Как выглядит современная школьная библиотека? Фгос в библиотеке школы

Читаем новый ФГОС: что нужно увидеть в нем школьной библиотеке?

Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации федеральных образовательных стандартов.
Если совершить экскурс в недавнее прошлое, то надо заметить, что в документах федерального значения на протяжении многих лет наличие библиотеки в учебных заведениях никак не было обозначено. Закон «Об образовании» с многочисленными дополнениями и поправками так и не ввел в образовательную документную среду упоминание о библиотеках. В документе, утвержденном Правительством России, подробно описано медицинское обслуживание участников учебного процесса и их питание. Школьная библиотека при этом не упоминается. Только сейчас, в новых документах, школьные библиотеки не обойдены вниманием.
Какие изменения происходят (или должны происходить) в школьных библиотеках?
1.Школьные библиотеки необходимы школе в качестве библиотечно-информационных центров (БИЦ), являющихся важным компонентом учебного процесса. Чем отличается библиотека от информационного центра? Библиотека, обслуживая своих читателей, использует только свои фонды. ИЦ кроме традиционных фондов имеет доступ еще и к удаленным ресурсам крупнейших информационных центров и книгохранилищ мира. Отобранные ресурсы Интернета позволяют наиболее полноценно использовать его для развития школьников, для расширения их кругозора, выбора для чтения лучших произведений литературы. Так ли уж необходима электронная энциклопедия, если в библиотеке детьми не освоены традиционные справочные фонды, которые имеют свои, ничем не заменимые плюсы? Никакой Интернет не заменит умного справочника, поскольку работа с ним требует решения кучи интеллектуальных задач, к которым не способна машина.

2.Другое требование, предъявляемое к библиотекам: они должны быть укомплектованы качественными источниками информации, причем, это должны быть информационные ресурсы на разных носителях. Это разные виды и типы электронных изданий: интерактивные курсы по предмету, тесты и задачники, электронные энциклопедии, интерактивные доски по предмету, методические пособия. В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

3.Школьная библиотека - это больше, чем просто книги. В условиях развития интернет-технологий и массового их использования школьниками-подростками - это еще и формирование информационной грамотности и культуры. Понимание ИГ у нас приобретает гипертрофированный и несколько убогий характер. Всё сводится к тому, что человек должен уметь искать книжку, или работать со словарем, или нажимать на кнопки. На самом деле информационно-коммуникативная компетенция - гораздо более широкое понятие.
Когда мы учились, то очень много конспектировали первоисточников и через эти конспекты научились работать с текстами, знали, что такое план, тезис, реферат... Современные дети (и не только дети, к сожалению) не только конспект написать, короткую словарную статью прочитать не хотят. Тут же просят отксерокопировать. Нет ксерокса - пытаются сфотографировать на телефон. Если он не берет мелкие тексты, начитывают на телефон, как на диктофон... Изощряются кто как может. Всё, что угодно, только чтобы не работать. Некоторые взрослые их в этом поощряют.

4.Через весь ФГОС красной нитью проходит: использования ИКТ и внедрение их в школах рассматривается как образовательная технология, как развитие умений работать с информацией, а не как отдельный предмет «информатика». Уже в начальной школе дети должны овладеть азами поиска, сортировки информации, ее упорядочения и хранения - с использованием компьютерной техники! Несомненно, надо учить ребенка самостоятельно добывать информацию, искать ее в энциклопедиях, работать со справочниками, обращаться к Интернету. Кроме того, организуя доступ к информации, следует умно ограничить его, ограждая детей от «плохого Интернета». Виртуальный мир не должен стать заменой реальному.

