Ночь красных вождей: Как на самом деле брали Зимний дворец. Неизвестная революция: Правда и вымысел о штурме Зимнего дворца

Крейсер «Аврора» . Корабль номер один российского военно-морского флота. Корабль-символ, корабль-легенда, корабль-миф и... корабль-проклятие. Хранимая той, в чью честь она была наречена, «Аврора» почти на век пережила своих «сестер» по проекту и прихотью судьбы, похоже, обречена на бессмертие.

Ангел-хранитель «Авроры»

Есть в российском флоте добрая традиция - давать новым кораблям имена их славных предшественников, отслуживших свой век. Вот и бронепалубный крейсер 1-го ранга, заложенный в 1897 году на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге, был наречен в честь парусного фрегата «Аврора», героически сражавшегося с превосходящими силами английской эскадры при обороне Петропавловска-Камчатского в 1854 году.

В свою очередь, имя фрегату дал Николай I в честь одной из самых красивых женщин Петербурга - фрейлины императрицы Авроры Демидовой-Карамзиной, в которую император, вероятно, был тайно влюблен. Но над этой дамой тяготело родовое проклятие, своеобразный «венец безбрачия».

Все мужчины, решившиеся связать с нею свою судьбу, уходили в мир иной преждевременно. Не зря эту роковую женщину называли в светских салонах «Зарей, обрученной со смертью». Но сама она прожила долгую жизнь и не считала себя несчастной, преследуемой злым роком, поскольку любила и была любима.

Узнав, что ее имя будет носить новый крейсер, Аврора Карловна воскликнула:

Ах, только бы это не отразилось трагически на его судьбе!

Но опасения женщины, ставшей, очевидно, ангелом-хранителем «Авроры», были напрасными. Этот в общем-то заурядный, ничем особенным себя не проявивший крейсер по иронии судьбы вознесся на самую вершину славы, прожил невероятно долгую для боевого корабля жизнь, и путь его еще не закончен.

Чудесные спасения

«Аврора» была «младшей сестрой» однотипных бронепалубных крейсеров «Диана» и «Паллада». Отношение моряков к этим трем «богиням отечественного производства» было весьма скептическим. Эти корабли имели массу конструкционных недостатков, их механизмы часто выходили из строя. Не отличались они ни скоростью хода, ни мощью вооружения.

Но ангел хранил «Аврору». В первый раз он спас ее от верной гибели в Цусимском сражении. Крейсерский отряд контр-адмирала Энквиста выполнял задачу прикрытия транспортов. Но это оказалось не под силу четырем крейсерам, на которые обрушился шквальный огонь 16 японских кораблей. Во время боя «Аврора» получила 18 попаданий снарядов среднего и малого калибра, причинивших крейсеру довольно серьезные повреждения.

Крейсер "Аврора" (1916 год)

Особенно существенный урон претерпела корабельная артиллерия. Экипаж потерял 15 человек убитыми и 82 ранеными. Погиб командир крейсера капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, смертельно раненный в голову осколком вражеского снаряда на боевом посту, в рубке. Сама же «Аврора», выпустив почти две тысячи снарядов, серьезного урона врагу не причинила.

От геройской гибели русские крейсера спасла колонна случайно подошедших броненосцев, которые отогнали неприятеля. Тем не менее изрядно потрепанные корабли не смогли прорваться во Владивосток и ушли на юг, в филиппинский порт Манила, где были интернированы до конца войны властями США, под чьим протекторатом находились в то время Филиппины.

Хранила судьба «Аврору» и в Первую мировую войну. 11 октября 1914 года на входе в Финский залив германская подводная лодка U-26 обнаружила два русских крейсера: «Аврору» и «Палладу» (не «старшую сестру», погибшую в Порт-Артуре, а новый крейсер, построенный после Русско-японской войны).

Командир субмарины капитан-лейтенант фон Беркхейм правильно оценил ситуацию и предпочел выпустить торпеду по более лакомой цели - «Палладе». Новый крейсер затонул вместе со всем экипажем, а ветерану удалось укрыться в шхерах. Так «Аврора» вторично избежала гибели.

Вообще же ничего героического за всю историю своего существования эта «заурядная богиня» не совершила.

Выстрел, которого не было

«А как же легендарный выстрел, послуживший сигналом к штурму Зимнего дворца и ознаменовавший начало новой эпохи в истории человечества?!» - спросите вы. Да не было никакого такого выстрела. В октябре 1917 года «Аврора» продолжала находиться на капитальном ремонте, и с нее был снят весь боезапас. Случайно на борту оказался один холостой заряд, им и стрельнули, призвав тем самым суда, стоящие на Неве, «к бдительности и готовности». Но произошло это днем, задолго до штурма.

24 октября военно-революционный комитет поставил «Авроре» задачу восстановить движение по Николаевскому мосту, разведенному накануне юнкерами. Увидев приближающийся к мосту крейсер, юнкера бежали, и корабельные электрики сумели опустить пролеты. Сам же корабль оказался за мостом, отрезавшим его от Петропавловки и Зимнего дворца.

Так что нанести урон защитникам Временного правительства он не мог, даже если бы имел боезапас. А сигнал к штурму Зимнего дворца был дан из Петропавловской крепости. С ее бастионов было сделано около 30 орудийных залпов, но во дворец попало только два снаряда - артиллеристы не хотели убивать своих соотечественников.

Никаких документальных свидетельств о выстреле «Авроры» нет. Вахтенные журналы 1917 года, в которых скрупулезно записывались все действия экипажа корабля, бесследно исчезли. И можно с полной уверенностью утверждать, что героический крейсер революции - всего лишь один из пропагандистских символов и великих мифов революционной власти.

Мистическая душа корабля

Незримая мистическая сила и в дальнейшем неоднократно спасала «Аврору» от гибели. Причем всякий раз, когда ее пытались уничтожить, это оборачивалось катастрофой для страны. Так, когда в 1917 году командование Балтийского флота подготовило приказ о затоплении крейсера в фарватере Финского залива, на подступах к Кронштадту, чтобы не допустить к Петрограду немецкие эскадры, этому воспрепятствовала революционно настроенная команда корабля - а через несколько месяцев произошел Октябрьский переворот.

В 1941 году намечалось вывести «Аврору» из состава военно-морского флота и «пустить на иголки» - и началась Великая Отечественная война.

А в 1984 году Совет министров СССР постановил капитально отремонтировать легендарный крейсер к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. К тому времени подводная часть корабля попросту сгнила, представляла собой сплошное решето. Из трюмов день и ночь откачивали воду, не спасала даже заливка днища слоем бетона.

Требовалась серьезная реконструкция нижней части корпуса. Но времени на это дело корабелам Ждановского завода было отпущено слишком мало. И тогда замминистра судостроительной промышленности Игорь Белоусов подал спасительную идею - отрезать старую подводную к часть, сделать такую же новую и сверху поставить старую надводную часть, и поступили. И никто не узнал бы о случившемся, но корабелы не смогли или не решились сдать старый корпус на металлолом.

Отрезанную часть решили спрятать в Лужской губе, в районе деревни Ручьи, где еще в 1930-е годы силами зеков Лужлага строился «0бъект-200» - Комсомольск-на-Балтике, база Балтийского военно-морского флота. Этот современнейший по тем временам город так и не был заселен: его взорвали в начале Великой Отечественной войны, чтобы не сдать врагу, да так и не стали восстанавливать. Сохранились остатки довоенного бетонного причала. Неподалеку от него и решили затопить корпус «Авроры», для чего выкопали на дне подобие траншеи.

К тому времени местные жители основательно раскурочили легендарные останки, сняв все что смогли: от бронзовых вентилей, стальных трапов и иллюминаторов до медных листов обшивки. А когда стали опускать в траншею 120-метровую махину, промахнулись, корпус не лег так, как было задумано, и часть его осталась торчать над водой.

В день 70-летия Октября обновленную «Аврору» принимал сам генсек Михаил Горбачев. С почтением рассматривал знаменитую шестидюймовку, бабахнувшую по Зимнему, не подозревая, что и это - подмена: настоящее баковое орудие погибло в боях на Дудергофских высотах в составе батареи «А» вместе с другими пушками, снятыми с «Авроры» для защиты Ленинграда от фашистских захватчиков.

