглядов был подлинный патриотизм, в отличие от тех, кто «патриот на кончике языка», для кого не мораль, а морализаторство, начетничество заменяет подлинные чувства и мысли.

Дмитрий Сергеевич Лихачев впервые пришел в наш Университет в конце 1992 года, обстоятельно познакомился с нами, и Университет ему понравился — прежде всего тем, что по его словам, он «живой», здесь «живая» наука. Академик Лихачев назвал наш вуз университетом будущего и принял предложение стать нашим Почетным доктором. До этого Дмитрий Сергеевич являлся Почетным доктором 19 самых престижных университетов мира, но в России он так и остался Почетным доктором лишь одного — Гуманитарного университета профсоюзов и сотрудничал с нами до конца своих дней.


Дмитрий Сергеевич Лихачев по праву признан уникальным филологом и культурологом. Он родился в начале прошедшего века, В 1906 году, умер в его конце, в 1999 году. Всю свою жизнь он призывал к возрождению нравственности и духовности, считая их главными составляющими любой культуры.

Биография

Начальное образование Дмитрий получил еще до революции, он окончил гимназию. Затем учился в реальном училище, единой трудовой школе. Изучал языкознание и литературу в Ленинградском государственном университете. Обвинив в контрреволюционной деятельности, в 1928 году Д.С. Лихачева арестовали.

Дмитрий Сергеевич находился в заключении в одном из Соловецких лагерей до 1931 года. В это время ему удалось опубликовать первую научную работу, она посвящалась картежным играм уголовников. После освобождения работал литературным редактором. В 1941 году Лихачев стал кандидатом филологических наук. Работа была посвящена новгородским летописям.

Наиболее значимые научные публикации:

  • «Оборона древнерусских городов»;
  • «Возникновение русской литературы»;
  • «Национальное самосознание Древней Руси».

Фундаментальные произведения Лихачева посвящены русской культуре, ее истории. Его перу принадлежит более 500 научных трудов, огромной популярностью пользовались его публицистические работы.

Философские и культурологические взгляды

Д.С Лихачев вдумчиво изучал словесность и историю Древней Руси. Он был сторонником теологичности в развитии культуры. Дмитрий Сергеевич предпочитал рассматривать культуру как элемент исторической памяти, культура будущего строится на фундаменте прошлого и настоящего. Он считал, что культура в своем развитии проходит путь от хаоса к гармонии. В начале этого пути находится просветление высшего смысла. В любой культуре важную роль играет концептосфера национального языка. Она переплетает все культурные смыслы, делает культуру целостной.

Выдающийся филолог полагал, что тысячелетняя русская культура, впитавшая в себя христианские идеалы, имеет европейский характер. Национальная культура делается богаче, обретая внутренние связи с другими культурами, так она продвигается по пути исторического развития. По мнению академика, любая национальная культура является частью мирового культурного процесса.

Дмитрий Сергеевич считал литературу, философию и искусство высшими достижениями культуры. Он утверждал, что культура не подвержена никаким закономерностям. Произведения гениальных авторов нельзя рассматривать в культурно - историческом контексте. Гении отклоняются от нормы, соперничают с традициями. Их произведения становятся неисчерпаемым источником инноваций, развивают мировую культуру.

Д.С. Лихачев выдвинул идею взаимосвязи культуры и природы. Он считал, что опыт трепетного отношения к природе, к родной земле, истоки которого кроются в дохристианской практике, может разрешить проблемы современной философии и этики.

Публицист утверждал, что с культурой неразрывно связаны понятия нравственности и интеллигентности. По его мнению, культура способна сделать людей более гуманными.

Д.С. Лихачева заслуженно считали классиком национальной культуры. Соотечественники высоко оценили его вклад в развитие филологии и культурологии.

28/11/2011

Российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик РАН Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачева.

В 1914–1917 годах Дмитрий Лихачев учился сначала в Гимназии императорского человеколюбивого общества, затем в гимназии и реальном училище Карла Мая. В 1917 году Лихачев продолжил образование в Советской трудовой школе имени Л.Д. Лентовской.

В 1923 году Дмитрий Лихачев поступил в Ленинградский университет на факультет общественных наук на отделение языкознания и литературы, где он учился одновременно в двух секциях: романо-германской и славяно-русской.

В феврале 1928 года, после окончания ЛГУ, Дмитрий Лихачев был арестован за участие в студенческом кружке "Космическая академия наук" и осужден на пять лет за контрреволюционную деятельность.