5.Еще один момент, о котором есть также упоминание в Стандарте: информация должна быть доступна одинаково абсолютно каждому ребенку независимо от социального статуса или от того, здоров он или это ребенок с ограниченными возможностями и т.д.
Мы часто слышим, библиотека должна измениться. Но библиотека – лицо неодушевленное. Значит ли это, что измениться должен библиотекарь? Не секрет, знания, полученные в учебном заведении, устаревают довольно быстро. Библиотека, как любое другое учреждение, заинтересована в специалистах, повышающих свой профессиональный уровень в течение всей жизни. Но формы повышения квалификации библиотечного работника не всегда соответствуют требованиям современности. Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов и кризис кадров. Вторая проблема – это социальная незащищенность библиотекарей.

6.Из новшеств надо отметить и появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Библиотекари, очевидно, не останутся за ее пределами. Активное участие во внеурочных занятиях детей может послужить повышению статуса библиотеки и будет способствовать продвижению качественного чтения. К внеурочным занятиям следует отнести работу в читальном зале и участие в ее массовых мероприятиях, когда через книгу, чтение достигаются личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».

Итак, подведем итоги. Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно перестраивать свою работу:
школьные библиотеки необходимы школе в качестве БИЦентров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов;
БИЦентры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на разных носителях;
квалифицированные библиотечные кадры должны соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования;
БИЦентры должны стать олицетворением привлекательности, комфортности, дружественности образовательной среды.

P.S. Все написанное - современно, своевременно и верно. Но как еще далеко до того времени, когда все наши школьные библиотеки смогут соответствовать тем требованиям, которые к ним предъявляются? Вопрос открыт...

Что делает школьную библиотеку современной? Беспрепятственный выход в Интернет? Модный нескучный дизайн? Всё это, конечно, хорошо и даже необходимо, но без современного понимания своих функций библиотека так и останется огромным пыльным «книжным шкафом».

О глобальном кризисе библиотек в цифровую эпоху говорят давно и много, и, к счастью, последние лет пять эти разговоры всё больше затрагивают реальные примеры выхода из кризиса. За такими примерами не надо далеко ходить: жители Москвы уже могли оценить «библиотечную революцию» Бориса Куприянова, известного российского книгоиздателя и книгопродавца, которого чиновники призвали на помощь для того, чтобы спасти столичные районные библиотеки от вымирания.

Под руководством Бориса Куприянова часть московских районных библиотек превратилась в открытые публичные пространства, где посетители могут чувствовать себя так же свободно, как в кафе за чашечкой кофе. Общественность ахнула от непривычного дизайна, разработанного голландским архитектурным бюро, а Борис Куприянов не уставал повторять в интервью, что дизайн - только внешняя сторона дела, главное - изменение нашего отношения к функциям библиотеки.

На одной встрече с журналистами в Иркутске Куприянов сказал, что библиотека призвана сохранять не каталоги, а «ту великую практику, которая сопровождает человечество на протяжении семи тысяч лет» - чтение. И библиотекарь выполняет культурную миссию - он в каком-то смысле учит читать, демонстрируя потенциал и важность этого занятия.

Борис Куприянов

издатель и публицист, соучредитель книжного магазина «Фаланстер»

Самый главный критерий профпригодности библиотекаря - это не умение делать качественные библиографические сборники, а общая культура, любовь к книгам и знание литературы. Если человек назубок знает библиотечное дело, но не любит книги и читателей - он профнепригоден. Это принципиально важно. Будете ли вы доверять пилоту, который терпеть не может летать? Библиотека должна выходить из себя в прямом и переносном смысле. Выходить из своих стен, предлагать новые практики, новые отношения.

Пример московских библиотек быстро переняли в других городах: в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Нижнекамске. Наряду с визуальным изменением пространства, такое простое решение, как предоставление читателям возможности самостоятельно брать книги с полок, стало настоящим прорывом.

Если в общем случае речь идёт о том, что библиотека должна перестраиваться, чтобы выполнять просветительскую функцию, то в случае со школой на неё возлагаются функции педагогические.

Как привить современным детям любовь к чтению? Как сделать школьное пространство более дружелюбным, открытым и приспособленным для современного образования? Как учить детей информационной грамотности? - эти три вопроса, пожалуй, описывают круг задач, которые стоят перед современной школьной библиотекой.