И тем более не было видно ему подводной части крейсера, где стальные листы соединены не заклепками, как раньше, а сварными швами. Потом-то Горбачев, узнав, как его надули, рвал и метал, но дело сделано, ничего уже не поправить. «Аврора» же снова отомстила за надругательство над нею - распадом Советского Союза.

А впрочем, из-за чего весь сыр-бор? Отдельные специалисты утверждают, что нынешняя «Аврора» - не настоящая, а всего лишь реплика легендарного крейсера. Но ведь заменена только нижняя часть, а верхняя сохранилась, в том числе и интерьер помещений. Не будем же мы отказывать в праве на звание человека инвалиду, потерявшему ноги, которые заменены у него на протезы?! «Аврора» сохранила главное - свое имя, мистическую душу, ангела-хранителя.

Прошлое и настоящее России дает повод для множества исторических анекдотов, один из наиболее известных – о мощи выстрела «Авроры», и тем более обидно, что в своей в целом сбалансированной и аргументированной статье «Зачем стреляла Аврора»?» («Санкт-Петербургские ведомости» от 6 ноября 2004 г.), пытаясь очистить корабль истории от мифов и стереотипов, С.Н. Полторак, увы, создал его очередную версию.

В год столетия трагического для русского Флота Цусимского сражения, участником которого «Аврора» была, она заслуживает достоверного описания своей истории. За корабль уже вступалось из Праги даже «Радио Свобода» (!), поэтому попробую внести ясность, избегая политических оценок.

В статье прозвучало - выстрел «Авроры» есть сигнал сверки времени революционной эскадры прозвучавший в 21.00 25 октября 1917 года. ("… Никто не ставил задачу революционным матросам подавать сигнал к штурму. Они попросту подали военный сигнал, который подавался регулярно, для того чтобы на всех кораблях была проведена сверка времени…. Сейчас такая практика существует в армиях и на флоте во всем мире. …Думаю, что можно с высокой степенью точности утверждать выстрел прогремел ровно в 21.00.… ”)

Обратимся к теории и истории:

Точное знание времени в открытом море необходимо кораблям для достоверного определения места (особенно долготы). Немало сил было положено учеными, моряками, часовщиками мира для достижения необходимой точности и выработки безошибочных методик. Британский парламент предлагал даже щедрую премию за успешное решение этой проблемы. Для примера – на экваторе ошибка во времени всего в 1 минуту приводит к неточности определения местоположения на поверхности Земли почти в 30 км. Обо всем этом было широко известно и в 1917 году (заглянем в Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона). Основным способом определения места вне видимости берега тогда был астрономический.

Корабли сверяют хронометры (в те годы с береговыми) непосредственно перед выходом в море, при благоприятной гидрометеорологической обстановке по астрономическим светилам и явлениям при точном знании долготы. Да и целесообразна сверка времени по подобному сигналу может быть лишь вдали от берегов в отдельном плавании эскадры кораблей при обнаружении большой ошибки в счислении места либо серьезной ошибке в показаниях хронометров на одном из кораблей. Думаю понятно, что к кораблям стоявшим на Неве это не относится.

В начале XX века в Петрограде уже существовала «система единого времени» - по предложению Д.И. Менделеева был проложен кабель от «нормальных», т. е. эталонных, часов Главной палаты мер и весов до Генерального штаба, под аркой которого и установлены часы, никогда не бегущие и не отстающие с надписью на циферблате: «Верное время». Надпись эту можно прочитать и сегодня - пройдите под аркой к Зимнему дворцу или к Невскому проспекту.

Как известно традиция полуденного выстрела для гражданских нужд в Санкт-Петербурге твердо установилась 6 февраля 1865 года. В этот день от здания Адмиралтейства ровно в полдень был произведен выстрел из сигнального орудия 60-фунтового калибра, при этом -пушка стреляла по сигналу, передаваемому по кабелю, непосредственно из Пулковской обсерватории. В 1872 году в связи с застройкой двора Адмиралтейства домами Морское министерство предложило перенести сигнальное орудие в Петропавловскую крепость. 24 сентября 1873 года полуденный выстрел был впервые произведен с бастиона крепости.

Поставлялся с 1856 года Морским ведомством на все корабли Флота британский астрономический морской ежегодник «Nautical Almanac» (издаваемый с 1766 года) из которого в 1907 года были изъяты таблицы лунных расстояний для определения долготы в открытом море (инструкция по их вычислению печатается до 1924 года).Лишь в 1930 году в нашей стране начали издавать собственный астрономический ежегодник.

Интересно отметить, что до1 января 1925 года астрономические сутки начинались в полдень, а на систему времени основанную на меридиане Гринвича в РСФСР перешли с 8 февраля 1919 года. И хотя новый стиль летоисчисления введен Декретом СНК от 26.01.1918 г. в заголовках многих газет двойные даты уже в 1917 году.

Организуется производство морских часов (не хронометров - они заграничные) в Мастерской мореходных инструментов Главного Гидрографического управления. Русские мореходные инструменты отмечаются дипломами на международных выставках 1907 (Бордо) и 1912 (Санкт-Петербург) годов.

Если учесть, что скорость звука измерена Миланской академией наук еще в XVII веке, то понятно – точность сигнального выстрела из пушки, с уходом века парусов в середине XIX века, развитием часового дела могла удовлетворять только контролю времени для повседневных гражданских нужд. Например, 9 января 1917 года посредине Атлантического океана действия Германского вспомогательного крейсера (парусника!) «Зееадлер» при захвате парохода «Гледис Роил» (Gladys Royle) были первично восприняты как древний, дедовский обычай сверки хронометра выстрелом из мортирки, и ответили флагом. Уже к концу XIX века в портах мира наиболее распространенной была система сигнализации времени сигнальными шарами с электроприводом. Широко была развита и передача сигналов времени по телеграфу, особенно с появлением буквопечатающих аппаратов Юза (помните термин «юзограмма»?).

В 1912 - 1913 годах по инициативе Франции прошли 2 международные конференции по использованию радио для передачи сигналов точного времени (система ONOGO).Первым председателем международной комиссии был академик О.А. Баклунд (1846-1916) – директор Пулковской обсерватории. В 1914 году первый эксперимент передачи сигналов времени был проведен и в Петербурге (регулярная трансляция начата с 1 декабря 1920 г., хотя и не стала особо известна флоту).

Еще с 1910 года радиостанции Германии, Англии и Франции уже вели передачу сигналов времени, с 1912 года они передавались по веньерному принципу, что позволяло определить ошибки часов с точностью до 0.01 сек., с 1913 года минимум 9 радиостанций мира передавали подобные сигналы.

Известнейшим документом 1720 года – «Книга Уставъ морской. О всемъ, что касается къ доброму управленiю въ бытности флота на моръ» были введены сигналы управления кораблями при совместном плавании. Да, для их подачи использовались как флаги, так и пушечные выстрелы, барабанный бой, корабельные колокола, мушкетные выстрелы. На основе опыта боевых действий флота в Средиземном море в 1797 году составляются «Полные сигналы, долженствующие производиться во флотах Его Императорского Величества». В 1814 году А.Н. Бутаковым составляется полный словарь семафорных сигналов. После фактического создания вице-адмиралом Г.И. Бутаковым тактики действий паровых кораблей в 1868 году издается «Книга эволюционных сигналов» и «Свод военно-морских сигналов». Основу их составляли флажные сигналы. Для ночной сигнализации, еще до создания азбуки Морзе, использовались вспышечные фонари. Откорректированный «Свод сигналов» 1890 г. справедливо критиковался вице-адмиралом С.О.Макаровым. С появлением на кораблях электричества получил известность сигнальный фонарь типа Ратьер. При затемнении кораблей для управления строями использовались клотиковые и кильватерные огни. Использовались и различные поднимаемые на фалах фигуры, щиты со знаками. К сигнализации и связи относились серьезно. За расшифровкой сигналов шпионили.