С ноября 1928 года по август 1932 года Лихачев отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения. Здесь же, во время пребывания в лагере, в 1930 году была опубликована первая научная работа Лихачева "Картежные игры уголовников" в журнале "Соловецкие острова".

После досрочного освобождения он вернулся в Ленинград, где работал литературным редактором и корректором в различных издательствах. С 1938 года жизнь Дмитрия Лихачева была связана с Пушкинским домом – Институтом русской литературы (ИРЛИ АН СССР), где он начал работать младшим научным сотрудником, затем стал членом ученого совета (1948), а позже – заведующим сектором (1954) и отделом древнерусской литературы (1986).

Во время Великой Отечественной войны с осени 1941 года до весны 1942 года Дмитрий Лихачев жил и работал в блокадном Ленинграде, откуда был эвакуирован с семьей по "Дороге жизни" в Казань. За самоотверженный труд в осажденном городе он был награжден медалью "За оборону Ленинграда".

С 1946 года Лихачев работал в Ленинградском государственном университете (ЛГУ): сначала в должности доцента, а в 1951–1953 годах – профессора. На историческом факультете ЛГУ он читал спецкурсы "История русского летописания", "Палеография", "История культуры Древней Руси" и другие.

Изучению культуры Древней Руси и ее традиций Дмитрий Лихачев посвятил большую часть своих трудов: "Национальное самосознание Древней Руси"(1945), "Возникновение русской литературы" (1952), "Человек в литературе Древней Руси" (1958), "Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого" (1962), "Поэтика древнерусской литературы" (1967), эссе "Заметки о русском" (1981). Русской культуре и наследованию ее традиций посвящен сборник "Прошлое – будущему" (1985).

Много внимания Лихачев уделял исследованию великих памятников древнерусской литературы "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве", которые были им переведены на современный русский язык с комментариями автора (1950). В разные годы жизни этим произведениям были посвящены различные статьи и монографии ученого, переведенные на многие языки мира.

Дмитрий Лихачев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР (1953) и действительным членом (академиком) АН СССР (1970). Он являлся иностранным членом или членом-корреспондентом академий наук ряда стран: Академии наук Болгарии (1963), Сербской академии наук и искусств (1971), Венгерской академии наук (1973), Британской академии (1976), Австрийской академии наук (1968), Геттингенской академии наук (1988), Американской академии искусств и наук (1993).

Лихачев был почетным доктором Университета имени Николая Коперника в Торуне (1964), Оксфорда (1967), Эдинбургского университета (1971), Университета Бордо (1982), Цюрихского университета (1982), Будапештского университета имени Лоранда Этвеша (1985), Софийского университета (1988), Карлова университета (1991), Сиенского университета (1992), почетным членом сербского литературно-научного и культурно-просветительного общества "Српска матица" (1991), Философского научного общества США (1992). С 1989 года Лихачев являлся членом Советского (позднее Российского) отделения Пен-клуба.

Академик Лихачев вел активную общественную работу. Наиболее значительными для себя академик считал работу в должности председателя в серии "Литературные памятники" в Советском (позднее Российском) фонде культуры (1986-1993), а также деятельность в качестве члена редколлегии академической серии "Научно-популярная литература" (с 1963 года). Дмитрий Лихачев активно выступал в СМИ в защиту памятников русской культуры – зданий, улиц, парков. Благодаря деятельности ученого удалось спасти от сноса, "реконструкций" и "реставраций" много памятников в России и на Украине.

За свою научную и общественную деятельность Дмитрий Лихачев был удостоен многих правительственных наград. Академику Лихачеву была дважды присуждена Государственная премия СССР – за научные труды "История культуры Древней Руси" (1952) и "Поэтика древнерусской литературы"(1969), и Государственная премия Российской Федерации за серию "Памятники литературы Древней Руси" (1993). В 2000 году Дмитрию Лихачеву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала "Культура".

Академик Дмитрий Лихачев был удостоен высших наград СССР и России – звания Героя Социалистического Труда (1986) с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот", он являлся первым кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1998), а также награжден многими орденами и медалями.

С 1935 года Дмитрий Лихачев был женат на Зинаиде Макаровой, сотруднице издательства. В 1937 году у них родились дочери-близнецы Вера и Людмила. В 1981 году дочь академика Вера погибла в автокатастрофе.

Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге, похоронен на кладбище в Комарово.