Когда в начале 2000-х немецкая общественность была встревожена кризисным положением образования, которое продемонстрировали результаты PISA, Фонд им. Бертельсмана разработал «Публичная библиотека и школа». Дело в том, что в Германии не каждая школа имеет свою собственную библиотеку, а результаты PISA показали «провалы» именно в тех навыках детей, которые связаны с чтением. В программе Фонда представлены рекомендации, как использовать возможности библиотек для того, чтобы «подтянуть» школьников в их умении читать и искать информацию. Для этого предлагалось:

  • Признать, что навыки поиска информации - одни из базовых, и библиотека - место, где эти навыки можно и нужно развивать.
  • Создать условия, чтобы учителя могли учить библиотекарей педагогическим приёмам, а библиотекари учителей - умению работать с информацией.
  • Рассматривать библиотеку как пространство для индивидуального образования.

Эти базовые рекомендации показывают, что библиотека для школы - ресурс для решения задач, которые не всегда получается выполнить на уроках. Если в классах дети направляются в большей или меньшей степени преподавателем, то в библиотеке должна быть создана среда, в которой ребёнок может и хочет самостоятельно выбирать, что и когда ему читать, ненавязчиво овладевая навыками самостоятельной работы с информацией.

Что касается любви к чтению, то тут школьным библиотекам, возможно, нужно решиться на более смелые эксперименты, чем литературные и поэтические вечера в обновлённых интерьерах. Один из самых ярких примеров такой смелости - чтение для собак, которое приобретает популярность в библиотеках разных стран. Да-да, маленькие дети могут не любить читать, но почти все любят животных и согласны прочитать внимательным четвероногим друзьям книжку-другую.

Школьная современная библиотека в свете требований ФГОС

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Можно составить верное понятие об уме

и характере человека, осмотрев его

библиотеку.

Луи Жан Жозеф Блан.

В современном мире школьная библиотека занимает важное место для обучающихся и педагогов. Деятельность школьной библиотеки МКОУ СОШ №5 осуществлялась в соответствии с Программой развития школьной библиотеки, планом работы школы.

Основная цель деятельности библиотеки:

обеспечение учебного процесса путем доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов библиотеки;

формирование личного взгляда обучающегося на книгу, как на нравственный ориентир, удовлетворение потребностей в духовно-нравственном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании, интеграции в социокультурную среду общества через чтение.

Формы организации взаимодействия библиотекаря и педагогических работников с обучающимися школы самые разнообразные:

    развитие потребности к чтению и учению на протяжении всего учебного года через тематические библиотечные уроки;

    использование информации: как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия.

    Организация мероприятий, воспитывающих духовно-нравственную культуру и социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию школьников;

    совместная работа с обучающимися, учителями и родителями, в целях реализации методической темы школы и задач библиотеки;

    формирование фонда учебников в соответствии с образовательными программами школы.

Основные направления работы:

    информационно-библиографическое обслуживание читателей;

    работа с фондом библиотеки (литературно-художественной и учебной

литературы);

    обеспечение учебной литературой всех обучающихся в школе;

    внедрение новых информационных технологий;

    повышение профессиональной компетентности всех участников

образовательного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач библиотека комплектует фонд учебными, художественными, справочными, методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную и массовую работу с читателями.

Деятельность библиотеки регламентируется Законом Российской Федерации «О библиотечном деле», в котором определены три основные функции: образовательная, информационная и культурная.

1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в Концепции развития школы; взаимодействовать с педагогическим коллективом по вопросам формирования информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры обучающихся.

2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения; оказывать библиотечно-информационные услуги и услуги дополнительного образования.

3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию обучающихся; содействовать в реализации Национальных программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения.

Большое значение имеет материально-техническое оснащение библиотеки.

Наша библиотека оборудована столами для читателей, стульями, набором мягкой мебели, секционными стеллажами. В библиотеке имеется абонемент, 2 компьютерных места для работы пользователей библиотеки, книгохранилище, уголок психологической разгрузки, персональный компьютер библиотекаря, многофункциональное устройство, принтер.