Из гибели кораблей в Цусимском бою командованием российского флота был сделан вывод о том, что помимо флажных и световых сигналов прожектора, необходимо иметь и другой тип сигнализации, который бы не зависел от наличия или отсутствия надстроек и мачт. Это сигнальные ракеты. Пистолет Вери (по другой транскрипции Бэра) состоит на вооружении Флота до сих пор (более 100 лет!). Они в начале века ввозились из-за границы, были дороги, и поэтому было создано много отечественных аналогов. Особую известность получила система капитана 2 ранга Жукова (1908 год), правда предназначалась она в основном для подачи боевых и эволюционных сигналов, на повседневные сигналы, к которым можно отнести и сигналы времени, по его мнению, было достаточно сигнализации флагами и фонарями. Вопрос, не был ли знаменитый красный огонь из Петропавловской крепости сигнальной ракетой?

Как видим, необходимость в столь архаичном способе сверки хронометров вполне современных, хорошо оснащенных военных кораблей (ну никак не походящих на «Золотую лань» Френсиса Дрейка, хоть и смутное время в стране), как пушечный выстрел, да еще посреди Петрограда в начале XX века явно отсутствует, как и сейчас. Для нужд же контроля времени на самом корабле вахтой отбивались склянки.

Тем более была бы удивительна подача такого регулярного сигнала довольно дорогим зарядом артиллерии главного калибра. После демонтажа с «Авроры» 37-мм пушек Гочкиса в качестве сигнальных (существует и термин салютных) скорее всего использовались бы 76,2-мм зенитные пушки системы Лендера. От холостого залпа 152-мм орудия Петропавловской крепости и сейчас дрожат стекла по городу, а в Эрмитаже до разворота орудия в сторону Васильевского острова срабатывала сигнализация – много стекол бы на Английской набережной повылетало – для регулярного сигнала явно не то. Пример - 20 ноября 1992 года, когда полуденный выстрел был единственный раз произведен во дворе Нарышкина бастиона.

Вернемся к «Авроре»:

Корабль, под командой лейтенанта Н. А. Эриксона, 22 октября 1917 г., после завершения ремонта на Франко-Русском заводе, был подготовлен к выходу в море для пробы машин (а не для увода из Петрограда в контрреволюционных целях, как преподносилось это большевиками) и даже принял на борт часть боезапаса – на Балтике война. На борту есть вполне точные хронометры, как и на большинстве кораблей того времени, британского производства (по важности и традиции весьма оберегаемые). У штурмана же «Nautical Almanac» с Руководством к употреблению английского морского месяцеслова и, разумеется прочие мореходные инструменты.

Вахтенный начальник - мичман Л. А. Демин (1897-1973), в будущем контр-адмирал, доктор географических наук, подготовивший более 100 морских карт и лоций, 16 лет (с 1957 по 1973 г.) возглавлявший Ленинградское отделение Всесоюзного астрономо-геодезического общества – пока молод, но такой хронометры завести не забудет?!

Немного неясна ситуация с орудийными прицелами – есть версия, что они были сняты и где-то в каюте заперты.Но, подумайте, стал ли бы кто-то тогда церемониться с запертой каютой. Комендоры крейсера не помнят этого.

Исправны и яркие прожектора системы Манжена, подобный сигнал мог быть подан и ими.

Несмотря на утверждения С.Н. Полторак, задачи на определенные действия при подготовке штурма Зимнего дворца «Авроре» все же ставили. Это распоряжения Исполнительного Комитета Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов № 1219 от 24.10.17 г. о переводе корабля в Боевую Готовность и № 1253 от 24.10.17 г. о задаче восстановления движения на Николаевском мосту. Распоряжением же № 1125 Александр Викторович Белышев был назначен комиссаром корабля, даже с указанием времени 12 ч. 20 мин. А телеграммой Центробалта от 24.10.17 г. «Аврора» была подчинена ВРК, этот документ 27.10.17 г. за № 5446 был зарегистрирован в Главном Морском штабе (принял ее дежурный офицер прапорщик Лесгафт). На давление орудий крейсера рассчитывали, даже проверки присылали. Большинство команды на стороне ВРК.

Проведя промеры незнакомого невского фарватера «Аврора» в 3 ч. 30 мин. 25.10.17 г. встала на якорь у Николаевского моста напротив особняка Румянцевых (Английская набережная, д.44) и выполнила распоряжение об обеспечении движения по мосту.

К 19 часам в Неву вошли, завершив переход из Гельсинфорса (Хельсинки) с заходом в Кронштадт, боеспособные эскадренные миноносцы «Забияка» и «Самсон»,чуть ранее сторожевой корабль «Ястреб» и прочие корабли.

Было бы очень наивно полагать, что подобный переход был произведен кораблями без достоверного знания времени (и как следствие долготы) даже при наличии визуальных ориентиров, и они не корректировали его в оснащенном всем необходимым для этого порту острова Котлин, а предпочли “переспросить”, по версии С.Н. Полторак, у «Авроры». Минная война, широко ведшаяся на Балтике, знаете ли, штука опасная и идти надо строго проверенным фарватером, да и форты Кронштадта наготове.

Радиостанции (в т. ч.средневолновые тональные) крейсера и других кораблей также в полном порядке. Радиограммы перечисленных кораблей можно найти в ЦГА ВМФ, номера дел даже опубликованы в открытой печати.

Между кораблями, Петропавловской крепостью, в которой с орудиями и артиллеристами творится форменная неразбериха, с которой еле справляется Г.И.Благонравов (вызвав моряков-артиллеристов с полигона), и окруженным Зимним дворцом на катере (с «Авроры»?) мечется В.А. Антонов-Овсеенко. (об этом известно и по воспоминаниям Л.Д. Троцкого ).

Рассмотрим вторую часть предположения – выстрел «Авроры» прозвучал ровно в 21.00. Наиболее часто называются еще 21.40, 21.45. Очевидцы событий (бывшие члены Временного правительства, авроровцы, депутаты) и репортеры разных по политическим пристрастиям петроградских газет тех лет, время указывают довольно точно и оно не слишком разнится.

Сравнивая и анализируя их воспоминания, газетные публикации (а это тема для отдельной и серьезнейшей статьи), архивные документы, можно убедиться, что бывший комиссар «Авроры» А.В. Белышев называет 21.40 совершенно верно. Только вот началось все с взрыва гранаты во дворце, затем орудийную стрельбу начали оборонявшие Зимний дворец войска.

Залп «Авроры» потребовался, вот только имел он совершенно другое

значение –“был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности. ” Это из текста письма команды крейсера «Аврора» – прилагаю его к статье. Очень мне удивительно, что полностью его давно не публиковали. Что заставило написать команду это письмо становится ясно из других публикаций тех дней. А фамилия до сего дня безвестного секретаря судкома крейсера – Мисс (он эстонец по национальности).

Понимаю, что так выстрел «Авроры» исторически правильно и надо именовать.

И произведен выстрел был (комендором Е.П.Огневым с команды А.В. Белышева) по присланной на «Аврору» Антоновым-Овсеенко либо Благонравовым записке. Велся огонь и с миноносцев, стреляла даже сигнальная пушка Петропавловской крепости. Разрушения Зимнего дворца и зданий города были.

Я понимаю, что при исследовании этого вопроса нельзя забывать, что авроровцы - непосредственные участники событий, при создании своих воспоминаний много лет находились под чудовищным прессом власти. Но чем глубже рассматриваешь происходившее, тем больше понимаешь, что они не лгали и не кривили душой, лакировка событий была (в т. ч. в кино), но не более. Им повезло – фактический ход событий почти совпали с их изложением в тексте «Краткого курса истории ВКП (б)». А уж если вчитаться –«громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил…начало новой эры…» - о сигнале к штурму ничего нет, это действительно появилось позднее.

Достоверно на вопрос о времени выстрела нам мог бы ответить вахтенный журнал крейсера, только он пропал….В 2000 году вдруг появились прежде не публиковавшиеся воспоминания матроса-большевика, члена Центробалта Н.А. Ховрина - "Отсутствие вахтенного журнала того времени на крейсере безусловно связано с не совсем честной игрой в героев, которым приписывается высокая честь быть в авангарде Великой Октябрьской революции ”.