В 2001 году был учрежден Международный благотворительный фонд имени Д.С. Лихачева.

Имя Дмитрия Лихачева было присвоено малой планете №2877, открытой советскими астрономами, Российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия в Москве, а также премии, учрежденной правительством Санкт-Петербурга и Фондом имени Д.С. Лихачева

Именем Лихачева также названа площадь в Петроградском районе города Санкт-Петербурга.

2006 год, год столетия со дня рождения ученого, указом президента России Владимира Путина был объявлен Годом академика Дмитрия Лихачева.

Статья посвящена краткой биографии Дмитрия Сергеевича Лихачева - известного российского деятеля культуры, прославившего своими трудами в области истории литературы.

Биография Лихачева: становление ученого
Лихачев родился в 1906 г. в скромной интеллигентной семье. Начинал обучение в царской гимназии, после революции продолжил учиться в советской школе. В 1923 г. стал студентом Петроградского университета, которые успешно закончил, получив дипломы по двум филологическим специальностям. Занимался историей славянской литературы.
В это же время состоял в студенческом кружке, за что был арестован и отправлен в исправительный лагерь. Отбыл четыре года заключения, освобожден досрочно без ограничения прав за успехи в труде. Лихачев вспоминал, что все беды лагерной жизни только закалили его характер. Никакие страдания не должны быть причиной отказа человека от своих нравственных и духовных принципов. Дмитрий Сергеевич смог восстановиться в университете и закончить образование. В 1935 г. Лихачев издал свою первую научную статью, материалы для которой были собраны во время заключения. Через год с него была снята судимость.
Лихачев был приглашен в Институт русской литературы, начав карьеру научного сотрудника. Не смог поступить в аспирантуру, так как к бывшему заключенному были предъявлены особые, слишком строгие, требования.
В годы войны Лихачев находился в осажденном Ленинграде, но и в этих условиях не прекращал свой научной деятельности. В это время им была написана брошюра "Оборона древнерусских городов".

Биография Лихачева: расцвет деятельности
В 1947 г. Лихачев стал доктором наук.
Лихачева прежде всего интересовала славянская культура, ее история и развитие. Дмитрий Сергеевич путем своих научных исследований доказывал, что искусство славянских народов занимает одно из центральных мест в общечеловеческой культуре.
Лихачев отстаивал точку зрения, согласно которой первоначальные русские летописи были подвергнуты значительной переработке с изменением смысла в целях удовлетворения каких-либо интересов. Его интересовала художественная ценность древнейших русских письменных источников. Особенностью метода Лихачева был комплексный подход к различным проявлениям древнерусского искусства.
Переводы Дмитрием Сергеевичем выдающихся древнерусских произведений - "Слова о полку Игореве" и "Повести временных лет" считаются классическими и одними из самых удачных.
Лихачев был одним из крупнейших специалистов в области славянской литературы. Помимо этого он занимал принципиальную позицию в области общественных отношений, призывая страну к демократии. Он постоянно выступал в защиту людей, обвиняемых властью в стандартных грехах: антисоветской позиции, буржуазности, формализме и т. д. Многие талантливые люди обязаны Дмитрию Сергеевичу сохранением своего положения.
Особенностью деятельности Лихачева было то, что даже в своих сугубо научных исследованиях он выступает прежде всего как учитель, стремящийся пробудить в читателя подлинный интерес к культурной жизни. Лихачев утверждал, что любой человек обязан быть интеллигентным, считая это качество главным. Интеллигентность человека определяет его правильное отношение к окружающей жизни, позволяет определить истинные и ложные ценности.
В 1970 г. Лихачев становится академиком СССР.
Во время травли, объявленной властью на А. Д. Сахарова, отказался подписать письмо с его обвинением. В это же время принял участие в работе Солженицына над книгой "Архипелаг ГУЛАГ".
Лихачев принимал активное участие в политической жизни страны во время Перестройки. Он был главным советником М. Горбачева по культуре. В Перестройке Лихачев видел попытку освобождения от тяготивших страну идеологических уз, пересмотр культурных ценностей, возрождение исконных национальных традиций.
Лихачев умер в 1999 г. Список достижений и наград академика огромен. Он стал автором более тысячи научных работ, был членом зарубежных Академий наук, почетным доктором различных университетов по всему миру и мн. др. Книги и статьи академика были переведены на многие иностранные языки. Многие по праву считают академика "совестью русской культуры".