Читальный зал оборудован домашним кинотеатром, оргтехникой, компьютерами, проекционным оборудованием, телевизором.

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

Младшего школьного возраста (1-4 классы);

Среднего школьного возраста (5 - 8 классы);

Старшего школьного возраста (9 - 11 классы);

Педагогической и методической литературой для педагогических работников;

Периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Предоставляемые услуги:

    выдача отраслевой, художественной литературы и периодических изданий;

    выдача учебной литературы на текущий учебный год;

    выдача учебной литературы для повторения пройденного материала;

    предоставление энциклопедий, краеведческой литературы и CD для работы в библиотеке;

    сканирование;

    ксерокопирование;

    самостоятельная работа на персональном компьютере;

    поиск информации в сети Интернет (работает фильтр Департамента образования);

    копирование информации на электронный носитель;

    распечатка информации с электронного носителя;

    просмотр учебного материала на мультимедийном проекционном оборудовании;

    проведение библиотечных (тематический, календарных, игровых) уроков, литературных конкурсов и др.;

    выставки литературы, обзоры, беседы, консультации;

    индивидуальное и групповое информирование;

    составление библиографических списков источников информации;

    выполнение библиотечно-библиографических справок.

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

Педагогические работники

Обслуживающий персонал

Информационно-библиотечная деятельность:

В течение года для учителей проводятся обзоры новой методической литературы по мере поступления.

Для обучающихся оформлены книжные выставки, регулярно проводятся библиотечные уроки.

Комплектование фонда:

Разработаны бланки предварительных заказов учебников. По результатам анализа данных бланков и фонда учебной литературы, составлен перспективный план комплектования фонда учебной литературы.

Составлен заказ, по которому получены и обработаны учебники на Бюджетные средства.

Информационно-коммуникативная деятельность в школьной образовательной сети

Одним из социальных институтов, влияющих на развитие старшего школьника, институтом изучения и приобщения к чтению, является школьная библиотека - информационный ресурс образовательного учреждения. На активность читательской деятельности школьников оказывают влияние такие факторы, как программы развития библиотек, внедрение информационных технологий, доступное использование Интернет-ресурсов. Информационные технологии обеспечивают безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.

Созданы база данных «Учебники», ведется работа с электронным каталогам «Учебная литература», мониторинговая деятельность определяет «Самый читающий класс», «Самый читающий ученик», «Самая востребованная книга».

Массовая работа:

В 2014-2015учебном году массовая работа проводилась по плану библиотеки. Особенно активно проводились мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Был разработан план к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне , в соответствии с которым в течение года проводились тематические мероприятия в библиотеке.

Большое внимание уделялось патриотическому и гражданскому воспитанию: проведена литературная гостиная ко дню Народного единства «Единая Россия», обзор-беседа у постоянной книжной выставки: «Воинский долг на земле неизменен».

Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является воспитание здорового образа жизни. Ко дню отказа от курения (ноябрь) оформлена книжно-иллюстративная выставка: «Спорт- это жизнь», ученическим самоуправлением проведены акции: «Чистая книга», «Верить, жить, творить». Оформлялись тематические выставки к праздничным датам.

Ко Дню славянской письменности и культуры в библиотеке школы проведено мероприятия и оформлена развернутая книжная выставка. Библиотека представила детям материалы о жизни и деятельности великих просветителей славян - святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также первых русских книжников - «Кто придумал азбуку?», «Слово, буква и книга - всегда вместе. Состоялись познавательные беседы: «Откуда азбука пришла», «Кирилл и кириллица», часы интересных сообщений: «От глиняной таблички до печатной странички».

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

Повышение профессионального уровня:

В 2014-2015 учебном году зав. библиотекой была активным участником вебинаров издательств «Дрофа» и «Просвещения», тематических форумов по вопросам современного образования.