Однако сотрудники ЦВММ напоминают о бывшем начальнике музея Сивкове П.З. , изучавшем историю «Авроры» и члене военного совета БФ, впоследствии Начальнике управления снабжения Морских сил Советского Союза, бывшем машинисте «Авроры» Куркове П.И. (1889-1938) .С их арестами НКВД в 30-е годы и связывают пропажу вахтенного журнала «Авроры». И особо о нем не вспоминали.

Обращаясь к этим бурным событиям лишний раз понимаешь, что:

1.События 25–26 октября (7–8 ноября) 1917 года внятно и всесторонне так и не изучены (за столько лет!), обобщенных и доступных публикаций мало. Это приводит к очередному витку мифотворчества, особенно в свете благоприятной политической конъюктуры.

Да, результат качественных исследований может быть кому-то неприятен и непривычен, кто-то не захочет поступиться принципами, но это будет историческая правда,

которой достойны наши потомки, ведь:

Во-первых - многие из материалов 1917 года, использованных при подготовке этой статьи, уже не подлежат выдаче из фондов хранения по своей ветхости (некоторые газеты в Российской Национальной библиотеке мне с рук, издали, показывали).

Во-вторых - уже уходят из жизни те, кто застал непосредственных участников событий и может знать о деталях имеющих серьезное значение.

В третьих - в их учебники попадут не исторические анекдоты, а проверенная информация и строго обоснованные версии развития событий и очередная партия не будет переписывать историю страны.

2.На крейсере «Аврора» катастрофически мало внимания уделено столь привлекающему всеобщее внимание знаменитому выстрелу бакового орудия 25 октября (7 ноября)

1917 года и всему, что вокруг него происходило. Материалы явно требуют расширения экспозиции в т. ч. и с использованием современных технологий.

3.Наверное, кроме скромного музейного запроса 60-годов прошлого века, поиски в архивах НКВД-КГБ-ФСБ следов вахтенного журнала «Авроры» так и не проводились.

Не возглавить ли эту работу, используя свой опыт общения с архивами спецслужб,

господину С.Н. Полторак? Возьмусь на общественных началах помогать от Флота.

И главное - крейсер «Аврора», несмотря ни на что, остается прекрасным, признанным всем миром, памятником истории России.

ПРИЛОЖЕНИЯ

4.Забияка

5.Верный

8.Зарница

9.Тральщик #15

10.Тральщик #14

2. Полный текст письма команды крейсера «Аврора» в редакцию газеты «Правда» («Рабочий путь»)(№ 170(101), 27 октября 1917 г.):

Письмо в редакцию

Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера «Аврора», которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно умереть за свободу и Революцию от контр-революционеров.


Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли г-да репортеры, что открытый бы нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц. А разве это есть. Разве это не ложь, обычный прием буржуазной прессы забросать грязью и не основательностью фактов проишествий строить козни рабочему пролетариату. К вам обращаемся, мы рабочие и солдаты города Петрограда. Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, а проверяйте сами слухи действительности. Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности.


Просим все редакции перепечатать.

Председатель судового комитета А.БЕЛЫШЕВ. Товарищ председателя П.АНДРЕЕВ.

Секретарь (подпись).

(примечание – орфография и пунктуация оригинала. В.Бочков.)

Поздно ночью нам из Центрофлота нам сообщили, что в Неву вошли, помимо крейсера «Аврора» еще 4 миноносца и 1 учебное судно. С крейсера «Аврора» стреляли по Зимнему Дворцу холостыми снарядами; один же из миноносцев дал 2 выстрела по Зимнему Дворцу, не попав однако в цель.

…было произведено несколько выстрелов, имевших целью разогнать наседавшие войска совета. Первый выстрел из Зимнего дворца был произведен в 9 ½ час. вечера … По поводу артиллерийской стрельбы циркулировали слухи, что эта стрельба была произведена крейсером «Аврора» по Зимнему дворцу.

(примечание – это только часть текста.В.Бочков)

ДНЕВНИК ПЕРЕВОРОТА

...тие крейсера «Аврора»

...9 ч. Вечера с вошедшего в воды

…крейсера «Аврора» и миноносцев

…обстрел Зимнего дворца. Предва-

…но было дано три холостых выстрела.

(примечание - … часть текста по ветхости не читаема.В.Бочков)

В ночь с 25 на 26 октября 1917 года по старому стилю в Санкт-Петербург произошел военный переворот. Позднее его назовут Великой октябрьской социалистической революцией .

Обычно мы воспринимаем октябрьский переворот по фильму Сергея Эйзенштейна: под пулеметным огнем толпы штурмующих бегут через площадь к Зимнему дворцу, то там, то здесь падают убитые и раненые…Но на самом деле все было не так – успех восстания заключался в том, на чьей стороне оказался петроградский гарнизон и военные части, расквартированные в городе.

Переворот не по сценарию

«Военная история вооруженного Октябрьского восстания еще не написана. Мы знаем о восстании декабристов больше, чем о событиях, которые произошли в 1917 году. О декабристах мы можем точно сказать, что тот или иной полк отправился по этому маршруту, а о Октябрьском восстании – нет» , – рассказывает Кирилл Назаренко , доктор исторических наук.

Представьте себе абсолютно темную Дворцовую площадь. Редкие проблески света выхватывают кровавые стены, создается своеобразный этюд в багровых тонах…

По словам Назаренко, внешне в то время центр Петербурга выглядел по-другому, потому что и Адмиралтейство, и Главный штаб, и Штаб гвардейских войск – все было окрашено в цвет бычьей крови, темно-красный без единой белой детали. Такое колористическое решение было принято при Александре II, в 80-е годы XIX века, отчего Дворцовая площадь многие годы напоминала по своему внешнему виду мясную лавку.

Под аркой главного штаба кучки красногвардейцев, справа, с Миллионной улицы - подходят отряды Павловского полка, слева, со стороны Адмиралтейства, скапливаются моряки Балтийского флота. «Когда над площадью сгустилась темнота, во время штурма дворец не выделялся даже белыми капителями колонн, он совершенно тонул в ночной темноте», – поясняет историк.

Дворцовая площадь была перегорожена поленницей дров высотой 2-3 метра. Сад перед дворцом со стороны Адмиралтейства обнесли высокой оградой. В полной темноте между отрядами бегали посыльные, ведь срочных средств связи, а тем более мобильных телефонов, конечно же, не было. В городе царила полная неразбериха.

Вопреки распространенному мнению, по сигналу «Авроры» не возникло никакого рывка на штурм Зимнего дворца. Сергей Эйзенштейн, которому было важно передать масштаб происходящих событий, как великий режиссер, решил просто изобразить массовую сцену - на самом же деле бежать через площадь было нельзя, потому что она была перекрыта дровами.

«У Джона Рида в его «10 днях, которые потрясли мир» есть такая сцена, когда он с группой восставших выбегает из-под арки Главного штаба, и темнота была такая, что они просто руками наткнулись на поленницу дров, которая окружала Александровскую колонну. Ощупью они ее обогнули и дошли до поленницы, которая возвышалась у фасада Зимнего дворца», – рассказывает Назаренко.

Революция в подарок

Считается, что революцию в октябре 1917 года совершили исключительно большевики, но это не так. Переворотом руководил Военно-революционный комитет, который образовала вовсе не партия большевиков, а Петроградский совет, руководителем которого и был Лев Троцкий.

В состав военно-революционного комитета помимо большевиков, входили левые эсеры и анархисты. Его руководителем стал левый эсер Павел Лазимир. Комитет и руководил всем восстанием. К его началу вся власть в городе по факту перешла к Петроградскому совету. Распоряжения временного правительства никто не воспринимал.

«Нет ничего удивительного, что в такой ситуации сам переворот в ночь с 23 на 24 октября происходил относительно тихо и мирно. Отряды Красной гвардии и матросы Балтийского флота свели мосты, разоружили караулы Временного правительства, взяли под контроль электростанцию, вокзалы, телеграф, телефон и все это – практически без единого выстрела. Временное правительство довольно долго вообще не понимало, что происходит», – объясняет культуролог и писатель Андрей Столяров.

7 ноября или 26 октября по старому стилю весь мир отметит столетие Великой октябрьской социалистической революции. И в этот же день 7 ноября 1917 года Лейба Давидович Бронштейн, более известный как Лев Троцкий, праздновал свой день рождения, ему исполнилось 36 лет.