Библиотечно-информационная деятельность библиотеки школы построена так, чтобы максимально привлечь читателя к фонду, приучить читать книги, научить работать с информацией, имеющейся в библиотеке, как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, грамотно осуществлять поиск необходимой информации. Деятельность библиотеки осуществлялась, согласно намеченным целям и задачам, исходя из того, что современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане.

Продолжается поиск новых, эффективных форм работы, которые несли бы не только познавательную информацию, но и были бы зрелищными, занимательными! В инновационной деятельности библиотеки превалируют динамичные, интерактивные, диалоговые формы работы, объединенные в рамках программ и проектов, направленных на поддержку образования, культуры, здорового образа жизни, с использованием новых информационных технологий.


В ФГОС второго поколения говорится о том, что в школах необходимо создать современную информационно-образовательную среду для успешной реализации основной образовательной программы общего образования. Медиетика или медиацентр – один из путей создания такого информационного пространства


Положение о медиацентре регламентируется: Гражданским Кодексом Российской Федерации; Законами Российской Федерации "Об образовании" и "О библиотечном деле"; Рекомендациями по организации медиатек в учреждениях образования Министерства образования РФ от мая 1993 г.; Письмом Министерства образования РФ 5/11 «О создании медиацентров общеобразовательных учреждений» от 4 января 1995 г.; «Концепцией развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года», предложенной в 2009 году на парламентских слушаниях; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.


Что же такое медиетика? Медиетика (англ. Media «носитель» + греч. «место хранения») фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.


В Библиотечной энциклопедии «медиетика» определяется как современное название публичных библиотек, фонды которых содержат различные типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет.


Медиетика в школе Медиетика в школе это структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств; располагает педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебели для хранения книг, информационных и технических средств, читальным залом с различными рабочими зонами, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей учащихся и педагогов.


Концепция развития медиатеки 1. Необходимо четко представлять для чего мы создаем медиатеку; 2. Определить роль и место медиатеки в образовательном пространстве школы; 3. Предусмотреть потребности в ресурсах (технических, кадровых) для достижения поставленных целей


Варианты организации медиатек Первый вариант: библиотека – информационный центр, частью которого является медиетика, в которой собраны материалы на всех видах носителей. Такая медиетика обеспечивает максимально возможный доступ к информации. По этому пути идет большинство библиотек образовательных учреждений.


Второй вариант: медиетика, как фонд небумажных носителей информации создается отдельно от библиотеки и находится, как правило, в ведении или учителей информатики, или лаборанта, или заместителя директора по информационным технологиям. Эффективность работы таких медиатек значительно ниже, т.к. информация по одному вопросу оказывается практически в двух разных фондах.


Задачи школьной медиатеки 1. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя. 2. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий и педагогических инноваций. 3. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей и пр.). 4. Осуществление взаимодействия с информационными центрами с целью обмена информацией и накопления собственного банка педагогической информации. 5. Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей. 6. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах (телекоммуникационных, видео проектах, журналистских и пр.).




Структура школьной медиатеки "Неэлектронное" информационное образовательное пространство школы: библиотека, читальный зал, учебные кабинеты, студия видео и звукозаписи, радиостудия, школьный издательский центр, кабинет информатики, кабинет психолога и т.д. Интранет: внутренняя локальная сеть, которая помогает осуществлять оперативную связь с библиотекой, читальным залом, кабинетами информатики и вычислительной техники, учебными кабинетами оснащенными интерактивными комплексами, доводить оперативную информацию до сотрудников и администрации школы, проводить работу с единой базой данных; Интернет: доступ к информации, имеющейся в мировой сети и позволяющей удовлетворить возникающие потребности в области информатизации


Рабочие зоны медиатеки Компьютерная зона – это помещение, где учащиеся могут самостоятельно получить информацию по коррекции и обобщению знаний, используя фонд компьютерных программ. Учителя и сотрудники медиатеки имеют возможность проводить занятия с учащимися на базе медиатеки, пользоваться каталогами и информационными образовательными базами данных, обмениваться информацией по электронной почте. Видеотека - это рабочая зона, где имеются помещения для групповой и индивидуальной работы с видеоинформацией. Фоно - и диетика имеют места для индивидуального и группового просмотра слайдов, диафильмов и т.д. Библиотека, которая имеет помещения для читального зала, хранения фонда книг, учебников, периодики, располагает копировально-множительной техникой, компьютером, снабженным программным банком данных и соединенным в локальную сеть с компьютерами.


Структура штатного расписания школьной медиатеки руководитель медиатеки, который назначается приказом директора школы; заведующий библиотекой; педагог-организатор творческих дел; библиотекарь; старший лаборант; медиа специалисты: программист; координатор телекоммуникационных проектов; координатор видео проектов и т.д.


Перечень мероприятий на начальном этапе создания медиатеки 1 Систематизация фонда, имеющегося прикладного программного обеспечения. 2 Изучение нормативной, санитарной, технической документации для создания школьной медиатеки. 3 Согласование статуса, штата, технического оснащения и финансирования медиатеки. 4 Разработка технического задания для обеспечения техническими средствами медиа зала. 5 Разработка структуры и положения медиатеки. 6 Разработка функциональных обязанностей. 7 Разработка правил пользования. 8 Создание фонда электронных учебных и методических материалов, разработанных учителями школы. 9 Систематизация проектов, разработанных учащимися по предметным областям. 10 Систематизация и отбор цифровых образовательных ресурсов с целью совершенствования качества преподавания. 11 Размещение на школьном сайте информационных ресурсов медиатеки.


Преимущества медиатеки Медиетика является программно-аппаратный комплексом для надёжного хранения и удобного поиска цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Содержит банк электронных ресурсов, созданный преподавателями и методистами школы. Это могут быть интерактивные учебные курсы, лекционный материал, тестовые задания, видеоуроки и записи экспериментов. Каждая разработка преподавателя, внесённая в банк данных, становится доступной другим педагогам. Организация медиатеки позволяет легко разделять медийный контент по учебным дисциплинам, курсам, специализациям. Такая группировка помогает создать предметные элементные базы комплект учебных, иллюстративных и методических материалов разбитых по предметам и темам Медиетика играет ключевую роль в достижении информационной грамотности пользователей.


Заключение Отличительной чертой нынешнего этапа жизни школьных библиотек, общей для большинства школ России, независимо от их статуса, специализации, технической оснащенности, является изменение места и роли библиотеки в учебном процессе по сравнению с традиционным. Техническое оснащение библиотеки это лишь инструмент для эффективного выполнения ею роли информационно-культурного центра школы. Создание школьной медиатеки, как ядра школьной информационной службы - дело не одного года. Только объединив усилия всего педагогического коллектива, работая на общий результат, мы сможем решить поставленные задачи



Образ библиотекаря в современном обществе меняется. Сегодня это должен быть человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий, сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями. Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации......

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная библиотека в условиях ФГОС нового поколения

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем очень актуальный вопрос.

Образ библиотекаря в современном обществе меняется. Сегодня это должен быть человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий, сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями.

Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации

Образование сегодня рассматривается как важнейшая социальная единица, как главное средство социализации, обеспечивающее развитие и воспитание подрастающего поколения.

2010 год дал старт национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Президент РФ Д.А.Медведев отмечает, что смысл образовательной инициативы «Наша новая школа» заключается в создании новой современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе, способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой.

В основе Президентской инициативы заложены новые образовательные стандарты, которые разрабатывались в соответствии со Стратегией развития образования до 2020 года.

Принципиальное отличие нового стандарта в том, что он представляет собой общественный договор семьи, общества и государства. Требования к результатам образования изменяются, главное в стандартах - личностно ориентированный подход. Смысл школьного образования, исходя из ФГОС второго поколения, понимается так: школа должна давать знания, но она также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие.