Вряд ли то, что в этот день в Петрограде победило вооруженное восстание, можно считать совпадением. Да и сам Троцкий считал себя, а не Ленина, истинным вождем пролетарской революции. «День моего рождения совпадает с днем Октябрьской революции. Мистики и пифагорейцы могут из этого делать какие угодно выводы», – писал впоследствии Лев Троцкий.

«Революция могла произойти в любой день, начиная с 15 сентября. Красная гвардия была готова, захват почтовых отделений и других стратегически важных пунктов связи был делом нескольких часов. Но Троцкий хотел сделать для себя подарок. Он понимал, что так его день рождения будут отмечать всегда, пока будет существовать Советский Союз – люди будут ходить на парад, маршировать...И он в этом оказался прав – вплоть до 1991 года мы ежегодно ходили на парады и отмечали его день рождения как государственный праздник» , – считает писатель Александр Мясников .

Кто же был настоящим руководителем вооруженного восстания? Троцкий или же Ленин? Троцкий, безусловно, был блестящий оратор, он умел завести толпу на любое дело, но у него не было партии, опоры в массах. Ленин же был по большому счету кабинетным работником, но у него была партия.

По словам Андрея Столярова, Лев Троцкий и сам понимал этот факт. В июле 1917 года один из его соратников, узнав, что Троцкий намеревается вступить в партию большевиков, воскликнул: «Лев Давидович, но ведь это же политические бандиты!» Троцкий на это ответил: «Я знаю. Но большевики – это сейчас единственная реальная политическая сила».

По мнению многих историков, в России были три великих мемуариста – фальсификатора, которые написали свои мемуары с одной целью: выставить себя с лучшей стороны, вопреки фактам. Это Иван Грозный, Екатерина II и Лев Троцкий, которые описали свой путь к власти настолько ярко, что потом еще несколько столетий историки цитировали их труды как единственно верные. У Льва Троцкого появилась возможность написать свои мемуары тогда, когда он находился в эмиграции, и главной его задачей была дискредитация Сталина и доказательство того, что Сталин у власти – это ошибка и случайность.

Американские связи Троцкого

Какова была истинная роль Льва Троцкого в Октябрьской революции? Большой вклад в создание мифа о том, что вождем революции был именно Троцкий, внес своей книгой «10 дней, которые потрясли мир» американский журналист Джон Рид. Сегодня выясняются некоторые подробности в его загадочной жизни.

«Мы знаем, что этот человек был из очень богатой семьи, получил высшее образование в лучших зарубежных учебных заведениях. И вдруг из этого богатого преуспевающего мальчика Рида делают эдакого революционера. Да, в СМИ появляются его заметки о выступлениях рабочих в Бостоне, затем эти две публикации выпустили отдельной книжкой и все - больше за свою карьеру он так ничего и не написал», – поясняет писатель Александр Мясников.

Известно, что Троцкий перед революцией находился в Америке. Там его принимали на самом высоком уровне, он несколько раз встречался с бароном Ротшильдом, и, по некоторым данным, получил не менее 20 миллионов долларов от банкирского дома Якова Шиффа.

С этими деньгами Троцкий возвращается в Россию для подготовки революции. Самое примечательное, что вместе с ним на том же пароходе в Россию отправляется и Джон Рид. И, как видно, не зря. После июньских событий в Петрограде многие большевики вынуждены были уйти в подполье, а часть из них была арестована. Среди арестованных - и Лев Троцкий. Но происходит удивительная вещь.

В августе 1917 года Джон Рид с группой американцев приезжает в Петроград, и вдруг кто-то под очень большой залог освобождает Льва Троцкого. И когда Троцкий уже совершает революцию - становится народным комиссаром - он при себе тут же создает департамент по борьбе с агитацией, который возглавляет Рид.

Сейчас появились сенсационные данные о том, что Джон Рид, скорее всего, был «двойным агентом» – как Кремля, так и Уолл-стрит. Рид в действительности работал на крупнейшего американского банкира Джона Моргана, и его антикапиталистические статьи поддерживали ценный миф о том, что капиталисты – это непримиримые враги всех революционеров.

Также стало известно о том, что в архивах компартии США найдены свидетельства активного участия Джона Рида в отмывании денег, которые Россия пересылала в Америку. По словам Александра Мясникова, его книга «10 дней, которые потрясли мир» – это и есть отчет о том, как тратились деньги в штабе при Троцком.

Мифы о женском батальоне

Октябрьский переворот отличался полной неразберихой и нестыковками. Дело в том, что опыта боевых действий в городе тогда ни у кого не было – он появился только в ходе второй мировой войны. Поэтому никто не знал, что делать. Современные военные поставили бы пулеметы в окнах дворца, укрепили бы подвальные помещения. Но ничего подобного сделано не было. Иногда штурмующие и защитники дворца в полной темноте стреляли в белый свет как в копеечку. Но в основном шла словесная перепалка.

Штурмующих было по разным подсчетам около 10 тысяч человек, защитников дворца около 2 тысяч. После нескольких ультиматумов часть войск, защищавших дворец покинула его. Ушли юнкера, казаки. Покинули дворец вместе с пушками и воспитанники Михайловского артиллеристского училища. Причем очень характерным примером того, что никто не хотел стрелять, а тем более убивать, служит эпизод с артиллерией при штурме Зимнего.

Одним из главных мифов об Октябрьской революции, является рассказ о переодевании в женское платье и бегство из Зимнего дворца, председателя временного правительства Александра Керенского. На самом деле, Керенский спокойно уехал из Дворца на машине американского посла и ни в какой женский наряд он не переодевался.

К числу мифов о героических защитниках Зимнего дворца, относится и стойкое убеждение многих историков о героинях – ударницах из женского батальона смерти. Пишут, что они были поголовно изнасилованы ворвавшимися матросами и солдатами. Но дело в том, что к моменту штурма ни одной дамы-защитницы во дворце не было, как не было и случаев изнасилования. Они все спокойно покинули дворец задолго до штурма.

«Около 18 часов вокруг Зимнего дворца вспыхнула первая перестрелка. И что обороняющиеся, что осаждающие очень боялись выйти на открытое пространство перед дворцом. Ударниц перестрелка деморализовала, и когда очередной ультиматум отправили, перестрелка прекратилась, они остались ночевать в казармах Павловского полка на Марсовом поле. Их там никто не обижал и даже накормили ужином», – описывает Кирилл Назаренко.

Ошибка морского министра

Легендарный крейсер «Аврора» – судно, чей выстрел из бакового орудия, как раньше писали, «возвестил начало новой эры». «Аврора» действительно произвела выстрел, но он был одиним-единственным и при этом холостым. Дело в том, что тогда почти ни у кого не было часов, часы были предметом роскоши: у солдат и матросов их, конечно, не было.

А вот следы от орудийных выстрелов остались после залпов орудий Петропавловской крепости. Орудия были очень старые, все современное вооружение было на фронте, и поэтому стрельба из крепости велась с риском для жизни.

«Пушки несколько раз стреляли со стороны Петропавловской крепости. Стреляли они по Зимнему дворцу снопом пуль, который ударял в фасад - следы от этого были хорошо заметны на фотографиях 20-х годов. В один из залпов в зал третьего этажа Зимнего дворца со стороны Невы влетел так называемый «стакан» – корпус шрапнельного снаряда. Его принесли на стол Временного правительства, но лучше бы этого не делали, потому что большинство министров снова пришли в шок и трепет, а кто-то пошутил, что это пепельница на стол их преемникам», – рассказывает историк.

В этот момент все взоры штатских министров обратились к морскому министру контр-адмиралу Дмитрию Вердеревскому, который должен был, по их мнению, знать происхождение снаряда.

Но Вердеревский, который по своей морской специальности был штурман, а не артиллерист, сказал: «Это с «Авроры». Так и родился миф о том, что во время штурма «Аврора» стреляла боевыми снарядами. Контр-адмиралу это было простительно, потому что он просто на глаз определил, что по диаметру снаряд мог подходить, хотя артиллерист никогда бы не спутал размер сухопутной пушки из Петропавловской крепости и снаряд «Авроры».