Инициатива «Наша новая школа» побуждает развитие такой структуры, как школьная библиотека, ее потенциал до сих пор недооценивался, либо вообще не учитывался при разработке программ развития образовательного учреждения, да и муниципальных и региональных образовательных систем. Поэтому роль школьных библиотек и школьного библиотекаря в реализации президентской инициативы в работе по стандартам второго поколения становится сегодня одной из главной.

Мы убеждены, что современная школьная библиотека - это учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс, это и специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив, и публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности. Это библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу, особенно в условиях перехода школы на полный день по стандартам второго поколения. В этой связи нельзя не вспомнить слова В.А.Сухомлинского о том, что школьная библиотека должна быть «кабинетом №1», над предметным кабинетом, где школьники получают целостную карту мира, используя имеющиеся носители информации. Сегодня для нас очевиден факт, что деятельность библиотеки направлена на гармоническое развитие личности читателя, и содействует накоплению и преумножению им человеческого капитала. Более благородной задачи в нашем мире трудно представить.

Существует ясное понятие, что библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Вот несколько направлений работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения:

Исследовательская деятельность;

Информационная деятельность;

Проектная деятельность;

Литературно-познавательная деятельность;

Мультимедийные технологии;

Работа с УМК;

Работа с фондом художественной литературы.

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.

Это, прежде всего, театрализованные праздники, конкурсы, обзор литературы. Школьной библиотекой ведется большая работа по привлечению детей к чтению. Приоритетными направлениями работы нашей библиотеки являются: патриотическое, духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей.

Продумана и выстроена система работы по нравственному воспитанию учащихся В 3а и 5б классах работают клубы знатоков и любителей книги. На занятиях учащиеся знакомятся с нормами морали и нравственности. Проводятся уроки доброты, нравственности, культуры, а также беседы о жизни и творчестве великих людей, виртуальные экскурсии в музей..

В стандарте второго поколения определён «портрет выпускника начальной школы», и без помощи книг и библиотекаря, здесь не обойтись.

Любознательный, активно познающий мир читатель с огромным удовольствием принимает активное участие в ежемесячных играх «Что? Где? Когда?» с видео-вопросами, блиц- вопросами и чёрным ящиком.

Юные читатели имеют возможность овладевать основами умения учиться в разных направлениях, получать информацию на разных носителях как бумажных, так и электронных. В библиотеке функционируют 3 компьютера, 2 подключены к Интернету, есть возможность работы с нетбуками и интерактивной доской.

Библиотекари пытаются пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красоту и неповторимость нашей природы, узнать больше о растениях и живом море полей и лесов. Программа патриотического воспитания в нашей школе неразрывно связана с библиотекой и показывает, что формировать детское сознание невозможно без исторической памяти

Библиотека работает в тесном сотрудничестве с родителями, они наши друзья и помощники уже давно стали привычными родительские собрания в школьной библиотеке, традиционны к конференции на тему «Что читаю я и моя семья».

Очень хочется, чтобы наши дети были готовы самостоятельно действовать в социуме и уметь отвечать за свои поступки. Любимые герои книг помогут им сделать это в интересной не назидательной форме.

Мероприятия по популизации здорового образа жизни направлены на воспитание потребности в физической культуре, стремление к созданию семьи, борьбу с вредными привычками, профилактику алкоголизма и наркомании.

У школьной библиотеке есть хорошая ниша – помогать в отборе качественной информации, научить оценивать степень достоверности и полноты источников, развивать информационную компетентность школьников. И помочь стать в жизни доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение.

К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни» Задача школьного библиотекаря достучаться до сердца каждого читателя. Заинтересовать, увлечь, научить сопереживать – вот цель любого мероприятия.

Тогда выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;

В новых стандартах выделены требования к результам освоения основной образовательной программы. Требование к информационно-образовательной среде является одной из главных частей Стандарта. Чтобы школьная библиотека стала грамотным инструментом модернизации общеобразовательной школы, необходимо систематическое и постоянное пополнение фонда библиотеки.