Бескровный переворот

Зимний дворец в то время внутри был совсем не похож на современный. Это был настоящий лабиринт, с кучей перегородок, потайных лестниц. Коридоры заканчивались фанерными перегородками, которые надо было обходить. Именно поэтому временное правительство в течение четырех часов не могли найти. Кроме того, часть дворца была отдана под госпиталь и штурмующие несколько раз возвращались на исходную точку. Отряды блуждали по переходам и никак не могли выйти к комнате, где заседало правительство.

По словам историка Кирилла Назаренко, арестовано оно было лишь в два часа ночи, причем юнкера Павловского училища до последнего стояли, преграждая путь к Белой столовой и слушаясь приказа, – стоять с винтовками на руку. Оружие у них вырвали, так как приказа стрелять не было. Следующей ночью арест прошел бескровно – министров задержали и отправили в Петропавловскую крепость, откуда впоследствии их выпустили под расписку, а утром дворец оставили.

Петроградские обыватели восприняли октябрьский переворот на удивление спокойно. В их жизни ничего не изменилось. Точно так же ходили трамваи, по набережным фланировали группы хорошо одетых людей, работали магазины и кинотеатры. Все уже привыкли к смене правительств и считали, что это очередная временная власть, и что надо дождаться созыва учредительного собрания, которое все расставит на свои места. Тем более, что сам переворот произошел на удивление бескровно.

На утро толпы обывателей стали сходиться к Зимнему дворцу, потому что по городу пошли слухи, что дворец сгорел, а Александровская колонна треснула и рухнула. Пошли смотреть на пенек Александровской колонны, но все, на их удивление, оказалось в порядке.

Полная версия выпуска «Штурм Зимнего дворца» доступна по ссылке .

Новые выпуски программы «Секретные материалы» смотрите в эфире телеканала «МИР» каждую пятницу в 16:15, а также читайте на сайте информационного портала «МИР 24».

Крейсер «Аврора» является одним из самых узнаваемых символов Октябрьской революции. Однако история судна включает в себя еще множество событий и военных кампаний, без которых представление об историческом пути крейсера было бы неполным.

Проект крейсера

Строительство крейсера «Аврора» (корабль типа «Диана») началось в 1896 году. Согласно прежней судостроительной программе этого проекта вообще не было в планах флота. Однако в конце XIX века внешнеполитическая ситуация заметно ухудшилась. Началась гонка вооружений с Германией. На этом фоне государство нуждалось в таких новых судах, как «Аврора».

Корабль стал третьим среди крейсеров своего класса (первыми двумя были «Диана» и «Паллада»). Судно было заложено в Новом Адмиралтействе. Его проект принадлежит авторству флотского инженера-конструктора Ксаверия Ратника. Черновой вариант был одобрен в Морском техническом комитете, после чего началась подготовка к строительству.

Весной 1897 года императору Николаю II предложили 12 идей для названия будущего судна. Царь выбрал «Аврору» - имя, перенятое у античной римской богини зари. Церемония закладки состоялась 4 июня. На ней присутствовал генерал-адмирал флота Остальные два крейсера были закончены раньше, чем появилась «Аврора». Корабль делался запоздало из-за того, что исполнитель заказа долго не мог договориться о поставке паровой машины. Общество сначала не хотело передавать ценные чертежи Балтийскому заводу. Наконец конфликт был улажен, а контракт подписан (20 июля).

Начало службы

24 мая корабль «Аврора» был спущен на воду. Церемония состоялась в присутствии императора Николая II, его жены Александры Федоровны и матери Марии Федоровны. Символично, что во время спуска на борту находился моряк, до этого служивший на одноименном фрегате «Аврора», участвовавшем в обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны. Установка машин и вспомогательных механизмов началась на следующий день.

Основные технические следующие: длина - 126 метров, ширина - 16 метров, осадка - 6 метров. «Аврора» обладает водоизмещением в 6731 тонн. В качестве двигателя конструкторы выбрали Бельвиля. При мощности около 12 тысяч лошадиных сил корабль мог развивать скорость до 35 километров в час (19 узлов). Экипаж судна составлял 550 матросов и еще 20 офицеров.

Несколько лет корабль проходил испытания, после чего в 1903 году вошел в состав отряда под командованием контр-адмирала Андрея Вирениуса. Дальнейшая судьба судна была связана со Второй Тихоокеанской эскадрой, созданной из-за начавшейся русско-японской войны. Она отправилась в Порт-Артур для того, чтобы разблокировать осажденный порт. Кораблям предстоял долгий путь, который обычно растягивался не меньше чем на год.

Гулльский инцидент

Во время плавания в Балтийском море 22 октября 1904 года произошел серьезный инцидент. Корабли эскадры устроили пальбу по неопознанному в тумане подозрительному судну. Оказалось, что это были английские рыбаки. Двое из них погибли. «Аврора» также попала под дружественный огонь из-за плохой видимости. В судно попало 5 снарядов. Из-за полученного ранения вскоре скончался находившийся на крейсере иеромонах. Событие стало известно как Гулльский инцидент. Из-за ошибки флота отношения России и Великобритании были серьезно испорчены. Для того чтобы выяснить все обстоятельства трагедии стороны согласились на расследование третейского суда. Это был первый подобный случай в мировой практике.

Несмотря на произошедшее, эскадра продолжила свое путешествие. Каким было положение на крейсере «Аврора»? Корабль быстро залатали, и его повреждения не стали причиной возвращения на родину. На острове Мадагаскаре во время стоянки моряки узнали о том, что Порт-Артур пал, а Первая Тихоокенская эскадра погибла.

Цусимское сражение

14 или 27 мая 1905 года по новому стилю корабль «Аврора» принял участие в знаменитом Цусимском сражении. Для Российского флота это было решающее сражение и последняя надежда на спасение всей военной кампании. Вторая тихоокеанская эскадра потерпела сокрушительное поражение. «Авроре» повезло - корабль получил повреждения, но не капитулировал и не был потоплен в отличие от большей части других отечественных судов.

После сражения у крейсера обнаружили 18 попаданий. Якорная цепь была перебита, а клюз выведен из строя. Остальные повреждения представляли собой пробоины. 21 мая судно в сопровождении американцев причалило в порту филиппинской Манилы. Корабль был интернирован. Команда дала подписку о неучастии в дальнейших боевых действиях с японцами. «Аврора» оставалась на стоянке в Маниле вплоть до подписания Портсмутского мира, положившего конец войне. Крейсер вернулся на родину 19 февраля 1906 года. Якорь в Либаве был брошен спустя 458 дней после того, как судно отправилось в экспедицию в составе Второй тихоокеанской эскадры.

Первая мировая война

Сразу после начала Первой мировой войны корабль-крейсер «Аврора» прибыл в порт Ревеля в ожидании новых приказов. 26 августа 1914 года в водах Финского залива сел на мель «Магдебург». «Аврора» отправилась на перехват немецкого судна. Русским морякам удалось захватить корабль. Позже он был разобран на металлолом.

Далее последовала длительная стоянка в порту Гельсингфорса. В 1916 году «Аврора» вошла в Рижский залив и помогала сухопутным войскам с помощью плотного артиллерийского огня. Осенью судно отправилось в Кронштадт на ремонт.

Февральская революция

Во время стоянки в Кронштадте капитан Михаил Никольский пытался противостоять политической революционной агитации, которая процветала на местном заводе, где ремонтировалось судно. На предприятиях начались забастовки. Требования рабочих были различными. Кто-то хотел сокращения рабочего дня, другие вообще выступали против властей. В такой ситуации капитан справедливо опасался за моральное состояние своих матросов.

27 февраля был усилен вооружений караул, охранявший крейсер «Аврора». История корабля уже включала в себя опасные морские сражения, но если бы на судне начался бунт, то офицерам рассчитывать было бы просто не на что. Кроме того, агитаторы распространяли слухи о том, что из «Авроры» сделают плавучую тюрьму.

Накануне Февральской революции на судне вспыхнули беспорядки. Матросы перестали подчиняться приказам Никольского, после чего офицеры открыли по ним огонь. Было ранено три человека, один потом скончался от осложнений. Тем временем в Петрограде уже происходили массовые народные манифестации, а власть в столице оказалась фактически парализована.

28 числа напротив «Авроры» началась демонстрация. Рабочие заполонили судно. Когда они узнали о том, что накануне на корабле была стрельба, поднялось возмущение. Недовольные задержали капитана Никольского и еще одного офицера Ограновича. С них были сорваны погоны. Эти двое были до смерти растерзаны толпой в нарастающем хаосе демонстрации. Никольского застрелили за нежелание идти в с красным полотнищем в руках. Офицерам не удалось защитить корабль от агитаторов.

Беспокойный 1917-й

В 1917 году модель корабля «Аврора» еще оставалась боеспособной и относительно современной. Крейсер, несмотря на все издержки войны и революции можно было использовать по прямому назначению. После февральских событий и свержения монархии матросы учредили судовой комитет. Там было много представителей левых партий, но ни одного большевика.

Однако уже летом ситуация в корне изменилась. Сторонники Ленина тщательно работали с армией и флотом. Поэтому они, конечно, не могли обойти стороной столь важный крейсер «Аврора». История корабля кратко была известна всем жителям столицы. Если бы большевикам удалось склонить команду судна на свою сторону, это стало бы безоговорочным успехом.

На «Авроре» выступили самые красноречивые агитаторы партии (например, Михаил Калинин), что подчеркивало ее особое отношение к стоящему на стоянке кораблю. Итог не заставил себя ждать. К лету в комитете уже было 42 представителя РСДРП(б). Матросы стали активно участвовать в большевистских уличных акциях. 4 июля во время массовой демонстрации в Петрограде моряки попали под пулеметный обстрел армии, оставшейся преданной Временному правительству. Скоро начались репрессии против большевиков. Ленин бежал в шалаш в Разливе, а некоторые особенно ретивые матросы «Авроры» оказались под арестом.

Октябрьская революция

В сентябре произошли очередные перевыборы судового комитета. Его председателем был избран большевик Александр Белышев. Капитаном стал Николай Эриксон. Так как ремонт корабля завершился, скоро он должен был отправиться в море. Однако 10 октября большевики на заседании ЦК приняли решение о вооруженном перевороте в Петрограде. «Аврора» им была необходима не просто как хорошо вооруженный крейсер, но еще и как важный символ.

Большевики контролировали не только судно, но и Петроградский совет. Согласно его решению 24 октября матросы оставили корабль в Питере. «Аврора» должна была свести Городские власти пытались заблокировать переправы для того, чтобы остановить переворот в столице, и восставшие пытались этому помешать.

В ночь на 25 октября судно вошло в Неву. Капитан Эриксон поначалу сопротивлялся этому решению, но все-таки согласился. Он опасался, что неумелые матросы просто посадят судно на мель. Николаевский мост был в руках юнкеров. При приближении «Авроры» они разбежались, и сторонники большевиков смогли восстановить движение через реку.

Холостой выстрел

К утру 25 октября Ленин из Смольного контролировал всю коммуникационную петроградскую инфраструктуру - телеграф, почту, вокзал и т. д. Временное правительство еще оставалось в Зимнем дворце. Большевики собирались обстрелять его с Петропавловской крепости, в случае отказа министров сдать его.

Чем в штурме могла помочь «Аврора»? Тип корабля и его вооружение позволяли произвести сигнальный выстрел. Большевики решили воспользоваться этой возможностью. Днем 25 числа на судно прибыл Владимир Антонов-Овсеенко - глава полевого штаба сторонников Ленина. Он отдал распоряжение о холостом выстреле, который планировалось произвести после сигнала с Петропавловской башни. Кроме того, большевики использовали радио на «Авроре» для передачи воззвания вождя мирового пролетариата.

Холостой выстрел раздался в 21:40. Его произвел комендор Евдоким Огнев. Выстрел послужил сигналом для штурма Зимнего дворца. Кроме того, он заставил запаниковать министров Временного правительства, засевших в своем последнем оплоте. Историки до сих пор спорят о том, существовала ли техническая возможность для полевой стрельбы Авроры по Зимнему дворцу. Некоторые исследователи утверждают, что огня на поражения быть не могло хотя бы из-за места расположения корабля. Так или иначе, но дальнейшая стрельба не понадобилась. Зимний дворец оказался в руках восставших и без помощи «Авроры».

Последующая история

Эпизод, имевший место во время Октябрьской революции, стал самым знаменитым для крейсера «Аврора». История корабля тут же была превращена в важный образ зарождения советской власти. Через три дня после событий в Зимнем дворце он вернулся на ремонт. Скоро «Аврора» вновь стала частью действующего флота.

Летом 1918 года власть большевиков была еще хрупкой. Около Петрограда развивалось наступление белой армии Юденича. Класс корабля «Аврора» ничем не мог помочь боям на земле. Тем не менее было решено использовать крейсер несколько иначе. Тогда же Петроград предстал перед угрозой иностранной интервенции. Большевики хотели затопить «Аврору» и еще несколько кораблей для того, чтобы преградить путь вражеским судам. Однако такой необходимости не возникло.

В мирное время корабль «Аврора», фото которого во время октябрьских событий в Петрограде попало на передовицы многих российских и иностранных газет, стал учебным судном. Крейсер участвовал в нескольких заграничных плаваниях. Во время этих экспедиций набирались опыта новые моряки РККФ. В десятую годовщину революции в 1927 году «Аврора» была награждена орденом Красного знамени.

Последний дальний поход корабль совершил в 1930-м, когда он обогнул Скандинавский полуостров. Далее последовал долгий капитальный ремонт. Однако он не мог сгладить того факт, что судно устарело. К 1941 году его вообще планировали вывести из состава флота, однако этому помешала наступившая война.

Во время блокады Ленинграда «Аврора» подвергалась многочисленным бомбардировкам немецкой авиации. Еще в начале войны советское руководство решило сделать корабль частью системы противовоздушной обороны города. На судне было несколько зенитных орудий, которые могли пригодиться в борьбе с самолетами люфтваффе. Обстрелы привели к тому, что корабль получил множество пробоин. В конце 1941 года матросы были эвакуированы. Пальба по «Авроре» прекратилась только после снятия блокады.

На вечной стоянке

В 1944 году было решено отправить судно на вечную стоянку у Петроградской набережной и сделать из него музей. К тому времени во всем Советском Союзе почти не было таких легендарных памятников, как крейсер «Аврора». Экскурсия по кораблю стала обязательной для туристов Северной столицы.

За несколько последующих десятилетий «Аврора» пережила дюжину реставраций. В 2014 году корабль был отправлен в Кронштадт для очередного ремонта. Планируется, что он вернется на вечную стоянку у Петроградской набережной уже летом 2016-го.

События, произошедшие в Петрограде 24 - 25 октября (6 - 7 ноября) 1917 года, уже давно стали историей. Историей настолько давней, что многие о ней почти ничего не помнят. Революционные события октября 1917 года обрастают домыслами и небылицами, как днище корабля, долго скитавшегося по морям и океанам, - водорослями и ракушками. Кстати, о корабле. О корабле под названием «Аврора». Спросите любого встречного школьника на улице Петербурга, что он знает о крейсере «Аврора». Едва ли каждый пятый скажет что-либо вразумительное. Да и многие взрослые не смогут внятно объяснить, что же происходило в нашем городе 87 лет назад.

Попытаемся немного очистить корабль Истории от некоторых мифов и стереотипов. А их за годы советской власти и за постсоветский период накопилось немало.

Октябрь 1917года, представления о нем многих современников - это как раз тот самый случай, когда нередко забывают о главных, стержневых моментах. Ни о каком октябрьском вооруженном восстании не могло бы быть и речи, если бы представители различных революционных партий (большевики, левые эсеры, меньшевики, анархисты и ряд других) не были твердо уверены в том, что вооруженное выступление в российской столице будет подхвачено не только жителями страны, но и трудящимися массами всех европейских, азиатских и других держав.