Фонд нашей школьной библиотеки составляет: всего – 22899экз.

  • учебники – 3794
  • методическая литература - 700
  • художественная литература – 18300
  • медиатека CD- дисков - 105

Объединение всех ресурсов, в том числе и Интернета, в библиотеке даёт школе возможность реально модернизировать школьное образование.

Интересная жизнь библиотеки это её книги. В нашей каждодневной борьбе за читателя нам очень помогает МБА. Совместно с детской библиотекой мы проводим различные мероприятия, оформляем выставки, проводим обзоры новинок. Эти книги очень помогают нам в нашей работе, но их нет на полках школьной библиотеки. А очень хотелось бы иметь их под рукой.

В наше время, когда потеряны нравственные ориентиры, нивелируется значение России в развитии современного мирового сообщества, необходимо создавать у юных граждан положительный образ своего Отечества и развивать у них чувство сопричастности с судьбой России, ведь именно им, сегодняшним мальчишкам и девчонкам, продолжать её путь в Будущее.

Школа - это не только уроки, задания на дом, контрольные работы и родительские собрания . Со школой связано множество историй про девчонок и мальчишек, которые ссорятся, мирятся, влюбляются. Множество озорных рассказ ов, повествующих о жизни гимназистов и школьников - ровесников сегодняшних учеников начальной школы. Предисловие "Для любознательного читателя" расскажет о том, какой была школа 100 лет назад, о героях ВОВ, о том, как себя вести и многом другом читатель узнает из серии книг Без словарей и справочников очень тяжело в учёбе и вот в качестве первых словарей для малышей мы бы в свой фонд приобрели словари Ольги Ушаковой. В нашем фонде конкретно для младшего школьника всего 5словарей, а так приходится довольствоваться словарями среднего звена.

Хорошими учениками не рождаются - ими становятся на хороших уроках. А какие уроки хорошие? Те, что не похожи на урок: веселые, как игра. Такие, как у учительницы Валентины Васильевны Волиной. Это не новое имя и уже не одно поколение ребят выросли на этих книгах. А школьная библиотека испытывает дефицит книг этого автора.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим надо, что бы ему было что читать, что бы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги, а не залатанные пусть и очень интересные издания 70-90годов. Без таких мастеров художественного слова как Ушинский, Пришвин, Паустовский, Бианки, Снегирёв и многих других невозможно воспитать у ребёнка чувства любви ко всему, что его окружает. Но если книга издана давно, то она останется, незамечена юным читателем.

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве.

Мне, как руководителю школы очень хочется обратить внимание на те проблемы школьных библиотек, с которыми сталкиваешься в работе.

Решение вопроса о статусе школьного библиотекаря. Человек, работающий в школе с учащимися должен нести звание педагога. А отсюда и иметь соответствующий отпуск и педагогический стаж,

Центральной проблемой школьного библиотекаря и администрации школы является проблема финансирования,

Следует серьёзно подойти к вопросу кадровой политике. Во многих образовательных учреждениях в штатном расписании просто нет ставки библиотекаря, я уже не говорю,что в больших школах их должно быть 2-3.

Крайне важно решить вопрос с аттестацией библиотекарей, сейчас их зарплата зависит от группы оплаты школы, а не от результата их работы и мастерства.

Для успешной организации работы школьной библиотеки,конечно, не малое значение имеет отношение к этому вопросу самого руководителя Я считаю, это направление в школе довольно серьезным и масштабным, поэтому если эта работа руководителя будет учитываться при аттестации руководителя у него появятся дополнительные баллы.

Свое выступление хочу закончить прекрасными строками Марины Бородицкой.

Библиотекарь открой мне свой ковчек,

Свой католог, звучащий как поэма,-

Мы выйдем в море с капитаном Немо,

Умчимся к звездам в двадцать третий век.

Желаю всем успехов, здоровья и процветания.

Директор МОУ «СОШ № 3» города Пикалево

Людмила Ивановна Гришкина