Вера в то, что мировая революция победит если не в считанные дни, то в считанные недели, была столь велика, что победа над Временным правительством казалась уже едва ли не половиной всего дела победы мировой революции. Арестованных в Петрограде хулиганов, погромщиков, налетчиков и прочих лихих людей победившая советская власть поначалу снисходительно щадила: сажала в каталажку по приговору революционного суда на срок «до победы мировой социалистической революции». Дескать, отсидит заблудший недельку другую, одумается, а там и всеобщая революция подоспеет, в которой нехорошим людям просто места не будет. Вот такой был революционный романтизм.

В советские годы немало было мифов о том, как проходило вооруженное восстание в Петрограде. Например, ленинградцы рассказывали друг другу о том, что во время штурма Зимнего дворца происходили «страшные события». Например, якобы революционные солдаты и матросы убивали и насиловали «княгинь»-, служивших в женском батальоне, выбрасывали их из окон Зимнего дворца.

Это неправда не потому, что моральный облик штурмовавших Зимний был необычайно высок, а по той причине, что в момент штурма в здании Зимнего дворца никого из военнослужащих женского батальона не было. За несколько часов до штурма они беспрепятственно и организованно покинули здание и направились в свои казармы, находившиеся в Лисьем Носу. Кстати, и княгинь среди них не было. Подавляющее большинство женщин-военнослужащих были прежде работницами петроградских фабрик и заводов.

Бытовал и совершенно иной, «хороший», миф. Рассказывали о том, что оказавшиеся в Зимнем дворце восставшие, осознавая себя уже хозяевами будущей Советской страны, очень бережно относились к всему тому имуществу, которое находилось в резиденции императорской семьи. Думаю, что на общественное мнение повлияли строки Маяковского, воспевшего честных вооруженных людей, штурмовавших Зимний. Я, разумеется, в силу понятных причин не был участником или очевидцем тех событий, но два-три раза в жизни, бывая в гостях у своих петербургских знакомых, видел в квартирах «сувениры», прихваченные их де душками или прадедушками из самого знаменитого петербургского здания. И потомки с большим удовольствием рас сказывали, как те или иные элементы царского интерьера впоследствии стали их семейными реликвиями. Что поделаешь, революция имеет и такие стороны.

Конечно, главным символом революции был и остается крейсер «Аврора» - корабль, 100-летие спуска на воду которого в прошлом году, к сожалению, осталось почти не замеченным. И о его роли даже многие историки почти ничего не знают. Из издания в издание переходит миф о том, что "Аврора» подала своим выстрелом некий сигнал к штурму Зимнего дворца. На самом деле все обстояло иначе.

Личный состав «Авроры» действительно был революционен, хотя еще в августе 1917 года на деле поддерживал Временное правительство. За сутки до штурма Зимнего Троцкий, выступая на экстренном заседании Петроградского Совета, счел нужным в своем докладе сказать несколько слов о будущем главном символе революции. Он заявил: «Когда правительство стало мобилизовать юнкеров, в это самое время оно дало крейсеру «Аврора» приказ удалиться. Почему, призывая юнкеров, правительство удаляло матросов? Причины понятны. Речь идет о тех матросах, к которым в корниловские дни являлся Скобелев со шляпой в руках просить, чтобы они охраняли Зимний дворец от корниловцев. Матросы «Авроры» выполнили тогда просьбу Скобелева, А теперь правительство пытается их удалить. Но товарищи матросы спросили и Военно-революци онный комитет Совета. И «Аврора» сегодня стоит там, где стояла и прошлой ночью».

Но, давая столь высокую оценку революционности авроровцев, еще два месяца назад охранявших Зимний дворец, Троцкий - главный организатор Октябрьского восстания в Петрограде - и сам не знал о том, что «Аврора» должна будет подать сигнал к штурму последнего оплота Временного правительства.

Честно говоря, этого вообще никто не знал. Это потом штурм дворца стал символизировать победу восстания, а в те дни ему не придавалось особенно большого значения

Вот сведения, взятые из документа - из архивного варианта репортерского отчета об общем собрании экстренного заседания Петроградского Совета, прошедшего 25 октября 1917 года. Обратите внимание: заседание открылось в 14 часов 35 минут, то есть за несколько часов до штурма Зимнего дворца. Выступая на нем, Троцкий чуточку поторопил события и от имени Военно революционного комитета заявил: «Временное правительство больше не существует, отдельные министры подвергнуты аресту. Другие будут арестованы в ближайшие дни или часы».

Поспешил немного товарищ Троцкий. На самом деле Временное правительство, как мы уже знаем, было арестовано в Зимнем дворце в ночь на 26 октября в 2 часа 10 минут. В сопровождении усиленной охраны члены правительства были препровождены в казематы Петропавловской крепости. По пути в крепость им встретилась группа пьяных моряков, которая, узнав о том, кого ведет конвой, попыталась сбросить теперь уже бывшее Временное правительство в Неву, но получила решительный отпор. Кстати, среди арестованных было немало очень приличных людей. Например, министр путей сообщения Ливеровский. Находясь в Петропавловке, он так страдал, что на нервной почве даже лишился глаза. После освобождения он уехал на юг и работал дворником. Потом, правда, про него вспомнили и пригласили в Петроград - Ленинград. Он стал заведовать одной из кафедр Института железнодорожного транспорта и за свои успехи в работе даже был награжден орденом Ленина. Вот такие неожиданные повороты готовила судьба. Но это уже было потом.

А 25 октября 1917 года, примерно в 13 часов, началось окружение Зимнего дворца. В операции участвовали примерно 12 тысяч вооруженных солдат, матросов и красногвардейцев Выборгского, Петроградского и Василеостровского районов города. Здание Зимнего дворца защищал и две с половиной тысячи юнкеров, три сотни казаков, батарея Михайловского артиллерийского училища и полурота 1-го Петроградского жене кого батальона. Войскам, защищавшим Временное правительство, дважды предъявлялся ультиматум о сдаче. Были перестрелки. Даже открывался артиллерийский огонь. В результате погибли шесть солдат Павловского полка. Несколько человек были ранены. Но до полуночи из дворца ушли и были беспрепятственно отпущены в казармы не только женщины, о которых уже шла речь, но и около двух тысяч юнкеров.

Штурм Зимнего был организован не столь хорошо, как принято считать. Были моменты, когда осадившие его отряды пребывали в состоянии нерешительности. Вот тут-то и сказала свое слово «Аврора». Никто не ставил задачу революционным матросам подавать сигнал к штурму. Они попросту подали военный сигнал, который подавался регулярно, для того чтобы на всех кораблях была проведена сверка времени.

Есть такая военная необходимость. Это для того, чтобы в боевых условиях различные воинские части и корабли действовали слаженно, не опаздывали или, наоборот, не спешили раньше других предпринять те или иные действия. Сейчас такая практика существует в армиях и на флоте во всем мире Но сверка времени таким способом была воспринята участниками штурма как некий заранее спланированный сигнал что сыграла свою важную роль.

Историки не называют точное время выстрела «Авроры» Обычно пишут о том, что он прозвучал примерно в 21 час Думаю, что можно с высокой степенью точности утверждать выстрел прогремел ровно в 21.00. Почему я это утверждаю? Потому что вряд ли сверка времени могла быть назначена на какое-то не «круглое»время.

Потом, спустя годы, когда в сумятице и неразберихе революционных событий постарались забыть, придав всему про исходившему исключительно легендарный характер, о вы стреле «Авроры» стали говорить как о заранее спланированном революционном сигнале. Но ни в одном из протоколов ВРК тех дней, как и в документах Петроградского Совет: рабочих и солдатских депутатов, вы даже упоминания о нег не найдете. Думаю, что и в документах заседания Петербургского комитета РСДРП(б) за 24октября (6 ноября) об этом ни чего не говорилось, хотя тот протокол не сохранился, а ссылки на него можно найти в более поздних публикация петроградских газет.

Легенды, мифы – не самый правдивый памятник истории. Но еще хуже, когда эту историю забывают вовсе. Так или иначе, но «Аврора» выстрелила. И выстрел это действительно прогремел в широком смысле этого слова. Убежден, что без него история цивилизации развивалась бы по другому сценарию. И нет у меня уверенности в том, что тот, иной, сценарий был бы более оптимистичным. Революции совершаются не потому, что люди знают как жить дальше, а потому что точно знают, как не хотят.